Вернуться к обычному виду

Социальные сети







Календарь событий

Мы в ответе за тех, кого приручили

Опубликовано: 14.12.2016 Возврат к списку
Мы в ответе за тех, кого приручили

Эта фраза из "Маленького принца" Антуана Сент-Экзюпери ярко иллюстрирует взаимоотношения цирковых артистов со своими дрессированными животными. Для большинства из них четвероногие подопечные становятся в буквальном смысле этого слова членами семьи, детьми, с которыми связана вся жизнь. Тем нелепее звучат требования так называемых зоозащитников о цирке без животных.

Об этом мы побеседовали с заслуженной артисткой России Долорес Запашной.

- Долорес Павловна, Вам, проработавшей большую часть жизни с такими животными как тигры, слоны, а теперь и медведи, не кажутся ли подобные заявления лишенными логики?

- Так могут мыслить лишь люди, не знакомые с нашей работой и жизнью. Допускаю, что есть случаи жестокого отношения к животным. Но это частности. Сколько фактов жестокого отношения к животным чуть ли не ежедневно мы видим в повседневной жизни, читаем в ленте фейсбука об уродах, которые кичатся издевательствами над  кошками, собаками... А "зеленые" почему-то выбрали своим объектом лишь цирк.

Работа дрессировщика - это в первую очередь бесконечное терпение и особое отношение к четвероногому партнеру, которому отдаешь все свое время, успехам которого радуешься.

Так получилось, что после аттракциона "Слоны и тигры" я какое-то время работала в иллюзионно-трансформационном номере. Потом в номер вошел Василий Порхун. В цирке он уже давно. Начинал  униформистом, позже его заметил Айрат Вильданов и пригласил ассистентом в свой номер "Медведи-наездники". Так что, медведей он хорошо знает, их повадки, привычки. Он и мне привил любовь к этим животным, научил понимать их.

-Наверняка вы оба мечтали работать с ними...

-Да.  И представьте, что вскоре у нас вдруг появился мишка. Конечно, я понимаю, что случайностей не бывает, что все в этом мире предопределено. А дело было так. Когда мы работали в Сочинском цирке, нам сказали, что неподалеку, в поселке Лазаревском, видели беспризорного медвежонка. Потом мы узнали, что он сбежал от хозяина-садиста, который использовал его для фотографирования с отдыхающими. Истязал его, держал впроголодь. И медвежонок сбежал, спрятался от людей на пилораме. Это к слову о жестокости по отношению к животным. И отнюдь не в цирке, а в повседневной жизни. Надо было видеть, в каком состоянии мы его нашли - с затравленным взглядом, вырванными когтями, гематомой в ушах и спиленными зубами (к счастью, зубы у медвежонка были молочные, и вскоре отросли новые).

Первым делом надо было откормить найденыша, залечить его раны, ну и, конечно, войти к нему в доверие. А это было самое трудное. Зверь был агрессивен, помня все плохое, что сделали ему люди. Довольно долго привыкал к нам. Но день за днем, неделя за неделей, чувствуя доброе к себе отношение он настолько привык к нам, что тосковал без нас. Однажды нам пришлось дня на три уехать по делам, и мы попросили друзей присмотреть за медвежонком. Вернувшись, увидели обиду в его глазах. Забившись в угол клетки, он поначалу не хотел реагировать на наши голоса. И, поняв свою вину, мы подолгу просиживали у клетки, словно оправдываясь перед ним, мол, прости нас, дружок, надо было ехать в Москву, в главк, решать производственные вопросы. Ну потом, конечно, наш мишка оттаял. И вновь мы были друзьями.

Медвежонок оказался талантливым артистом. Он буквально "на лету" схватывал то, что мы показывали ему. Он стал главным действующим лицом номера "Шутки-Мишутки", в котором кроме прочих других исполнял такой рекордный трюк: подбежав к барьеру, взбирался на стоявший там перш, а оттуда перелезал на трапецию, на которой затем пролетал через весь манеж к форгангу. Зрители были в восторге! А в Ивановском цирке случилось несчастье. Кто-то подпилил трос и во время пролета на трапеции наш мишка свалился с высоты в манеж. По сценарию, после приземления надо было еще пройти в центр манежа и взять поварешку. И мишка, несмотря на резкую боль, проковылял на трех лапах и довел свою роль до конца.

Закончив номер, мы осмотрели животное и поняли, что у медведя  сломана лапа. К кому только мы не обращались за лечением. И каждый предлагал свою методику - от операции до имплантации  штифта. А один врач предложил, как оказалось, единственно правильное лечение.

- Зверь у вас молодой, - сказал он, - все на нем прекрасно заживет. Только вы помогите ему в этом, покупайте на рынке свиные уши и варите каждый день из них похлебку - первейшее средство для заживления костей. Ну и компресс делайте.

Конечно, мы последовали этому совету и уже через месяц нашему питомцу стало лучше. Еще через несколько недель он пошел на поправку. Во время репетиций начал ходить за нами на манеж. А 31 декабря (я хорошо запомнила этот день!) во время очередной репетиции медвежонок, к нашему изумлению,  проявил самостоятельность - побежал знакомой дорожкой на манеж, взобрался на перш, оттуда - на трапецию и съехал вниз. Для нас это было неожиданно, настоящий новогодний подарок. Животное помнило все свои трюки и в точности исполнило то, что делало несколько месяцев назад.

Шло время, у нас прибавилось поголовье животных. Теперь в номере три медведя. Надо было менять содержание, да и саму концепцию номера. Он обновился, стал совершенно иным. Основа его - иллюзионно-трансформационный корабль, который на глазах зрителей преображается в шестиметровый двухмачтовый парусник, на котором проделывают свои трюки косолапые медведи. Сама идея создания такого необычного реквизита осенила Василия Порхуна, который захотел сделать выступление и необычным, и занимательным. Когда макет этого корабля показали в ЦЦИ, то всеобщий вердикт был - утопия. Ведь никто не верил, что такое возможно воплотить на манеже. Но позже удалось убедить сомневающихся, и наш реквизит в полную величину был сделан. И вот представьте - манеж задрапирован ковром, имитирующим море. Посередине - какая-то непонятная дощечка, которая вдруг, на глазах зрителей превращается в настоящий шестиметровый корабль - поднимаются реи, раскрываются паруса, откидываются носовая часть и корма. Появляются якоря...  И тут же здесь начинают хозяйничать медведи - один подбегает к штурвалу, бьет в колокол, второй проходит "змейкой" меж якорей, третий балансирует на перилах...

- Конечно, все это нравится зрителям - и выучка медведей, и то, как вальяжно они исполняют все свои трюки, и, что главное - их ухоженный вид.

- А по-другому и быть не может. Мы ведь очень следим за состоянием здоровья своих подопечных. Летом у них постоянные купания - специально соорудили для этого бассейн  из металлического рундука. И мишки с удовольствием плещутся в прохладной воде. Вообще, мы убеждены, что, если животное чувствует к себе хорошее отношение, оно никогда не сделает пакости и не подведет на манеже. И многолетняя практика - тому лишнее подтверждение.

- То есть, это не преувеличение, что ваши медведи - это часть вашей семьи?

- Это так и есть. И даже уже вышедшего "на пенсию" своего четвероногого ветерана мы постарались устроить на новое место жительства - так, чтобы ему было комфортно. Нашли под Нижним Новгородом предпринимательницу, которая соорудила специально для нашего мишки-ветерана просторный вольер, да еще с бассейном, с зимней "берлогой" - короче, со всеми удобствами. Там бывшему артисту вольготно живется, и вниманием публики он не обделен, отдыхающие с расположенного неподалеку санатория приходят на него поглядеть, угощают разными вкусностями... Да и мы частенько наезжаем в гости.

Еще раз хочу подчеркнуть, что животные для нас, артистов цирка, это не "живой реквизит", как думают иные, называющие себя "зоозащитниками". Это часть нашей жизни и в своей работе мы руководствуемся девизом: "Будь милостив к ним"!


Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru