Вернуться к обычному виду

Формула успеха

Опубликовано: 09.02.2016 Возврат к списку
Формула успеха

В этом месяце исполнилось 50 лет творческой деятельности народного артиста России Владимира Довейко-младшего. Говорить о Володе и с Володей можно часами. Он необыкновенно интересный собеседник, которому есть, что рассказать, а, самое главное – его интересно слушать.

Мы побеседовали с ним о жизни. О его удивительной творческой жизни.

Но прежде, чем предложить вашему вниманию эту чрезвычайно интересную беседу, хотелось бы коротко сказать о его богатой, наполненной яркими событиями, жизни в искусстве под названием «цирк», о главных вехах в его творчестве.

Родился Владимир Довейко в семье легендарного артиста цирка, народного артиста СССР Владимира Довейко и уже с 14 лет стал работать в номере отца сначала учеником, а затем и артистом. Проработав несколько лет в номере отца, он стал непревзойденным акробатом и первым исполнителем уникальных трюков с подкидной доски на одной ходуле: двойное сальто-мортале и сальто-мортале с двойным пируэтом. Таков отпущенный Богом дар Володи – во всем, чем бы он ни занимался, достигать высот и оставлять свой особенный след.

А затем началась его собственная карьера – создание номера «Акробатический ансамбль «Русь», где впервые были исполнены двойное переднее сальто в складке с полупируэтом на одной ходуле (Владимир Пугачёв) и тройное сальто в кресло на перше (Илья Робей). У большинства цирковых фамилия Довейко это, конечно, прежде всего, синоним высочайшего акробатического мастерства. И, может быть, не все знают, что Володя был и очень хорошим Белым клоуном в группе под руководством Владимира Морозовского, а позднее Рыжим в клоунском дуэте с Василием Масютиным и Ильёй Робеем (режиссер – Александр Калмыков).

Затем он занялся клоунадой и как режиссер: в 1987 году подготовил новый репертуар с клоунами «Трио Шелковниковы»; в 1988 выпустил клоунский дуэт Панов-Новиков, в 1991 – эксцентрик-трио «Дряные клоуны». Вернувшись к акробатике, с которой Владимир Довейко-младший начинал свой творческий путь, он опять создает шедевр – «Акробатический полет «Русские качели», для которого он изобрел специальный мини-трамплин для качелей («качели Довейко»), позволяющий акробатам взлетать на высоту воздушного полёта. Этот номер объездил весь мир, многие годы он был визитной карточкой русского акробатического мастерства и непревзойденности и собрал практически все высшие награды международных цирковых фестивалей. За невероятные по сложности и опасности трюки участников номера за границей называли «русские самоубийцы» и «люди-птицы»: Константин Яворский и Виталий Винников исполняли открытое сальто из-под купола цирка с высоты 20 метров, а позднее Сергей Камышников и Александр Терентьев двойное сальто прогнувшись, приходя на манеж, на маты, которые удерживали пассировщики; а КахаКатамадзе в Монте-Карло в 1994 году исполнил четыре сальто-мортале в кресло на перше, который удерживал нижний. В 2000 году, когда номер закончил работать, Владимир Довейко-младший начал работу над созданием авангардного иллюзионного аттракциона «NewMagic», выпуск которого состоялся в 2001 году.В эти же годы он сделал интереснейшие постановки номеров «Клоун-Аристократ», «Канкан-сюита» и «Леди-скандал», в которых солировали Павел Иванов и Наталья Гончарова.

Владимир никогда не повторял ни свои, ни, тем более, чужие номера. Это его принцип. В 2008 году Владимир придумал и взялся за осуществление нового произведения, аналогов которому просто не было. И он осуществил! В 2012 году, после четырёх лет упорных репетиций, Владимир показал публике воздушный полёт по-настоящему планетарного масштаба и назвал его так же громко – «Миллениум». Этот номер совершил цирковую революцию в 21 веке. Он соединил воздушный полет и качели и впервые показал новый аппарат, в котором ловиторка была не отдельным снарядом, а крепилась снизу качели. Этот номер получил «Золотую медаль» на акробатическом фестивале в Чжухае (Китай) в 2013 году.Это стало, безусловно,убедительным свидетельством того, что все сомнения, которые были у некоторых цирковых в процессе его подготовки – беспочвенны. Удивительная творческая судьба! По величию каждого замысла и по виртуозности воплощения!

 – Кто оказал на Вас влияние в плане становления личности, кроме, конечно, Вашего отца?

Если говорить о клоунаде, то на меня очень сильно повлиял Леонид Енгибаров, а позже Вячеслав Полунин. Эти два человека изменили мое восприятие клоунады. А если говорить о том, кто дал мне возможность реализоваться самостоятельно, то это, конечно, Виль Васильевич Головко. В 1979 году с его легкой руки в его потрясающем коллективе «Карнавал идет по свету» я выпустил свой первый акробатический номер «Акробатический ансамбль «Русь».

– В цирке редко встречаются случаи, когда человек меняет жанры, добившись успеха в каком-то из них. Ваш пример – уникальный, когда человек не только их меняет, но и в каждом из них добивается необыкновенных высот, будь то акробатика, иллюзия, клоунада, воздушный полет. Откуда это идет? Каковы источники этого вдохновения?

Сам удивляюсь. Это также как стихи, которые я пишу уже много лет. Что-то происходит в голове, и ты сам не понимаешь, как возникают образы. Причем очень по-разному. В иллюзии мне хотелось убрать главного героя-волшебника, который ходит и хлопает в ладоши и очень напыщенно ведет себя в манеже. Мне хотелось убрать все это. Я хотел создать вокруг самоигрального иллюзионного трюка, присущий данному трюку мини-спектакль. Вокруг каждого, из показываемых публике трюков, свой отличающийся от других мини-спектакль. Мне хотелось показать, что иллюзия – это не только блестки и мишура, но и стиль: чёрно-белая стилистика, авангардная хореография, утончённая эстетика. Правда, осуществлению замысла предшествовал тоже своеобразный трюк-обман: я написал сценарий «Владимир Мономах», в котором известные иллюзионные трюки были представлены как пытки и средневековые истязания, где героя пилили, резали, кололи. Это была необходимость. Авангардистский сценарий не пропустили бы. А мне хотелось сделать спектакль именно в этом стиле.

Так происходило со всеми номерами: вначале приходила идея, а потом уже воплощение. Это было и с «Клоуном-аристократом», и с «Канкан-сюитой» и с «Леди-скандал». Когда мы начинали делать «Леди-скандал», у солистки Наташи Гончаровой не было вообще никаких навыков воздушной гимнастки, но под выстроенную задачу она, долго репетируя, выучила все необходимое. Вначале видишь образ, это – цель; а потом просто вкалываешь, пока не достигнешь означенной цели, то есть образа во плоти. Это как стих, где слово за слово цепляется. Это такая «привычка ставить слово после слова», как писала Белла Ахмадуллина. Конечно, не всегда получается сто процентов того, что ты видишь, потому что сказывается человеческий фактор, но, во всяком случае, результат всегда получался достойный.

– Все Ваши постановки были новаторскими. Как воспринимались новые идеи и замыслы?

Все новое, как правило, тяжело пробивает себе дорогу. Это закон жизни. Восприятие меняется постепенно, но в конце концов обязательно приходит признание. Всегда не находят себе места, а порой и бесятся те люди, которые понимают, что они этого сделать не могут, им не дано. Еще в 2009 году я написал следующие строки:

Жизнь состоит из запретов,
которые мы нарушаем.
Вовсе не ищем ответов,
просто – вопросы решаем.

 – Известен случай, когда гениальный цирковой режиссер перестал заниматься постановками из-за боязни, что «не получится». Что дает Вам уверенность и избавляет от этого страха даже в таких сложных проектах, как «Миллениум» с кенийскими акробатами?

Я уверен, потому что вижу. Я не берусь за работу, если не знаю, чего хочу и не вижу картинку.

 – Сейчас много говорят о кризисе режиссуры в цирке. Так ли это?

Безусловно, он существует, но при этом есть и очень достойные имена. Сегодня я выделил бы двух блистательных режиссёров: Аскольда Запашного и Руслана Ганеева. Они с большой любовью – и к цирку, и к зрителю – осуществляют свои постановки. Эти Мастера вкладывают в свои творения всю душу и работают на износ.

- Похоже на формулу успеха…

- А что, разве не так? Работать на износ и вкладывать душу – только тогда придет успех! Непременно придет!


Рейтинг@Mail.ru