Вернуться к обычному виду

Вадим Гаглоев: «Есть мысль создать типовой проект современного цирка»

Опубликовано: 20.11.2014 Возврат к списку
Вадим Гаглоев: «Есть мысль создать типовой проект современного цирка»

Российская государственная цирковая компания («Росгосцирк») в ноябре заключила договор с Шанхайским государственным цирком о создании российско-китайского циркового объединения. Генеральный директор «Росгосцирка» Вадим Гаглоев рассказал «Известиям» об особенностях работы в Поднебесной, планах увеличения количества цирков в России и превращении их в культурные центры.

— Договор с Шанхайским цирком подразумевает открытие совместного предприятия в Китае. Для чего оно необходимо?

— «Росгосцирк» – очень сильный бренд в Китае. Под ним путешествует много программ, не имеющих к нам отношения. Качество этих программ очень низкое, из-за них мы несем имиджевые потери. Китайские коллеги предложили нам создать в Китае совместное предприятие, в том числе и для борьбы с подобными фальсификациями. У нас появится возможность заниматься там организацией гастрольной деятельности и прокатывать действительно наши программы.

— Какую прибыль может принести прокат в Поднебесной?

— Китай – огромный рынок. Он похож на нашу страну с точки зрения отношения к цирку: китайцы тоже любят цирковые программы и ходят на них семьями. Площадки там большие, представление показывают два раза в день, а билет стоит 200–300 юаней – это 1,4-2 тыс. рублей. На спектакль приходит порядка 2-3 тыс. человек. То есть за одно представление можно собрать примерно 400 тыс. юаней – 2,8 млн. рублей. Соответственно, за 100 представлений, которые можно отработать в течение двух месяцев, сборы составят около 280 млн. рублей. При этом программа у них может действовать на одной площадке от трех месяцев до года.

— Вы намерены прокатывать и китайские программы в России. Но стандартный для их трупп уровень цен на билеты выше российского.

— Действительно, в России цены почти в два раза ниже: средняя стоимость билета в цирк составляет 500-600 рублей. Но у нас есть другое преимущество: в Китае можно работать лишь в нескольких городах, а здесь в течение года одна программа способна охватить от шести до восьми городов.

— Планируете в будущем увеличить количество цирков в России?

— Да. В Махачкале – уже фактически городе-миллионнике – нет цирка, безусловно, надо заниматься Дальним Востоком и Сибирью. У меня есть мысль создать типовой проект современного цирка. В моем понимании это должно быть не монументальное здание, а технология быстровозводимой конструкции. Самое главное – не стенки, а начинка. Это должен быть трансформер, позволяющий менять геометрию зала, с хорошим техническим оснащением.

Уже сейчас есть места, где можно реализовать такой проект – например, «Автово» в Санкт-Петербурге и цирк «Радуга» на Флотской улице в Москве, там полустационарные цирки.

— Легко ли будет найти территории в регионах для строительства?

— Поиск земли не является проблемой. Встречаясь с губернаторами, я не вижу ничего, кроме желания поддержать. Мне кажется, зеленый свет на строительство цирка будет включен в любом городе России. Когда у нас будет готов типовой проект, хочу обратиться и к Рамзану Кадырову с предложением построить цирк в Грозном. Уверен, он не скажет «нет».

— В Крыму появится стационарный цирк?

— Я разговаривал с главой Севастополя, его помощниками. Они хотят, чтобы в городе был цирк. Уже подана заявка на федеральную целевую программу для выделения денег на строительство циркового комплекса в Севастополе. А пока мы туда отправляем шапито, которое будет работать на постоянной основе.

— При смене руководства Росгосцирка весной этого года проводилась проверка имущественного комплекса компании контрольно-ревизионным управлением Минкультуры. Каковы ее результаты?

— Эти материалы переданы в прокуратуру Министерством культуры. Кроме того, было выявлено много других нарушений, в том числе финансовых. У «Росгосцирка» сейчас долг почти в 700 млн. рублей, 450 млн. из них – за коммунальные услуги, налоги. Эти долги мы будем гасить за счет собственных средств.

— Ваша предшественница Фарзана Халилова говорила «Известиям», что циркам стало бы легче жить при отмене налога на землю и имущество.

— В регионах бывают высокие налоги на землю и недвижимость, а после капремонтов они еще увеличиваются, потому что стоимость баланса растет. Многие директора филиалов почему-то ждут волшебника в голубом вертолете, который взмахнет палочкой и решит все проблемы. Но руководители, думающие о финансово-хозяйственной деятельности, по собственной инициативе обращаются в правительства своих регионов и получают там поддержку. В Рязани налог уже уменьшен, в Ставрополе тоже платят небольшую сумму.

Самый большой налог – почти 50 млн. рублей в год – был в Нижнем Новгороде: в цирк вложили очень большие деньги. Результат финансово-хозяйственной деятельности этого филиала за 2013 год составил минус 25 млн. рублей. Сейчас там работает новый директор. Она подала документы в правительство, и налог оказался снижен в разы. На деле никто палки в колеса не вставляет.

— Вы сейчас многое меняете в работе компании, в частности, ввели новые правила торговли в цирках. Сотрудники сопротивляются реформам?

— Некоторые – люди, теряющие привычный источник приработка. Например, есть артисты, годами не появляющиеся в манеже и фактически не работающие. Но они получают репетиционные, сидят на вынужденном простое с сохранением зарплаты, при этом прирабатывают на стороне, катают на своих лошадках детей за деньги. Когда начинаешь такой уклад менять, конечно, это вызывает сопротивление и недовольство.

— Министр культуры Владимир Мединский говорил, что цирки надо превратить в культурные центры, организовать там библиотеки для детей, кафе, кружки. Планируете создавать нечто подобное?

— Цирки всегда были социальным магнитом. Не зря они стоят в центральных частях городов, на лучших территориях. Конечно, там должны работать детские студии и кружки, причем не только цирковые. Например, в Нижнем Новгороде недавно совместно с фондом Константина Хабенского мы открыли детскую театральную студию.

Еще бы хотелось, чтобы ученики цирковых студий имели возможность заниматься в самом цирке. Представления в лучшем случае проходят в пятницу, субботу и воскресенье. В течение рабочей недели кто-то из артистов репетирует, но всегда можно найти несколько часов, чтобы ребята позанимались в манеже – им необходимо пропитаться запахом цирка!

У нас есть также идея открыть детские книжные магазины в цирках, в которых будет доступна литература не только об искусстве, но и развивающие книги. Это социальный проект, мы реализуем его вместе с Московским домом книги и сейчас пытаемся найти форму взаимодействия.

Ольга Завьялова, Валерий Мороз (фото), «Известия»


Рейтинг@Mail.ru