Вернуться к обычному виду

"Куда приехал цирк? На родину!" - интервью директора цирка-шапито "Юность" А.Е.Хазанова

Опубликовано: 06.05.2013 Возврат к списку

Куда приехал цирк? На родину!


"Юность" - передвижной цирк, филиал федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания». Создан в 1956 году. С 1988 года его директором является наш земляк Анатолий Ефимович Хазанов, Заслуженный работник культуры России.


Оказалось, директор цирка «Юность», который гастролирует сейчас в Бобруйске, Анатолий Хазанов родился в нашем городе и провел здесь раннее детство.


С 29 апреля по 12 мая в Бобруйске гастролирует Московский цирк «Шапито», точнее, один из его филиалов — «Юность». Купол цирка размещается на ул. 50 лет ВЛКСМ, у «Короны». Между прочим, директор филиала — Анатолий Ефимович Хазанов —  наш земляк: он родился в Бобруйске и здесь провел свое раннее детство.


Накануне выступлений мы встретились с Анатолием Ефимовичем в его маленьком домике на колесах, в каких работники цирка проводят значительную часть своей жизни.


- Анатолий Ефимович, что вас связывает с нашим городом?


- Родился я в Бобруйске в 1945 году. Мой отец, Ефим Тимофеевич Хазанов, заведовал облздравотделом (тогда еще была Бобруйская область), потом с 1945-го по 1950-й годы был главным санитарным врачом города. Я ладе привозил фотографии отца для стенда в вашей санстанции... У меня есть фотография, где отец стоит с председателем Бобруйского облисполкома на стадионе 7 ноября 1946 года. А мама моя была врачом-невропатологом в больнице. Жили мы на улице Социалистической, в 2-хэтажном здании, напротив центрального входа на рынок. На первом этаже находилась «скорая помощь», а мы жили на втором. В детский садик я не ходил, меня воспитывали родители, была у нас и домработница. В 1951-м году, когда мне было 6 лет, наша семья переехала в Гомель. Так получилось волею судьбы, что мы с цирком часто приезжаем в Бобруйск на гастроли, и мне здесь очень нравится. Бобруйск здорово меняется с годами — сильно расстраивается, появляется столько новых микрорайонов. Когда-то, еще совсем молодым, я приезжал сюда на соревнования по велогонкам, тогда в городе был всего один светофор, в районе рынка. Объясняя дорогу, все говорили: «Вот зайдешь за светофор и повернешь туда-то». Конечно, сегодня Бобруйск совсем другой. И еще что интересно, в Москве я живу в районе Измайловском, наш район — побратим Бобруйска. По работе я давно подружился с нынешним председателем Бобруйского горсовета Михаилом Сидоровичем Ковалевичем, начальником отдела культуры Ириной Роскач.


- Как сложилась ваша судьба после Бобруйска?


- В Гомеле я отучился в школе. Сначала решил пойти по стопам родителей. Закончил 4 курса мединститута. Многие мои сокурсники стали известными людьми. И главный санитарный врач Могилевской области со мной учился на одном курсе. Однажды, когда мы ездили на гастроли в Могилев, он хотел меня оштрафовать за что-то. А когда мы с ним разговорились, оказалось, что мы учились вместе, у нас общие друзья. Мединститут я не закончил, пошел в институт физкультуры и спорта.


- Это уже ближе к цирку!


- Я еще музыкант по специальности, когда-то учился в музыкальной школе, в музыкальном училище в Гомеле по классу фортепиано. Много лет работал в филармонии. Мы с ребятами-студентами играли в оркестре в приезжем цирке-шапито, мне понравилось, и еще живя в Гомеле, я начал работать в передвижном цирке в Москве. В цирке был музыкантом, администратором, потом заместителем директора. Артистом никогда не был. Моя работа — больше административная, но знаю тут уже все «от» и «до», только в передвижных цирках работаю 30 лет.


- Где вы бывали с гастролями? Какая страна впечатлила больше всего?


- Как руководитель цирковой поездки, был в Японии, Турции, Румынии, Казахстане, Израиле, в СНГ везде бывали. Каждая страна впечатляет по-своему, но больше всего, пожалуй, Япония. Потому что там интересный уклад жизни, японцы очень ценят порядок во всем. За месяц мы знали расписание гастролей до минуты — во сколько выезд, во сколько переезд в другой город, выступления и так далее. Они все ходят четко на работу, все в униформах, что дети, что взрослые. Приходят они в цирк, и если билеты на первый ряд не проданы, туда никогда никто не пересядет. Никто там не знает, кто сколько получает. Я по своей глупости стал расспрашивать об этом, они стали смеяться, и я так ничего и не узнал. А больше всего я люблю бывать в Беларуси. Хоть я сейчас житель Москвы, душой болею за Беларусь. В Беларуси я как дома.

 

- А в какой стране вам больше всего нравятся зрители?


- Лучшего приема, чем в Беларуси, не бывает нигде. Сейчас немного стало хуже, почему-то люди стали более обозлены. Но все равно люди здесь настроены доброжелательно, они приходят в цирк отдохнуть, хлопают, искренне веселятся.


- На сайте «Одноклассники» в анкете у вас указано место жительства «Москва-Нью-Йорк». Вы и там часто бываете?


- (Смеется). Всеми этими сайтами у меня занимается сын, балуется! А дело в том, что раньше у меня была мечта — завести в Нью-Йорк передвижной цирк, но не получилось. Сам я там бывал раз пять, у меня много друзей-эмигрантов. Честно сказать, мне в Нью-Йорке не нравится — какая-то серость, внутреннее напряжение, моральное давление. Все основано на деньгах, все слишком меркантильны. К сожалению, это движется и к нам. Все это появляется в России и понемножечку в Беларуси и в Бобруйске.


- Расскажите немного про ваш цирк? Сколько человек у вас работает?


- Обслуживают цирк и всю эту конструкцию технически чуть более 20 человек. А что касается артистов, каждый сезон мы выбираем новую программу. Мы находимся в штате Росгосцирка, и с этого штата каждый год берем разных артистов. Ни в одном цирке своих артистов нет. Всего в Росгосцирке порядка 4-х тысяч артистов. В этой программе, которую мы сейчас представляем, задействовано 36 человек и 8 — в оркестре. Вообще, в передвижных цирках не держат оркестр, но у нас в «Юности» свой хороший оркестр.


- Что бобруйчане увидят на этот раз?


- Есть такой выдающийся, я считаю, номер, как акробаты-прыгуны на беговой дорожке — участники международного конкурса в Монте-Карло, работают под руководством Заслуженного артиста России Игоря Майорова. Интересный номер с животными «Вепрь» — Заслуженный артист России Владимир Добряков с дикими кабанами. Необычный номер — «Па-де-де на верблюдах» из Санкт-Петербургского цирка, в нем артисты на верблюдах делают акробатические номера. Клоун у нас очень известный Владимир Иванов, Заслуженный артист России. И обезьяны-наездники на собаках, и соло-жонглер, и «Колесо смелости» (его еще называют «Колесо смерти»), «Летающий перш» и другие яркие, необычные номера...


- С животными много проблем?


- Да. Корма сейчас — очень дорогое удовольствие. Сколько всего нужно только для того, чтобы прокормить 8 диких кабанов! Для одного верблюда требуется 10 кг яблок в день. Для обезьян нужны овощи, фрукты, бананы, апельсины, яблоки. На всю эту компанию в месяц уходит примерно 1 тонна морковки.


- Цирк ваш передвижной. Часто ли удается бывать дома?


- К сожалению, очень редко, только зимой. Такова жизнь циркачей. Потому все у нас в основном ездят с женами, детьми, оттого в цирке так много семейных династий. Раньше и моя жена тоже ездила со мной. Когда-то она была певицей в филармонии, потом работала администратором в цирке. А сейчас ей тяжело, она остается дома, в Москве. Нашего сына Тимофея мы тоже хотели видеть цирковым артистом, но он ни в какую. Окончил музыкальную академию в Москве. Он саксофонист, джазовый музыкант, довольно известный. Занимается шоу-бизнесом. Сейчас я рад, что он не пошел в цирк.


- Жизнь циркового артиста не завидна?


- Конечно. Дети, вместо того, чтобы ходить в школу, с малолетства на манеже, высшее образование и вообще образование имеют считанные цирковые артисты. Работа у них очень тяжелая. Почти все выполняют силовые номера, и к 45 годам болеют все без исключения. Цирк — это искусство молодых, искусство тела. У многих номера связаны с риском. И еще такой момент. Цирковые артисты рано уходят на пенсию, а найти работу потом непросто. Они ведь всю жизнь занимались одним делом и делать что-то другое не могут. А они привыкли к публике, аплодисментам, начинаются проблемы морального плана. Да, раньше к цирковым артистам отношение было другое. Сам помню, когда еще был пацаном, по Гомелю шли цирковые артисты, мы бежали за ними, восхищенные, и кричали: «Артист цирка, артист цирка пошел!».


- Вопрос бестактный, который в Японии не задают: сколько получает в среднем артист цирка?


- Примерно полторы-две тысячи долларов в месяц. Если очень хороший номер, то 100 долларов за выход. На уровне Беларуси, вроде, и неплохо. Но, понимаете, какая проблема. Он ведь вынужден покупать в магазине все. Когда человек дома живет, там и картошечка, и закатки. А артист должен все это купить.


- Анатолий Ефимович, знаем, что 29 апреля у вас был день рождения. Поздравляем! Долгих вам лет творческой активности и постоянного аншлага вашему цирку.


- Большое спасибо!


Ирина Рябова.Фото автора и Людмилы Новицкой.


Рейтинг@Mail.ru