Вернуться к обычному виду

Алексей Сарач празднует свой юбилей

Опубликовано: 03.08.2013 Возврат к списку

70-летие со дня рождения отмечает выдающийся цирковой деятель, народный артист России Алексей Еремеевич Сарач. В преддверии юбилея прославленный мастер цирка рассказал о своём творческом пути.

- Алексей Еремеевич, как прошли Ваши детские годы?

- Я родился в 1943 году в военное время, в дни Курской битвы. Послевоенный период навсегда остался в моей памяти: приходили мужчины в форме, в кирзовых сапогах, очень добрые и благородные. Мальчишками мы им завидовали, ведь нам ничего такого не выпало. Завидовали их мужеству, их победоносности. Родился я в Москве, жили мы в самом центре, на Пушкинской улице. Послевоенная Москва в те времена сложно жила. Помню, были очень большие очереди за продуктами, в которых стояли подолгу. В 7 лет я пошел в школу и учился прямо около Дома Союзов. Когда в 1953 году был в третьем классе, у меня в глазах стоит следующая картина: умер Сталин. Все плакали. Нас провели к похоронной колонне учеников-пионеров, а потом мы с большим трудом добирались домой. Несколько дней было паломничество в Доме Союзов. И, примерно, в это же время, с третьего класса я начал заниматься гимнастикой. Пошел в секцию «трудовые резервы». После восьмого класса я ушел из школы, перевелся в вечернюю, и пошел в ремесленное училище учиться на токаря, - очень мне нравилось точить металл. Я одновременно учился в вечерней школе и занимался спортом. То есть, по сути, времени свободного вообще не было. Потом пошел работать на завод, а в 1962 году меня призвали в армию. В те времена я жалел о трех потерянных годах, сейчас же вспоминаю о них с теплотой. Я служил в танковых войсках – механик-водитель первого класса средних танков. Редко кому удается управлять такой техникой, 36 тонн в твоих руках и они подчиняются тебе безоговорочно! Это прекрасные ощущения, необыкновенное чувство.

- Как Вы попали в цирк?

- Буквально после армии мы ехали с моим товарищем по улице и увидели афишу: «Набираются юноши и девушки в ансамбль «Цирк на воде»». Мой друг очень хотел туда пойти, ну и чтобы не обидеть товарища, я решил составить ему компанию. Мы пришли, сидела строгая комиссия, на нас был направлен свет софитов, и было очень много ребят. Потом комиссия стала задавать вопросы, а у меня была армейская привычка отвечать «так точно», и тут меня что-то спросили, ну я и ответил. Они сразу подметили: «О, в армии был! Надо пометить!». Первый тур, таким образом, я прошел. Потом был второй тур: плавание, гимнастика. После этого, меня – одного из многих людей, отобрали в этот ансамбль. По всему Союзу проводились эти конкурсы, но выбраны были единицы. Так я и попал в цирк. Сперва, конечно, сомневался, ведь я хотел учиться в институте. Но из армии пришел, а уже все наборы в институты были закончены. Да и хотелось больше физических нагрузок, истреблять недостатки в себе. Несмотря, на то, что мои данные средние, никогда последним я не был, часто проявлял азарт.

- Расскажите, как развивалась Ваша карьера?

- В 1966 году к нам приехал Владимир Аркадьевич Гарегляд – директор студии циркового искусства, он привозил новых людей: одних отсеивали, других зачисляли. А я один единственный человек, прошедший через все эти испытания. Он готовил ансамбль «Цирк на воде», и уже в 1967 году мы 9 месяцев репетировали в Краснодаре, куда он привез группу режиссеров, бывших артистов. Там же я познакомился с Шидловским Петром Семеновичем – уникальным эквилибристом. Он ушел на пенсию и его попросили сделать номер. За три месяца Петр Семенович и его жена Валентина Николаевна привили нам любовь к жанру и неистовое желание отличаться от других, стараться сделать что-то свое, что-то необычное. Трудиться, потому что цирк состоит на девяносто процентов труда и на один процент таланта. Я всегда интересовался историей, перенимал опыт артистов, и всегда находился в поиске.

Так, в 1967 году наш номер был выпущен совместно с ансамблем «Цирк на воде», посвященный 50-летию Советской власти.

В коллективе нас было 6 человек: 4 парня и 2 девочки. Мы решили назвать себя «Шидловские» - в честь нашего режиссера. Под этим именем мы выступали вплоть до 1972 года. Я не сразу стал руководителем номера. Сперва, на эту должность был назначен мой соперник Витя Шарков - 80 кг весу, а в этом искусстве это тоже имело огромное значение, тем более для нижнего акробат (для человека весом в 100 кг поднять 20 кг - не проблема). Мне было намного сложней, но я добивался выполнения всех трюков, которые делал мой партнер Виктор Шарков. Терпением и упорством я всегда добивался того, чтобы было неподвластно.

В 1972 году случилась трагедия – погиб брат Вити Шаркова в «Цирке на воде». После этого случая мы ушли, став работать отдельно.

В 1975 году в Одессе мы выпустили новый трюк: я придумал, чтобы «двойной баланс» исполнялся не на одном человеке, а чтобы строился на двух «нижних». При этом в момент, когда есть центральная позиция, подходил бы какой-нибудь другой человек и, удерживая всю эту колонну, приподнимал ее. А потом обратно отдавал этим двум «нижним». Это смотрелось более эстетично, свободно и легко. Наш трюк получал развитие, и более того, в финал мы придумали сход с данного трюка прыжками, то есть с верхнего перша. С высоты, примерно 11-12 метров, девочка прыгала мне на плечи, - я был средним, а от меня прыгала к «нижнему». Таким образом, это был моментальный и очень эффектный сход. Трюк получил удивительное одобрение, как и у публики, так и у руководства цирковой компании.

С появлением новшеств, пришлось избавляться от старых наработанных элементов, которые выпустил наш режиссер Петром Семеновичем Щегловским. При этом мы никогда не разрывали отношения с ним , ведь он был не только нашим учителем, но и уже родным человеком.

- В каких конкурсах циркового искусства Вы принимали участие и, вообще, какие знаменательные события происходили в Вашей карьере?

- В 1977 году прошёл Всесоюзный цирковой конкурс, на котором мы завоевали второе место. Быть лауреатами Всесоюзного курса – это было очень почетно. Тогда же, в 1977 году, я придумал и выпустил трюк «падающий перш», основанный на знаниях из физики о законе инерции.

История каждого трюка удивительна и необычна, и связана с металлом: как это сделать, где взять, как достичь.

В 1980 году я был замечен после Всесоюзного конкурса, и мне было присвоено звание Заслуженного артиста.

Я человек амбициозный и за весь период работы сам придумал много уникальных трюков. Мне никогда не хотелось повторять, а хотелось все делать по-своему. Ведь в юности я учился в ремесленном, и мне знакома общая технология металлов, черчение, механика – все эти дисциплины пригодились мне на практике в цирковом искусстве для изготовления номеров. Я черпал вдохновение не только из увиденного, но и из собственного опыта. Например, в чертежах я отображал то, что хотел представить на манеже. Так мною был придуман «тройной баланс». «Тройной баланс» стал у нас финалом, с которым мы работаем до сих пор. Тогда это был выход за предел, за потолок эквилибристики. И в 1981 году Петр Семенович Щегловский приехал к нам в Кисловодск, где мы впервые собрали воедино всю комбинацию, которую уже репетировали. И буквально к ноябрю, ко дню рождения номера, мы выпустили этот трюк - «тройной баланс». В тот момент я чувствовал себя Гагариным! Это было, как в Космос полететь. Публика везде нас неистово встречала и одаривала овациями. Да, мы были в почете.

Дальше все стремительно развивалось, - в 1984 году в Туле мы стали лауреатами зрительского конкурса «Тульский левша», в 1988 году – снова стали лауреатами Всесоюзного конкурса.

Потом в 1990 году мы поехали в Германию и там задержались на 6 сезонов. А по приезде мы попали на знаменитый 1-ый Международный конкурс на Красной площади в Москве и стали там лауреатами, взяв «Серебряного медведя», это было в 1996 году.

В 1992 году - Ельцин подписал «Указ о званиях» и мне пришла правительственная телеграмма о том, что я получил звание Народного артиста.

Все это время я добивался, чтобы меня отправили в Монте-Карло на фестиваль. Если быть точным, 20 лет добивался, чтобы поехать с этими трюками в Монте-Карло.

В 2000 году мы поехали на фестиваль в Китай. Китайцы всегда старались соперничать с нами, поэтому очень они не любят давать золото. Но там мы, в г. Ухань, завоевали приз «Золотой журавль» на фестивале. Это тоже было большим событием. После Китая нас сразу отправили в Монте-Карло, где мы взяли особый приз. Но, конечно же, мы ожидали большего.

Дело в том, что прямо перед поездкой на фестиваль у нас возник форс-мажор, один из партнеров с нами не поехал. И, к сожалению, нам пришлось прямо в самолете перестраивать всю работу. Все же в Монте-Карло нужно ехать уже с готовыми работами.

В 2005 году мне вручили почетный Орден дружбы. В этом же году нашему номеру присвоили звание лауреатов национальной премии «ЦИРК», в последние годы мы брали золотые награды на Международном цирковом фестивале в итальянском городе Латина и в Ижевске.

-Расскажите о Ваших творческих планах на будущее.

- У нас большие творческие планы, серьезные и очень тяжелые. За мою бытность в цирке мы на порядок повысили потолок эквилибристики, а если мы сделаем на два порядка, то я буду искренне рад! Мы репетируем сейчас «четверной баланс».

- В этом году у вас 25 лет совместной жизни с Вашей очаровательной супругой Татьяной Витальевной Сарач, скажите, в чем секрет семейного счастья?

- Я часто смотрю семейные передачи, в которых рассказываются проблемы о ссорах и трениях. Представьте себе, я был рядом с женой 25 часов сутки: на репетициях, в работе, в гостинице – мы все время вместе. Я люблю в свободное время писать стихи, и отвечу на Ваш вопрос началом своего стихотворения, посвященного ей: «Вся моя жизнь в ее руках, и я держу все эти нити…» Хотя, возможно, есть один секрет: уважать друг друга. Без уважения ни одного шага. Также секрет семейного счастья в детях, - жена родила мне прекрасных детей и замечательно их воспитала. Сейчас уже у нас даже внуки пошли.

И в конце я Вам хочу прочитать вот такие строчки:

Стихи, как трюки на манеже, как яркий луч по темноте.

И пусть не часто, но не реже, вдруг с дрожью мысль придет ко мне.

Я предвкушаю вдохновенье, путь от искры до воплощенья

Он так извилист, труден, лих. Придумать трюк, придумать стих!

От всей души поздравляем Алексея Еремеевича Сарача с юбилеем и желаем крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и благополучия.

Пусть рядом с Вами всегда будут надежные друзья, а любовь и поддержка родных и близких придадут Вам силы для творческих успехов и новых свершений!

Бенефис выдающегося артиста состоится в Нижегородском государственном цирке 3 августа в 13:00. Поздравить его придут друзья, коллеги и представители Российской государственной цирковой компании.


Рейтинг@Mail.ru