Вернуться к обычному виду

Виталий Воробьёв: «Все за нашу Родину в ответе, и цирковые артисты не исключение!»

Опубликовано: 28.05.2015 Возврат к списку
Виталий Воробьёв: «Все за нашу Родину в ответе, и цирковые артисты не исключение!»

В Волгоградском цирке с огромным успехом прошли гастроли программы «Вечный огонь» под руководством народного артиста России Виталия Воробьёва. Он же выступил и режиссёром-постановщиком спектакля, впрочем, как и тридцать лет назад. Именно тогда состоялся премьерный показ этой постановки, приуроченный к 40-летию Великой Победы.

В своём монологе Виталий Филиппович поделился своими впечатлениями от гастролей, провёл небольшой экскурс в историю, раскрыл некоторые секреты работы над спектаклем «Вечный огонь».

Немного истории, то, с чего всё начиналось. 1985 год – начало горбачёвской перестройки советского общества. Начало «заигрывания» Советского Союза с Западом. Все цирки собираются подготовить спектакли или парады-прологи к 40–летию Победы в ВОВ. И наш коллектив включился в эту непростую работу. Почему непростую? Потому, что это святая тема для всех народов Советского Союза и к ней нужно было отнестись с определённым трепетом гордости за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь за будущее нашей страны.

“В партком Союзгосцирка кто-то “капнул”, что мы вообще нацелены на профашистский спектакль”.

Нас проверяли идеологические службы. В партком Союзгосцирка кто-то «капнул», что мы вообще якобы нацелены на профашистский спектакль. Приехала целая делегация к нам в Запорожский цирк, проверили, поняли, что на нас наговаривают. Переехали в Волгоград, но и тут скрипели перья на обсуждениях в Волгоградском обкоме и горкоме партии, Комсомола: предлагали смягчить тему войны, чтобы не показывать военных действий на передовой, а показать, к примеру, как люди работали для фронта в тылу днями и ночами.

Почему-то тогда руководство страны вело политику сильной, но слишком толерантной страны. Бытовало мнение, что Советский Союз победил и не нужно постоянно об этом напоминать всему миру. Но! Как показали сегодняшние действия неофашистов в Латвии и Украине, об этом необходимо напоминать всему миру и знать, кто понёс на себе основной груз всех тягот войны, кто в ней победил, да и просто мир должен помнить – кто есть кто! Наша страна обязана воспитывать поколение за поколением с постоянным обострённым чувством патриотизма. Нужно прививать любовь к своей Родине, стараться сделать всё, чтобы в России больше никогда не было предателей. Может быть для кого-то то, что мы скажем ниже, может показаться слишком пафосным, ну что ж, тогда воспринимайте нас такими, какие мы есть.

Спектакль cоздали в Волгограде – Сталинграде, святом месте, где ковалась победа Советского народа. Постановка, изначально появившаяся в 1985 г, завоевала среди всех цирков страны первое место как спектакль в двух отделениях.

Вся пресса Волгограда и даже газета Всесоюзного значения «Правда» отметили значимость нашего циркового спектакля для воспитания подрастающего поколения.

“Тогда многие культурные деятели говорили, что они не ожидали, что в цирке вообще возможна постановка подобных героических спектаклей как наш “Вечный огонь”.

Прошло 30 лет, и так случилось, что мы опять гастролируем в Волгограде. Страна поменяла экономическую формацию, но и теперь мы видим, что нужно постоянно напоминать бессовестным властителям стран, что мир должен знать и помнить, кому он обязан освобождением Европы, да и всего мира, от фашизма! Молодой директор Волгоградского госцирка, Наталья Валерьевна Селиванова, узнала от меня, что 30 лет назад я сделал спектакль «Вечный огонь» с артистами коллектива «Руслан и Людмила» и как-то очень загорелась темой спектакля, да это и понятно – она коренная волгоградка, конечно, знает о трагедии, которая произошла на Мамаевом кургане. 

Она спросила: “А возможно ли повторить этот спектакль?” Я понимал: повторить то, что было, уже невозможно. Можно сохранить только канву старого действия, так как все номера совершенно другие. Я засел за сценарный план, чтобы сложить номера в нужном порядке, чтобы они соответствовали своей выразительностью теме спектакля.

Мы не объявляли конкурсов на творческую подготовку цирковых программ к празднованию 70-летия Победы, но некоторые коллективы вызвались помочь. Мы трудились, помногу часов репетируя и объясняя теперь уже нашей цирковой молодёжи, что стоит за Победой в Великой Отечественной Войне. Как оказалось, нужна идеологическая подготовленность к этой теме, и наша цирковая артистическая молодёжь поняла суть и включилась в работу. 

Сценарий к спектаклю был написан быстро благодаря книгам «Подпольный обком действует» Алексея Фёдоровича Фёдорова, дважды Героя Советского Союза. Я не стал действовать в предлагаемой автором хронологии сюжета, так как тогда бы это был не цирк, а слабый драматический спектакль. Цирковое искусство при создании драматургических постановок редко пользуется словом. Декорации делает минимальными, полностью старается избежать бытовых действий и предметов. В этом спектакле мы отдаём огромное предпочтение символике, через которую даём возможность зрителю понять сюжет спектакля. Мы уверены, что за два часа зрители прошли от начала войны до нашей победы.

Спектакль трудный, эмоциональный, и от этого он становится ещё труднее, так как цирковому артисту нужно держать себя в руках, при этом не забывая выполнять трюки под куполом цирка. Далеко не всем это удаётся! Тема требует масштабности, а у нас всего 34 человека вместе с ассистентами. Мы ждали приезда наездников «Кубанских казаков», их было не так много, но они оказались очень кстати. Особенно в тот момент, когда наступил цейтнот в решении сцены Победы. Были сценические проблемы у наших артистов, когда у девушек не хватало времени переодеваться из одной сцены в другую. Переодевались на ходу. Но всё получилось! Я теперь могу сказать, что это два разных во времени спектакля, но заряженных патриотизмом в высшей степени. 

Во время спектакля зрители плакали (заметьте, в цирке плачут!), весело реагировали на веселые сцены в партизанском отряде, вставали с мест в поклоне, чтя вместе с артистами память погибших в войне, и в финале представления вызывали артистов на поклон по 2-3 раза со скандированием «молодцы!». Артисты не зря трудились и у них все получилось.

Все за нашу Родину в ответе, от Президента до рабочего и крестьянина, а это значит, что и цирковые артисты не исключение!” 

Мы выражаем благодарность Генеральному директору Росгосцирка Гаглоеву В.Ч., первому заместителю генерального директора Росгосцирка Чеснокову О.Г., директору ХПК С.Э. Азаренко и всему производственному комплексу ХПК, директору Волгоградского цирка Н.В. Селивановой и всему коллективу цирка, художнику –постановщику циркового спектакля «Вечный огонь» А.Н. Богдановой, балетмейстеру- постановщику циркового спектакля «Вечный огонь» В.В. Архипову, композитору А.Пронину и отдельное СПАСИБО всем артистам и ассистентам СТК «Цирк-театр-шоу из Москвы» и аттракциону «Кубанские казаки». Всем, всем, ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СОЗДАНИЕ НАШЕГО ЦИРКОВОГО СПЕКТАКЛЯ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ!» 


Режиссёр-постановщик спектакля «Вечный огонь!»

Народный артист России,
Виталий Воробьёв


Видеоматериал

Рейтинг@Mail.ru