Вернуться к обычному виду

Интервью директора Екатеринбургского цирка порталу "Россия для всех"

Опубликовано: 17.08.2013 Возврат к списку

- Анатолий Павлович, когда в России появился цирк?


- История циркового искусства в разных городах своя. Дата рождения исчисляется от первого стационарного здания.


В Санкт-Петербурге 26 декабря 1877 года был открыт цирк на набережной реки Фонтанки, архитектор В. Кенель, возглавлял труппу Г. Чинизелли.


В Москве в 1880 году потомственный цирковой артист и предприниматель Альберт Саламонский построил цирк на Цветном бульваре (на этом месте ныне здание Московского цирка).


В Екатеринбурге датой начала истории циркового искусства считается 20 ноября 1883 года. Первый цирк построил цирковой антрепренёр и артист Максимилиано Труцци на Дровяной площади.


В мае 1883 года во время торжеств по случаю коронации императора Александра III предприниматели братья Никитины выстроили на Ходынском поле амфитеатр с двумя манежами и примыкавшим к ним ипподромом, на котором проводились скачки бедуинов, гонки римских колесниц и квадриг и другие представления.


26 августа 1919 года В.И. Лениным был подписан декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки России стали государственными. Один из тезисов - важнейшим из всех искусств являются кино и цирк. Потом слово «цирк» убрали.


- Вы говорите о цирке XIX века, а разве этого вида искусства не было раньше, на Руси?


- На Руси были популярны ярмарки, на которых выступали поводыри с медведями, скоморохи и так далее, а в том виде, как сегодня, цирк зародился в Европе в XVIII веке.


- В каких странах?


- Современная форма цирка, с круглым манежем и амфитеатром, зародилась в Англии в XVIII веке. Предприниматель Филипп Астлей в 1772 году открыл в Лондоне школу верховой езды, где обучали «дам, детей и кавалеров». Первоначально он давал только уроки выездки, но постепенно школа переросла в конные представления, то есть из военно-спортивного характера стала конно-акробатической. В 1779 году школа верховой езды Ф. Астлея превратилась в Амфитеатр верховой езды (так называется первый в мире цирк). Над ареной возводится купол, позволяющий давать представления при любой погоде. Манеж стал круглым, диаметром 13 метров. Вы наверняка знаете, что диаметр манежа (13 метров) определила лошадь - это идеальный диаметр для развития ею максимальной скорости.


- Почему коммунисты сделали ставку на цирковое искусство?


- Потому что это искусство несет позитивное восприятие мира, оптимистический заряд, демонстрирует торжество человеческих возможностей. Цирк всегда пользовался огромной популярностью среди всех возрастных и социальных категорий зрителей - это объединяло народ и власть.


- И.В. Сталин в свое время поддержал цирк - после Великой Отечественной войны его создавали из руин... И, видимо, восстановили быстро, потому что в 1950-е наши артисты уже получили мировое признание. Все же, на Ваш взгляд, это была идеологическая пропаганда или то восприятие цирка руководством партии, о котором Вы только что сказали?


- Я думаю, что государство понимало социальную значимость культуры, перед которой стояли задачи воспитания человека. Вся советская культура в своем творчестве выражала государственную политику, формируя духовный и нравственный мир человека. Патриотическое воспитание было всегда главным в идеологии государства, и был результат: на энтузиазме было многое построено, культура развивалась во всех жанрах, народ всегда гордился своей страной. Мы были едины в горе и радости, иы строили, защищали и побеждали.


- Расскажите, пожалуйста, об артистах цирках - участниках войны.


- Как пример: в июле 1941 года, сразу после представления в Московском цирке на Цветном бульваре, Донской казачий ансамбль режиссера Михаила Туганова в полном составе ушел на фронт. Одиннадцать цирковых наездников погибли, многие были ранены. Михаил Туганов с Донским казачьим ансамблем дошел до Берлина. В мирное время он снова выступал в цирке.

Те из цирковых артистов, кто не воевал, работали в тылу или выступали в агитбригадах. С 1942 по 1945 год на фронтах работали цирковые агитбригады под руководством коверных Б.П. Вяткина и Карандаша. Ими было дано около 1,5 тыс. представлений! Артисты выступали перед летчиками, танкистами, пехотинцами по 3-4 раза в день, наравне с бойцами перенося все тяготы фронтовой жизни.


В День Победы, 9 мая 1945 года, артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на ступенях Рейхстага.


- На какой период пришелся пик развития советского цирка?


- Это были 1970-е годы: строилось много стационарных цирков по всей стране - практически во всех больших городах России с населением свыше 300 тыс. человек. В Советском Союзе насчитывалось 70 стационарных цирков, а в настоящее время - 41.


- Когда советский цирк получил международное признание?


- Практически сразу, как только артисты начали выезжать за рубеж. Первые гастроли советского цирка в Западной Европе прошли в 1955 году. С тех пор и до сегодняшнего дня наш отечественный цирк остается лидером и ежегодно с различных международных цирковых фестивалей привозит золотые и серебряные призы.


- Есть ли у нас конкуренты?


- Да, в основном это китайские артисты. Они позаимствовали нашу школу, пригласили на работу наших педагогов. В Китае цирку уделяется серьезное внимание.


Однако в китайском цирке не все жанры развиваются: артисты очень сильны в гимнастике, эквилибристике, акробатике, но у них нет клоунады и дрессуры, например.

В Европе тоже есть хорошие цирки, но они в основном семейные. Однако семья не может на профессиональном уровне работать во всех жанрах, поэтому артисты из России, Украины и Китая приглашаются к участию в европейских программах.


- Вам не кажется, что цирку придется выдерживать конкуренцию с новыми видами развлечений? В советское время не было ни интернета, ни массового телевидения...


- Творческий потенциал у нас огромный, но не хватает финансов! Нам тоже хотелось бы обновить материально-техническую базу: свет, звук, спецэффекты - все, что значительно усиливает эмоциональное восприятие спектакля. Если шоу Cirque du Soleil тратит до 10 млн долларов на один спектакль, то мы даже миллиона рублей не можем потратить, чтобы пошить новые костюмы, изготовить реквизит и приобрести современное оборудование. Все средства, заработанные цирком, в основном уходят на оплату коммунальных платежей и налоги.

Я бы не стал сравнивать шоу Cirque du Soleil с российским цирком. Cirque du Soleil не несет никакой социальной нагрузки, он работает только там, где может заработать деньги, и ровно столько, пока ему выгодно: неделя-две гастролей в больших городах, заработал деньги и уехал. Мы же работаем круглый год, организовывая досуг и отдых наших зрителей. Я считаю, что представители сферы культуры России должны заниматься воспитанием общества, а культура - быть доступной для всех категорий граждан.


- Сложно найти спонсоров?


- Период спонсорства закончился: у предпринимателей нет никакой заинтересованности финансировать культуру, так как нет налоговых льгот для меценатов и спонсоров.

И потом, на мой взгляд, цирк должен выполнять государственный заказ. Мы должны ставить спектакли и для детей, и для взрослых, спектакли патриотического содержания, спектакли о любви, о добре и зле, о дружбе человека и животных и так далее - не «Дом-2» же нам ставить! «Дом-2» не развивает душу подростка, он только провоцирует человека на ошибку.

Цирк, повторюсь, несет позитивное восприятие мира, он вселяет уверенность, что будущее человека зависит от него самого, от его труда. Цирк - это искусство, укрепляющее семейные отношения. Здесь нет возрастных границ. Цирк всегда был послом дружбы и мира.


- Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь случай из жизни, как цирк повлиял на судьбу человека.


- Польза цирка доказана научно. Нам родители рассказывают, что после того как дети побывают в цирке, они становятся более жизнерадостными, общительными, а когда погладят морского сивуча или покатаются на лошади, и кушают лучше, слушаются родителей.


К нам приходят письма с благодарностью: «Я пенсионерка, у меня постельный режим, не могу встать, а когда смотрю вашу программу по телевизору, хожу целый день! Я не знаю почему! Сама удивляюсь! Пожалуйста, показывайте цирк почаще, я буду жить!».


Когда я работал в цирке на проспекте Вернадского в Москве, то получал множество писем от зрителей. В одном из них, от студентки 3-го курса МГУ, были такие строчки: «Уважаемый клоун Марчевский, я пишу не для того чтобы попросить автограф. У меня два года назад умерла мама - единственный мой близкий человек. С тех пор я потеряла смысл в жизни. Друзья водили меня в театр, кино, на танцы, стараясь как-то вернуть к жизни, но мне ничто не было интересно. Потом они почти насильно привели меня в цирк, где я впервые за два года засмеялась, я увидела своих друзей - мне захотелось жить. Спасибо вам за ваше искусство». Я хорошо запомнил эти слова.


- Как известно, советский цирк был интернациональным. Эта традиция сохранена?


- Безусловно! У нас в групповых номерах работают 12-15 человек, из них 8-10 - представители разных национальностей. Для нас важен человек, его душа, а не национальность. Мы как жили в дружбе в советское время, так и живем до сих пор.


- Есть ли некая негласная специализация по исполнению номеров среди артистов? Может быть, у представителей одного этноса что-то лучше получается, чем у других коллег...


- Я бы так не сказал. Если номер не строится в национальном колорите, то все артисты подготовлены одинаково. Можно отметить, что артисты с Кавказа обычно работают в конном жанре, в джигитовке они более эмоциональные. Скажу, что хороший руководитель и из русского сделает хорошего джигита, это лишь вопрос физических способностей конкретного человека и таланта руководителя.


- Как, по Вашему мнению, возродить русские традиции? Как Вы знаете, сейчас часто говорят о периоде некоего забвения русскими своих корней...


- Я не считаю, что русские забыли свои традиции, у нас всё в порядке! Но если вы поднимаете эту проблему, значит она есть... Понимаете, в этом-то и заключается политика государства: нужно на государственном уровне поддерживать ту культуру, которая формирует духовный, нравственный мир человека, предостерегая его от совершения ошибок в жизни.


- Как решить проблему межнациональных отношений в стране, на Ваш взгляд?


- Я вам точно скажу, что у русских нет национализма! Мы не зацикливаемся на своей национальности в силу того, что уверены в себе, в своих корнях, своих силах. Но попробуйте троньте нас, и мы покажем, на что мы способны!


Кто бы что ни говорил, русские - патриоты. Мы не живем и не дружим по национальному признаку, мы живем и дружим по человеческому признаку. На мой взгляд, не надо выставлять этническую принадлежность человека на передний план: так напряженность в обществе лишь усилится. Нужно, напротив, стереть национальные границы, оставить их дома, не выносить в общественную среду.


Национальный колорит должен быть в культуре каждого народа, а не в политике. Наша страна многонациональна - это ее богатство, и все должно работать на могущество нашей страны. Может, это звучит пафосно, но это искренне, это мое убеждение, это мой жизненный принцип!




Беседовала Алевтина Шаркова
Источник: РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Рейтинг@Mail.ru