Вернуться к обычному виду

Интервью Народного артиста России Тофика Ахундова

Опубликовано: 29.04.2013 Возврат к списку
Тофик Гусейнович, известно, что Вы давно не приезжали Москву с гастролями и очень радует тот факт, что сейчас Ваши выступления можно увидеть в программе Большого московского цирка.

- Да, действительно так сложились обстоятельства. Во времена, когда я выступал с Жужой (первый бегемот из аттракциона Т. Ахундова) поступали приглашения выступить в московских цирках. Мы с женой Людмилой работали в цирке на проспекте Вернадского и наш аттракцион увидел Ю. В. Никулин, затем пригласил в свой цирк. Когда наступило время приехать на Цветной, мы находились на гастролях в Португалии, но сложности с оформлением документов не позволили нам тогда выступить перед московскими зрителями. И, наконец, это произошло.

Расскажите подробнее о бегемотах, которые работают в Вашем знаменитом аттракционе.


- Сейчас у нас в составе занято 3 бегемота, две самки - Яна и Аида и один самец Злата. Все они ещё молодые - им всего по 7 лет. Вообще бегемоты по своей природе - долгожители. Так, Жужа прожила 30 лет. Но готовить бегемотов для работы начинаем с самого раннего возраста.

А почему у самца женское имя?

- Когда мы его брали, ему было меньше года, а в таком возрасте сложно определить пол животного. По документам это была самка. Вот так он и остался Златой, пока это работе не мешает.

Как известно в цирковых программах бегемотов почти не задействуют.


- Такое случается, но очень редко, и то, как правило, один бегемот выходит на арену. Он может практически ничего не исполнять, просто это придаёт своеобразный колорит номеру. Такого, чтобы сразу несколько бегемотов работали на манеже - этого сейчас нет ни у кого.

Если вспоминать дрессировщиков бегемотов, то сразу на ум приходит имя Степана Исаакяна.

- Да, у него в аттракционе было занято два бегемота, а первым с бегемотами в отечественном цирке начал работать Владимир Дуров. Вы начинали в цирке как эквилибрист и довольно успешно.

Как перешли к дрессуре и откуда Вы черпали свои знания и умения?

- Решение заняться дрессурой пришло ко мне в конце 70-х годов на гастролях в Австралии, премьера состоялась в 1979 году. Так получилось, что все свои номера я придумывал сам. Были случаи, что мои трюки пытались скопировать, но безуспешно. Самое сложное, когда только взял животное, – это понять, сможет ли оно войти в работу. Что касается бегемотов, то во время подготовки к выступлениям они очень привыкают к людям, которые их окружают. Если видят посторонних, то начинают себя по-другому вести, пугаться.

То есть они привыкают к окружающей их атмосфере, своего рода консерваторы?


- Да, и это даже по отношению к музыке заметно. Другая музыка во время их выступления - они нервничают и могут отказываться выполнять трюки. Сложностей в работе с ними много и, плюс ко всему, это очень опасные животные. В дикой природе с ними даже крокодилы не связываются из-за их мощных челюстей.

Очень эффектно смотрится, когда в Вашем аттракционе сразу три бегемота, держась друг за друга, стоят на задних лапах Можно себе представить, как сложно их заставить что – то сделать на манеже?

- Ранее в моём аттракционе было занято 4 особи и все они участвовали в исполнении этой стойки, но сейчас из них осталось трое. Со временем я планирую расширить аттракцион и снова ввести в работу ещё одного бегемота.

У разных животный - разный характер. В Вашем аттракционе они заменяют друг друга или у каждого свой набор элементов для исполнения?

- Есть то, что умеют делать все мои подопечные – это перекаты, но когда дело доходит до вальсирования, то самец не делает это вовсе, а самки с большой неохотой. Видимо, это заложено на природном уровне. Помню и Жужа также не любила вальсировать, но я всё равно добиваюсь от них исполнения этого трюка.

А курьёзные случаи бывали с этим составом бегемотов?

- Бывало всякое, но чтобы отдельно запомнилось, такого пока нет, опять же в силу их возраста. В цирковой программе вы также выступаете с обезьянами.

Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Да, в номере у меня 9 обезьян. Это макаки-резусы и разные виды павианов. Есть трюки, которые не исполняются в других номерах с обезьянами. Так, обезьяны на подкидных досках – это историческая вещь. В своё время за разработку этого трюка руководство Росгосцирка выразило мне благодарность. Тогда за все новые открытия в цирковом искусстве объявляли благодарность. Сначала, после исполнения сальто с подкидной доски обезьяны приходили на пол, потом возникла идея, чтобы обезьяна приходила после этого трюка на спину собаке. Это самое сложное - научить животное отходить от доски, а затем точно приземляться. Я репетировал этот элемент в Таиланде 9 месяцев.

Наверное, у Ваших номеров очень широкая география гастролей?

- Это действительно так. Со своими аттракционами мы были во многих странах на разных континентах, от США до Австралии и от Сингапура до Мексики. Больше всего мне заполнилась Америка. Мы объездили всю страну, выступили даже в знаменитом Мэдисон Сквер Гарден. Для здешней публики это было очень необычно и интересно. После нынешних московский гастролей поедем по циркам России.


Рейтинг@Mail.ru