Вернуться к обычному виду

Интервью Генерального директора Росгосцирка в журнале «Excluzive»

Опубликовано: 20.06.2013 Возврат к списку

Цирк – это образ жизни


В 2012 году Распоряжением Правительства РФ была одобрена Концеп­ция развития циркового дела в России на период до 2020 года. Как из­менится российское цирковое искусство и какой вектор теперь примет его развитие? Об этом нам рассказала Генеральный директор Росгос­цирка Фарзана Халилова.


Фарзана Рахимовна, расскажите о том, как вы пришли в цирковую компанию.


– В системе Росгосцирка я работаю почти 30 лет. По сути, для меня Росгосцирк – это второй дом. Свою карьеру начала в Тюменском государственном цирке, долгое время работала там директором, в 2011 году возглавила Москов­ский цирк на проспекте Вернадского. Когда Министерство культуры России объявило открытый конкурс в 2012 году на замещение должности генерального директора, решила принять в нем участие, так как хорошо представляла себе, как должен работать Росгосцирк и какие меры по его воз­рождения можно предпринять. Мою программу одобрили и, выиграв конкурс, я стала генеральным директором ком­пании.


– Что сейчас представляет собой Росгосцирк?


– Прежде всего, Российская государственная цирковая компания – это большой имущественный комплекс, в кото­рый входит 78 предприятий. Из них свыше 40 – это стаци­онарные цирки по всей нашей стране от Калининграда до Владивостока. И конечно, главная ценность компании – это ее артисты.


– Можно ли сказать, что Росгосцирк – это серд­це российского циркового искусства, объединяющее почти все цирки страны.


– Именно так. Вообще, цирк представляет собой уникальное творческое явление. Здесь все по-настоящему. Мастерство цирковых артистов – это демонстрация силы, ловкости, мужества, красоты. Цирк является одним из самых демократичных видов искусства, и, безусловно, это искус­ство - семейное.


– Как вы оцениваете состояние российского цирко­вого искусства сегодня?


– В настоящее время роль отечественного цирка в нашей культуре изменилась. Чтобы понять это, нужно обратиться к истории. В советское время цирк был у всех на устах. Наши артисты объездили все страны мира, и везде их выступления проходили с большим успехом. При этом их гастроли прино­сили большой доход в казну страны, в том числе и в валюте. Но времена менялись. В 80–90-е годы в российском цирке наступил глубокий кризис. Внимание к цирку стало ослабе­вать, многие талантливые артисты уехали, новые номера и аттракционы не создавались на должном уровне, имена рос­сийских артистов цирка перестали быть на слуху. Конечно, сейчас цирк начал выходить из этой сложной ситуации, но предстоит еще большая и очень трудная работа.


– Если говорить о принятой на правительственном уровне Концепции циркового искусства, то какова ее основная идея?


– Принятие такого документа – важный шаг для всего российского цирка. Правительство Российской Федерации, Министерство культуры обратили серьезное внимание на цирковое искусство. Они действительно озабочены его со­стоянием и готовы нам помогать. Основная цель, безусловно, повысить общий уровень циркового искусства.

Если говорить о роли Российской государственной цир­ковой компании, то в эту концепцию заложен целый комплекс мер по совершенствованию ее деятельности, как экономиче­ской, так и творческой.

Отмечу один момент в концепции об имущественном комплексе компании. Ведь он остро нуждается в модерниза­ции и капитальном ремонте. Сейчас прорабатываются про­граммы по реконструкции цирков. Конечно, нужны немалые финансовые затраты, но они со временем окупятся. Уже ре­конструированы цирки в Ярославле, Курске и других горо­дах, заново будет отстроен Пензенский цирк.

Каждый элемент в работе нашей компании, а также в раз­витии циркового искусства в целом существенен. Без одного нет другого.


– Российский цирк традиционно славен своими ди­настиями: Дуровы, Никулины, Запашные, Нугзаровы… Хочется спросить, как все-таки рождаются звезды в цирке?


– Рождаются они с помощью колоссального трудолюбия, таланта и любви к искусству. Часто в цирк приходят из спорта, из циркового училища, но русский цирк – это прежде всего династическое искусство. «Рожденные в опилках» – именно так мы называем потомственных цирковых артистов. Все те знания, которые передаются у цирковых из поколения в по­коления, уникальны. Можно отработать силовые элементы, но вам нигде не скажут, где учат на дрессировщика или хо­рошего клоуна.


– Кстати, о дрессировщиках, известно, что в том же «Цирке Дю Солей» не задействованы животные, при этом их спектакли с большим успехом проходят во всем мире.


– У нас разные представления о цирке. Если говорить об исконно русском цирке, то его сложно представить без жи­вотных. Это как особый колорит, и наши зрители это всегда очень хорошо принимают.

Если говорить о «Цирке Дю Солей», то самое интерес­ное, что большая часть их артистов русские. Я была на спекта­кле этого цирка, и зрители в зале восхищались невероятными аттракционами. А это были наши артисты: воздушный полет Виля Головко, вольностоящая лестница Дворецких, «Колесо смерти» Саунбековых. Можно сказать одно, что уровень на­шего цирка ничуть не уступает.


– Тогда сразу возникает вопрос о режиссуре в отечественном цирке, ведь номер должен быть не толь­ко сложным и эффектным, но еще и современным.


– Именно. Вызвать интерес у зрителя – это основная за­дача режиссера. К этому вопросу мы подходим очень серьез­но. Взят курс на обновление номеров компании, и результаты уже есть – это награды на международных фестивалях цирко­вого искусства, приглашения на зарубежные гастроли. Глав­ное – стараться идти в ногу со временем. Создаются новые программы, где воплощены интересные и передовые режис­серские идеи. Режиссеры стремятся к созданию эффектного шоу, в котором единая сюжетная линия проходит через все представление.


– Программы для цирков выбираются по какому-то определенному принципу?


– Конечно, есть специфика определенных регионов, многое зависит от самого цирка, но мы не делим по принци­пу – прибыльно или нет. Программы распределяются таким образом, чтобы зрители в разных городах могли посмотреть разные, новые и интересные работы Росгосцирка.

Для нас очень важно расширение цирковой аудито­рии, поэтому даже в самом далеком регионе, говоря на финансовом языке, мы стараемся показать качественный продукт.


– Что является основой российского циркового ис­кусства?


Это лучшие традиции советского плюс новые современ­ные технологии света, звука и других составляющих. Сегодня русский цирк стоит на пути возрождения, поэтому наша за­дача – с помощью новаторских идей и высокого профессио­нализма сделать его лучше. Цирк жил, жив и будет жить


Рейтинг@Mail.ru