Вернуться к обычному виду

Анатолий Хазанов: «Цирк – это честное искусство!»

Опубликовано: 27.09.2013 Возврат к списку
Анатолий Хазанов: «Цирк – это честное искусство!»

С 11 по 22 сентября филиал «Росгосцирка» передвижной цирк-шапито «Юность» провёл в Витебске цирковой фестиваль «Гвоздь программы». Своими впечатлениями о фестивале, цирковом сезоне в целом, а также планами на будущее поделился директор цирка Анатолий Хазанов.

- Анатолий Ефимович, как для Вас прошел этот сезон?

Прошел, как обычно, с определенными сложностями, все сезоны сложные, каждый по-своему, но этот сезон был интересен тем, что нам удалось провести фестиваль, который получил название «Гвоздь программы». Он прошел на гостеприимной белорусской земле и поистине стал для нас событием года. Думаю, что и зрители получили большое удовольствие, побывав на представлениях, которые проходили в рамках фестиваля.

- Как Вы оцениваете успешность этого сезона?

Можно сказать, где-то на «4», но могло быть и лучше. И мы будем к этому стремиться. Ведь сезон хорош тогда, когда по его окончании можно приобрести что-то для цирка. В этом году мы ничего не приобретали, только ремонтировали все за счет собственных средств. Много ушло на ремонт вагонов, а у нас довольно-таки большой подвижной состав.

- Цирки жалуются на то, что якобы изменилась публика. А как Вы считаете? Какая она сейчас?

Я считаю, что публика в целом, по сути, не изменилась. Изменилось качество программ и мастерство работы артистов: их уровень, к сожалению, падает. И то, что за этим по большому счету никто жестко не следит, конечно, накладывает свой отпечаток. Многих интересует заработок, финансовая сторона вопроса.

- Цирки жалуются на слабую рекламу, отсутствие более широких возможностей для привлечения зрителей на представления. Есть ли у Вас свой особый секрет, как заинтересовать зрителя?

- Особого секрета нет. Если программа интересная и профессионально подготовлена, то зритель сам подтягивается. Мы только указываем в анонсе, что это московский цирк, называем компанию, прописываем номера артистов и состав участников. А что касается рекламы, то она сейчас у всех одна и та же, к примеру, «Триумф», «Впервые на манеже»… Мы так не делаем, никого не заставляем придумывать рекламные трюки. Мне кажется, это, наоборот, только отталкивает, раздражает зрителя. Есть, безусловно, тонкости рекламы. Как правильно, ненавязчиво и своевременно ее подать. Меня когда-то этому учили старые директора – когда нужно дать рекламу на телевидении или радио, когда поставить купол… Для этого всего есть определенные числа. Поэтому я заранее знаю, пройдет в цирке выступление с аншлагом или без. Вот этот секрет я на всякий случай раскрывать не стану. Но метод, уверяю вас, всегда срабатывает со стопроцентным попаданием!

- Сколько лет Вы работаете в шапито?

В шапито я уже 30 лет, и за эти годы, конечно, всякое бывало, многое пересматривалось. К сожалению, случалось, когда с приходом некоторых генеральных директоров компании резко менялись ориентиры, много передвижных цирков было просто загублено. Директоров на моей памяти сменилось около десятка. И все они были интересны по-своему. Мне очень нравилось, например, работать при Карижском. Педантичный и порядочный человек, он не заигрывал с артистами. Просто была четкая структура управления: тебе не надо было ничего вымаливать, подолгу ждать принятия решения, ты приходишь в отдел формирования и без излишней проволочки получаешь то, что тебе нужно. На одном человеке все не зацикливалось, к главному бухгалтеру мы не ходили. Но был и жесткий контроль – проводились совещания, на которых мы отчитывались за проделанную работу.

При Запашном также было интересно работать, мне нравилось то, что, когда приходишь к нему в кабинет и говоришь, мол, у меня проблема, ничего не получается, нет денег, а он отвечает: «Это у Вас лично проблема, Вы же директор, руководитель!». Я, кстати, тоже придерживаюсь такого правила. Если цирк работает плохо, то виноват только директор. Значит, он неправильно штат набрал, неважно организует работу, подготовил программу плохую, нет никакого перспективного планирования. Если не можешь со всем этим справиться – бери и уходи.

Но, с другой стороны, при Запашном, к сожалению, многое было утрачено. Конечно, я понимаю, содержать цирки-шапито накладно, но они – и ничего тут не поделаешь – нуждаются в постоянном ремонте. Об этом было просто забыто. И на сегодняшний день в итоге мы имеем лишь один действующий цирк-шапито. А ведь когда-то в «Росгосцирке» их было 17!

- Сегодня довольно много различных коммерческих проектов. Есть ли у Вас конкуренты?

Конечно! И много. Но мы придерживаемся одного критерия – профессионализма, а это самое главное. У нас живой оркестр, мы всегда набираем хорошую программу – конкуренция подстегивает. Я просматриваю все программы ближайших цирков в Брянске, Туле, Гомеле, сопоставляю их со своими, постоянно интересуюсь отзывами о них как специалистов, так и простых зрителей. Мне всегда важно мнение окружающих, чтобы, так сказать, оставаться на гребне волны.

- У Вас сегодня единственный действующий цирк-шапито, оставшийся у «Росгосцирка». И ведь ему немало лет. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы его сберечь, где брать кадры для дальнейшего развития?

Нашему шапито действительно уже 12 лет. Но мы постоянно обновляемся, меняемся, одним словом, с большой заботой относимся к своему, можно сказать, дому. Мы понимаем, что новый нам прямо сейчас не сошьют, поэтому бережем то, что есть.

Теперь что касается кадров. У меня была встреча с Генеральным директором Фарзаной Рахимовной Халиловой по этому поводу. Она вместе со своим заместителем Борисом Майхровским хотят создать курсы шапитмейстера. На мой взгляд, это грамотное решение. Надо сказать, что подобные курсы были и ранее, они собирали по 20 человек. Это перспективное дело. Во всем мире цирки-передвижники – впереди планеты всей! Кадры мы можем обучить. И если пойти по этому пути, дело сдвинется с мертвой точки. Но здесь, безусловно, не обойтись без финансовых вложений. Нужен транспорт, вагончики (кемпинги), надо приучить артистов там жить, как-то обустраиваться, может, что-то и прикупить себе. Вот, к примеру, если мы зовем артистов из-за рубежа, то они приезжают со своим кемпингом, а наши туфли себе не могут купить. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что работают они хорошо.

- Какую помощь вы ждете от «Росгосцирка»?

Вот вы поддержали нас и приехали на фестиваль «Гвоздь программы» в Витебске, поддали столько положительной энергии, что по своей значимости она даже не меньше, чем та же материальная помощь. Хотя, конечно, все взаимосвязано. В этом году нам надо поменять световое оборудование в цирке. Будем просить «Росгосцирк» уменьшить сумму отчислений – самому цирку такие расходы не осилить. И от этого никуда не денешься. Ведь, в конечном счете, все делается ради зрителя.

- У вас демократичные цены на билеты?

Да порядка 300 рублей. Это небольшие деньги, зато позволяющие нам собирать аншлаги. Семь-девять городов за сезон – Полоцк, Новополоцк, Могилев, Бобруйск и другие. Летом по два представления в день.

- Какие планы на будущее?

Мы хотим взять хищников и поработать с ними. Стараемся находить артистов, ориентируясь на зрителя. Поэтому репертуар обновляется постоянно. Вы знаете, у меня масса предложений работать в других шапито, но я предан «Росгосцирку». Я здесь начал, здесь и закончу.

- Возможно, есть какие-то предложения к «Росгосцирку», пожелания?

Фарзана Рахимовна как-то на одном из совещаний прямо-таки настаивала на том, чтобы в цирках звучала настоящая живая музыка. Я бы предложил провести фестиваль цирковой музыки. Готов помочь с подбором жюри, мы могли бы собрать оркестры и на базе нашего цирка провести такой фестиваль. Пригласили бы пять-шесть оркестров на два-три дня, с проживанием мы поможем. Да и необходимая аппаратура, инструменты у нас есть. И было бы очень здорово приурочить фестиваль к открытию школы шапитмейстера. И, что немаловажно, мы бы превратили его в настоящий музыкальный праздник для зрителя.

А новому генеральному директору, несомненно, пожелаю успехов и, будем надеяться, они не заставят себя долго ждать. Будем ее поддерживать как руководителя. Это – нормальные отношения в любой компании. А вместе мы добьемся многого! Цирк не погибнет никогда – это честное искусство!


Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru