Вернуться к обычному виду

Интервью Наталии Стихановской - директора Кисловодского государственного цирка

Опубликовано: 26.06.2013 Возврат к списку

Наталия Алексеевна, с чего начинается Ваш рабочий день? Опишите, его, пожалуйста.


- Мой день начинается, прежде всего, с гимнастики (своя методика дыхательной гимнастики) и йоги. После нее я еду в цирк и провожу планерку. На ней мы обсуждаем все проблемы. Вот сейчас приехала знаменитая во всем мире программа Тамерлана Нугзарова. У него 25 лошадей, а у нас 12 стойл, т.е. 13 лошадей еще стоят в раздвижных стойлах за кулисами цирка во дворе, а там дождь, ситуация с ветром, с кормами, с опилками, медикаментами с вакцинацией, с подготовкой к следующим гастролям. Но есть проблемы и более важные. Сейчас активно ведется война против Российского цирка с животными и мы активно участвуем в этой войне. Российский цирк — за цирк с животными, потому что цирк не может существовать без животных. Естественно, мы за гуманную дрессуру и мы сейчас проводим опрос, опрашиваем зрителей нашего цирка, которые приходят на программу Тамерлана Нугзарова.

А самое главное — мы готовимся к юбилею нашего цирка. 30 июня ему исполняется 40 лет. Дело в том, что цирк нуждается в реконструкции и ремонте, поэтому мы не будем проводить широкомасштабный праздник. Наоборот, хотим пригласить общественность и поставить вопрос о помощи цирку. Во вторник, 18 июня, Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который предоставляет право органам госвласти субъектов РФ участвовать в модернизации цирков, включая их реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения и капитального ремонта. Поэтому мы хотим сегодня привлечь внимание общественности и Глав городов КМВ к проблемам Кисловодского цирка. Этого всё касается моего рабочего дня. Кроме того, есть и текущая работа.


Ваше образование как-то связанно с цирком?


- Да, оно связанно с цирком. Я получила специальное образование, закончила ГИТИС им. Луначарского в г. Москва по специальности «Режиссура цирка». Много лет работала режиссером цирка, и потом мне было предложено стать заместителем директора Кисловодского цирка, после этого стала директором. На этой должности я уже 9 с лишним лет. Но не оставляю свою вторую любимую профессию режиссера. Я из года в год ставлю спектакли, парады-прологи, эпилоги. Номерами я стала заниматься реже, потому что очень большая загруженность. А что касается спектаклей для детей, то Вы из года в год смотрите мои авторские ёлки, для которых я специально пишу сценарии и сама их ставлю.


Скажите, а есть ли у Вас в цирке свои артисты?


- Нет, это заблуждение. Нельзя одну и ту же труппу показывать 40 лет в Кисловодском цирке. Своей труппы нет и быть не может. Они были организованы в Московских цирках, но там они, по моему мнению, нужны скорее для того, чтобы отправлять артистов за рубеж. Мы один из самых маленьких цирков России, есть большие постановочные цирки в городах с миллионным населением. Многие из них имеют 2 манежам (один из них репетиционный) и у них есть цирковые школы, студии, они проводят Международные фестивали, конкурсы, проводят еще больше работы, чем малые цирки России, такие как Кисловодск, Иваново, Кострома. Но и у нашего малого цирка тоже хватает забот.


И все-таки как случилось, что Вы стали руководителем?


- Хочу сказать, что я не хотела быть чиновником, директором. Жизнь заставила, потому что профессия режиссёра очень близка к профессии администратора, продюсера, директора артистической труппы. Режиссер-постановщик — это энергетическое ядро, это человек, который может организовать шоу, разработать концепцию и вдохновить их всех на создание нового дела. У меня творческая семья. Мой брат — народный артист России, известный цирковой режиссер, моя дочь закончила Факультет сценографии и театральной технологии «Школы-студии (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном театре имени А. П. Чехова», и сейчас работает в Московском Театре Оперетты художником-технологом, поставила 8 спектаклей в Москве как художник-постановщик, мой муж — музыкант, дирижер оркестра. И я сама проработала в театре около полугода, и все же цирк перевесил. Я остаюсь в цирке уже около 33 лет и надеюсь, что всю свою жизнь до конца я проведу в цирке, потому что это не работа, а стиль моей жизни.


Что Вы можете рассказать о Вашем цирке (чем гордитесь, чем недовольны)?


- Горжусь тем, что Кисловодский цирк, находясь в достаточно сложном состоянии, практически 40 лет без ремонта, продолжает функционировать, продолжает работать. И я горжусь тем, что на премьеру мы всегда приглашаем детей сирот, детей из малообеспеченных семей. Проводим открытые уроки и репетиции. Я обладатель премии «Триумф» 2001 года в области культуры и искусства именно за эти открытые уроки — открытые уроки для маленького количества детей, чтобы каждый ребенок мог стать на канат и пройтись по нему, чтобы каждый мог сесть верхом, взять в руки жонглерскую булаву, кольцо, арапник. Таким образом, он приобщается к цирковой культуре, нашей цирковой жизни. Мы не гонимся за рекламой, не приглашаем телевидение, а открытые уроки просто фотографируем и выкладываем у себя на сайте. Делаем это к сведению детских домов и приглашаем их на открытые уроки. Это всё бесплатно. Мы стараемся что-то подарить детям на память — какой-нибудь сувенир, афишу с автографом. Что-то, что будет напоминать им о дне, когда они посетили наш Кисловодский цирк.


Цирк поменялся за время Вашей в нём работы?


- За время моей работы цирк очень изменился. Не знаю в хорошую ли сторону, он идёт в сторону шоу. Если говорить обо мне, то я выросла на групповых цирковых номерах (например, в каждой цирковой программе работали групповые номера, например в одной цирковой программе: и гимнасты, и «воздушный полёт» и «групповые акробаты-прыгуны» или «вольтижёры»). Этих групповых номеров становится всё меньше и меньше.

Лет 30 назад, когда я начинала в Кишиневском цирке, где была режиссером - постановщиком, программа состояла из 14 групповых номеров: 10 в первом отделении, 3 во втором и еще аттракцион. Сейчас это трудно себе представить, программы стали малочисленные.

И вот сейчас, когда сейчас приехала программа 76 человек, думаешь, как их прокормить, встретить, отправить дальше по маршруту, заплатить зарплату и налоги, и … жить спокойно. А с другой стороны, ты понимаешь, что наконец-то приехал полноценный цирковой спектакль, где не может быть 30 человек.

Мы не можем представить себе российский цирк без животных. Представьте цирк без лошадей. Да цирк вообще возник благодаря конному цирку. Манеж 13 метров — из-за того, что расстояние до крупа лошади складывается из длины руки человека с шамбарьером (длинного хлыста для дрессуры) и составляет 13 метров (щелчок, над крупом лошади — это знак дрессировщика — возможность поправить лошадь, когда она делает что-то не так). И естественно, цирк Филиппа Астлея (самый первый стационарный цирк) возник именно, как круглый манеж, имеющий в диаметре 13 метров, потому что так было нужно для дрессуры лошадей. Манеж не шестизвездочный, не квадратный, не треугольный, а круглый и с «пистой». Хочу пояснить - Писта - (франц. piste - скаковая дорожка) узкая, трекоподобная дорожка у барьера манежа, служащая опорой для бегущей лошади, позволяющая ей сохранить определенный наклон корпуса, необходимый для устойчивости наездника. Все взаимосвязано. Само понятие «циркус» — это круг и круг для лошади. И как может цирк существовать без животных? Это абсурд! Это не цирк.

Мы по-разному относимся к своим домашним животным. Есть хозяева, которые жестко дрессируют своих собак, а есть те, которые разговаривают с ними, целуют их, спят с ними и даже едят вместе. Разные люди, разный подход к животным, разный посыл на дрессуру, и поэтому говорить о том, что в цирке издеваются над животными... Я здесь 24 часа в сутки и могу наблюдать, как живут животные в цирке. В цирке животные живут намного дольше. У Таисьи Корниловой, народной артистки России, группа слонов (слоних) живет больше, чем они живут в природе. И в цирке те же животные хищники — львы и тигры живут в 2 раза больше, чем в природе. Да и морские львы, и котики в природе живут меньше, чем они живут в цирке, потому что совершенно другой уход, другое кормление, лечение, а в природе просто выживает сильнейший.

Поэтому я за цирк с животными.


Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое и изменить свою жизнь, как бы Вы ее прожили?


- Я прожила бы ее также, работая всю жизнь в цирке. Цирк - это мое жизненное предназначение.


Как добиться успеха? Дайте совет нашим читателям.


- Как сказал мой любимый писатель Франц Кафка, «Порою то, что мы считаем неудачей, является нашим успехом», поэтому понятие успеха достаточно парадоксально. Мы переживаем иногда трудные вещи в профессиональной сфере и считаем это падением, а проходят года и мы понимаем, что это был наш взлет, что это было нашей новой дорогой, нашим творческим поиском, профессиональным достижением. Понятие успеха весьма относительно. Для меня успех ни есть богатство, ни есть финансовое процветание, а прежде всего исполнение человеческого предназначения. Когда без тебя, например, не может нормально, в рабочем режиме осуществлять свою жизнедеятельность цирк.


Биография.

Стихановская Наталия Алексеевна, родилась 5 октября, на станции Кандагач, Ключевского р-на, Актюбинской области. В системе Росгосцирка отработала более 32 лет. Замужем, есть дочь. Входит в правление совета директоров Юга России Российских цирков.


Рейтинг@Mail.ru