Вернуться к обычному виду

Вадим Гаглоев: «Для меня творческая задача – создание нового циркового продукта – первостепенна»

Опубликовано: 25.03.2014 Возврат к списку
Вадим Гаглоев: «Для меня творческая задача –  создание нового циркового продукта – первостепенна»

Интервью Генерального директора Российской государственной цирковой компании Вадима Гаглоева

Вадим Черменович, как Вы получили приглашение стать руководителем «Росгосцирка»? Какова была Ваша реакция на это предложение?

После коллегии Минкульта, которая прошла 26 февраля и где состоялся серьезный разговор о том положении, в котором сегодня находится компания, министр меня вызвал и предложил возглавить «Росгосцирк».

Моя реакция? Вы, думаю, понимаете, что такие предложения два раза не делаются. Поблагодарил за доверие. В принципе дело для меня совсем не новое. Ведь я участвовал в выборах на пост гендиректора компании в сентябре 2012 года.

Судя по Вашим первым заявлениям, Вы собираетесь менять систему взаимоотношений прокатчика и компании?

Вот как раз с этой идеей я и шел в 2012 году на конкурс. Действующая сейчас система этих отношений абсолютно не прозрачна. Нужно четко прописывать что предоставляет «Росгосцирк», а что – прокатчик. И в соответствии с этим распределять прибыль.

А формировать прокат, на мой взгляд, надо на год вперед. И на прозрачных условиях. Речь идет о том, чтобы заинтересовать продюсеров работать и в тех городах, где прокат программы заведомо убыточен. Ведь и там живут наши люди, которым также хотелось бы видеть новый качественный продукт!

Наша задача как раз и заключается в том, чтобы обеспечить небольшие города таким продуктом и при этом не обидеть прокатчика, которому теперь будет загодя предоставлен согласованный график проката на целый год. Тогда он будет заранее знать, какая прибыль его ожидает к концу сезона, и потому чувствовать себя уверенно. Просто необходимо грамотно составить цирковой конвейер, при котором действовала бы так называемая система экономического выравнивания. Сказал «просто». Понятно, что это, конечно, сложный процесс, требующий взаимных уступок, компромиссов. Но это надо делать!

Вы употребили такое выражение – «новый качественный продукт». Идет ли речь об отказе от старых и создании концептуально новых программ?

Никто не говорит, что традиции не важны. Какой, к примеру, русский цирк без животных? Традиции нужно сохранять и приумножать, но наряду с этим должны быть новые идеи, потому что только они двигают компанию вперед. Для меня творческая задача – создание нового циркового продукта – первостепенна. Будет она решена, будет и коммерческий успех!

Современный цирк – это не столько дивертисмент, сколько цельное драматическое произведение, рассказанное языком цирка. И эти программы сегодня вызывают у зрителя интерес. Зритель хочет шоу, хочет удивляться, хочет видеть современные технологии. А цирк – это как раз та площадка, где такие технологии можно и нужно применять.

Но для этого нужны современные знания, инновационные подходы. Выражение «Цирк – искусство молодых» обретает новое звучание?

Действительно, это так. Но теперь уже не только на манеже, но и вокруг него, имея в виду и технический аспект. А что касается манежа, то здесь с сожалением могу констатировать, что сегодня 30 процентов из состава артистов компании – это люди 50-70 лет. Здесь есть, о чем подумать, надо искать решение проблемы. С этой целью первоначально проведем переаттестацию артистов. Понимаю, что это будет болезненной процедурой, здесь нужен особый подход, чувство такта. С другой стороны, народным артистам подтверждать свою профпригодность? Согласитесь, это все-таки странно. Кто их будет оценивать и переаттестовывать, если это люди, которых знает весь мир!? Это работа тонкая, адресная, требующая индивидуального подхода. Поэтому я дал указание в аттестационную комиссию включить заслуженных, авторитетных деятелей циркового искусства.

Но надо создавать и условия, при которых молодые ребята приходили бы в компанию со своими идеями и могли бы их реализовать. Ведь у «Росгосцирка» – большой потенциал, он обладает производственными мощностями для создания реквизита, и артистов много, и режиссеры есть, и животные… И ничто не должно мешать молодым реализовывать свои творческие задумки. Да и в целом мне хотелось бы, чтобы само здание «Росгосцирка» на Пушечной улице стало центром притяжения всего отечественного циркового сообщества.

Судя по этим словам, Вы весьма уважительно относитесь к труду артистов. А Вы в курсе их сегодняшних проблем? Не собираетесь с ними встречаться, чтобы узнавать информацию, так сказать, из первых рук?

Да вот только недавно встречался с артистами в Саратове, где присутствовал на конкурсе «Принцесса российского цирка». Подчеркну – присутствовал. В работу жюри не вмешивался, даже нарочито держался подальше, чтобы никто меня не обвинил потом в давлении на судей. Так вот. И с директорами цирков, и с артистами встречаюсь постоянно. Так что знаю обо всех проблемах не понаслышке. И вообще не в моих правилах получать информацию от третьих лиц. Это к слову. Проблем, безусловно, хватает. И всем, понятно, хочется, чтобы они были решены сиюминутно. И в этом я – тоже не исключение. Спасибо, что люди в большинстве своем понимают, что для решения многих и многих вопросов потребуется какое-то время.

Во многом еще, конечно, предстоит разобраться, принять необходимые меры, в том числе непопулярные, не без этого. Но говорю с человеком всегда прямо. Будет жесткий спрос за выполнение порученного дела. Не справились, извините, без обид! Но это в большей степени относится к чиновникам. Кстати, аттестационная комиссия будет создана и по руководителям филиалов компании. И через три месяца с начала ее работы подведем итоги.

Что касается артистов, то из их мы будем делать «звезд»! А то ведь сейчас все больше на слуху киноактеры, эстрадные исполнители, а имена наших всемирно признанных артистов здесь, на Родине, порой мало, кому сегодня известны. Они ведь такие трудяги, а их не знают! Не обидно? Должно быть обидно! Но мы и сами, честно скажу, в этом виноваты. Иной раз читаешь афишу, а там и медведи, и сивучи, и кошки, их красочные «портреты»… А имен артистов нет!

Надо бы еще, чтобы эти афиши висели на привлекательных, современных зданиях цирков…

Согласен. Имущественный комплекс, к сожалению, имеет печальный вид. В большинстве наших цирков, гостиниц капитальный ремонт не проводился лет сорок. Для него нужны значительные средства. В этой связи хотелось бы напомнить, что в своей конкурсной программе на должность гендиректора я предлагал систему государственно-частного партнерства. Прошло два года, и сейчас о ГЧП говорят все. Есть целое направление в правительстве Российской Федерации по развитию ГЧП. Я уже более трех месяцев работаю советником министра культуры по развитию ГЧП, и первый «круглый стол» у нас состоялся 19 марта, где мы презентовали проект, который связан с воссозданием, реконструкцией объектов культурного наследия с применением ГЧП. Поэтому интерес к этой теме есть, можно привлекать значительные средства. При этом собственность остается у государства, но уже в реконструированном виде. И никакие инвесторы не смогут ее забрать. Так что будем работать в этом направлении. Я уже отдал распоряжение подготовить график капитального ремонта филиалов компании и приоритетного финансирования его проведения из нескольких источников. На днях будет введена должность заместителя гендиректора по капитальному ремонту и строительству.

А не получится так, что мы вложимся в цирки, приведем их в порядок, и тут же их передадут регионам, как это произошло недавно с Краснодарским цирком?

Получится так, что у нас в перспективе будут модернизированные, современные, оснащенные по последнему слову техники здания. Прокатчики приходят со своими идеями, артистами, реквизитом, сценаристами, режиссером и просят только одного – получить доступ к прокатным площадкам, принося пользу не только себе, но и цирковой организации. И если не будет творчества, нового продукта, то и люди в цирк не придут, и отремонтированное здание через год будет уже таким же, как и до реконструкции.

Что касается Краснодарского цирка, то здесь предусмотрены обязательства администрации края по сохранению профиля основной деятельности цирка. В целях создания дополнительных гарантий 27 февраля было подписано соглашение о намерениях между Минкультуры, администрацией края и «Росгосцирком» о сотрудничестве в области циркового искусства. Этим соглашением определен порядок взаимоотношений, связанных с дальнейшим использованием Краснодарского цирка и сохранением структуры проката циркового конвейера. Поэтому могу со всей ответственностью заявить: Краснодарский цирк был, есть и останется одной из основных площадок страны для показа программ «Росгосцирка»!

Как, собственно, и Владивостокский цирк, вокруг которого также разгорались нешуточные страсти. Я недавно встречался с вице-губернатором Приморского края Ириной Васильковой, и мы подписали договор сроком на пять лет, согласно которому Владивосток сделает ремонт цирка за три года, и в течение последующих двух лет мы будем прокатывать там наши программы. По истечении пяти лет договор аренды пролонгироваться не будет. Край изыскал на эти цели полтора миллиарда рублей! Люди просто хотят, чтобы в их городе был красивое, современное здание цирка, куда было бы приятно прийти всей семьей и в полной мере насладиться сказочным волшебством, имя которому – цирк!

Рейтинг@Mail.ru