Вернуться к обычному виду

Вадим Гаглоев: «Русский цирк так же уникален, как и русский балет»

Опубликовано: 23.12.2014 Возврат к списку
Вадим Гаглоев: «Русский цирк так же уникален, как и русский балет»

Генеральный директор Российской государственной цирковой компании Вадим Гаглоев ответил на вопросы корреспондента портала «Санкт-Петербург.ру» Юрия Строфилова, который из разговора выделил несколько тем.

Про достижения

Если посмотреть на нашу фестивальную деятельность, то у нас золото за золотом, Гран-при за Гран-при. На недавнем фестивале в Китае номер Игоря Стынки «Русская палка» занял абсолютное первое место. Это уникальный трюк «три тройных темпа подряд», обычно делают только два.

Девчачий номер «Встречные качели» вернулся недавно из Гренобля, у них были съемки во Франции. В мире ему нет аналогов.

Ещё один уникальный номер, который в этом году получил золото – «Морские львы» Василия Тимченко. Они шутят друг с другом, играют – просто потрясающее представление, которое воспитывает любовь к животным.


Про деньги

Первый прокатный период мы сработали в хороший ноль. Запланировали доходы в районе 250 млн. рублей, собрали 230 млн., что на 20 млн. рублей меньше, но все-таки это позволило нам получить общую прибыль в 20 млн. рублей. Первый раз «Росгосцирк» оказался в плюсе по прокатному периоду. Собрали мы в этом году на 72 млн. больше чем в прошлом.

Сюда не входит развитие, здесь нет экономики филиалов, которые не участвуют в конвейере. У нас есть расходные филиалы: три базы отдыха, центр циркового искусства, где репетируют и создают номера, художественно-производственный комбинат, где изготавливают реквизит. Пока это «ноль» только самого конвейера. Сейчас средние показатели посещаемости всех цирков 45%. Если все наши программы будут уровня первой десятки, и мы сможем увеличить посещаемость до 60-65%, тогда доходы станут совсем другими.

Кроме билетов, есть ещё околоцирковая деятельность: это буфеты, фотографии, аква-гримы, сувенирная продукция, она должна принести нам до 50% от циркового оборота. Для этого мы реанимировали филиал, который был призван централизовать всю эту деятельность. За последние годы кто только не торгует, и артисты в том числе. Часть артистов недовольны изменениями, это лишает их заработков. С другой стороны, Олег Попов не бегал во время антракта продавать клоунские носики, и в Большом театре артисты не выбегают в буфет бутербродами торговать, все-таки, артист должен быть артистом, и эта магия и тайна должна оставаться, уходить вместе с ним в закулисье.


Про строительство

Те площадки, которые сейчас существуют, морально устарели, и я хотел бы создать проект нового цирка. Это будет типовой проект – универсальный для различных городов. Я хочу, чтобы было много машинерии, оборудования, звука, света, чтобы была возможность трансформировать пространство, менять геометрию зрительного зала. Мы сейчас работаем над созданием технического задания. Я хотел бы это реализовать в питерском Автово, потому что полустационар уже устарел. У нас есть площадки в Москве, Калининграде, Севастополе, Ялте. Грозный и Владикавказ тоже готовы выделить земельные участки, не освоена территория справа от Уральских гор.

Мы должны быть к середине 15 года к этому проекту готовыми, тогда у нас появится возможность заложить финансирование на 2016 год.

Я хочу, чтобы типовой проект был в районе миллиарда. Мы не будем строить здание, это должен быть современный комплекс из быстровозводимых конструкций, который обеспечит нам необходимое пространство. Кроме того, совсем иначе должны быть сконструированы и помещения для животных, чтобы избавиться от запаха – это и правильный клининг, и оборудование.


Про государственную поддержку

«Союзгосцирк» в 70-80-е годы, построил цирки, которые мы сегодня имеем. Были государственные субсидии, но субсидии отработанные, это был один из немногих видов искусств, который находился на самоокупаемости. Доходы от зарубежной деятельности равнялись доходам от внутреннего проката и составляли 120-150 млн. долларов, тех долларов.

Цирк – это социальная и воспитательная функция. Когда ребенок впервые идет в цирк, мы можем разговаривать с ним простыми и доступными словами. Здесь возникают и вопросы семейных ценностей, и понятие добра и зла.

Тот же Нижний Тагил, где находится Уралвагонзавод. Почему там был построен государственные театр и цирк? Рабочий должен не просто вкалывать в непростых нижнетагильских условиях, у людей должна быть возможность провести время с пользой для тела и души. Мы как инструмент политики государства в области культуры созданы, чтобы создавать и распространять культурный продукт.

И если государство не думает о таких вещах, то о чем ещё должно государство думать.

Господдержка – это не только субсидии в виде финансовых средств. Мы пользуемся рядом льгот, а государство выделяет ресурсы на проведение фестивалей и других мероприятий.

Я думаю, что мы можем выйти на самоокупаемость и сочетать искусство и бизнес, а билетная и сопроводительная деятельность будет направлена на снижение зависимости от государственной субсидии, и направлять её на капитальный ремонт и модернизацию цирков, а постепенно стать абсолютно самостоятельными с точки зрения экономики и финансов. Внимание министра культуры, Владимира Мединского, к цирковой культуре очень велико, я не могу пожаловаться на отсутствие внимания государства к нам.


Про бизнес

Сейчас хорошая посещаемость. Мы после каждого периода делаем анализ, смотрим количество проданных билетов, публикуем на своем сайте рейтинг программ. Это не соревновательный рейтинг, это публикация в открытом доступе результатов проката каждой программы. Можно увидеть, что сегодня зритель покупкой билета голосует за сюжетные, цельные представления. Не просто представления, а именно программы, где все номера следуют единому сюжету, режиссерской задумке, соответствующим звуковым и световым оформлением, костюмами. На первом месте рейтинга посещаемость 90-95%. Но есть программы, которые собирают и 20-25% зрителей. Цирк может быть любым, но он не должен быть скучным. Цирк – это массовое искусство прямого действия. Его понимают и малыши, и взрослые, зрители разного уровня подготовки и социального положения. Это нас отличает от элитарного искусства. Наши залы побольше, чем у театров, до 2600 мест. За счет этой массовости у нас и возникает бизнес.

Я недавно проводил художественный совет, выступают участники: «Хорошая программа, крепкая, чистенькая». Я в конце беру слово: «Послушайте, я хоть и не цирковой, но продюсер с 14-летним стажем и мне было скучно. Одна программа не отличается от другой, все также работают жонглеры, все те же клетки, все те же репризы…». Вы знаете, сколько у Никулина было готовых реприз? Порядка 60. У современных – 5-6.

Мы с коллегами были недавно в Нижнетагильском цирке, и общежитие, и цирк в таком состоянии, что о большом искусстве в этом помещении трудно говорить. Я тоже жил в студенческом общежитии, но это хоромы по сравнению с тем, что можно увидеть сегодня в общежитиях цирка. Если мы будем думать о том, чтобы зрителей и представлений было больше – тогда будут и деньги. Все-таки, зритель покупает билет.

В Цирке братьев Запашных все представления идут с аншлагами. Цирк Никулина работает хорошо. Кинотеатры раньше тоже переживали кризис, там были и мебельные салоны, и чего только не было – не было только кинопроката и кино. Сейчас открылись сотни новых экранов, которые замечательно работают, и поход в кино стал чем-то особенным. Да и попкорн с кока-колой никто не отменял.


Про таланты

К сожалению, сейчас кроме братьев Запашных очень сложно назвать ещё кого-то в цирковой индустрии. Наша главная задача – вернуться к тому, чтобы снова создавать звезд. Когда Вы идете в кино, и в главной роли Леонардо Ди Каприо, вы идете именно на него. Во времена Никулина и Попова все шли в цирк именно на них, и все знали, кто эти люди. Люди идут на артиста. А сегодня я приезжаю в цирк с инспекцией и вижу афиши: «Цирк огромных зверей», «Цирк гигантских обезьян», «Цирк бегемотов». Такое впечатление, что это передвижной зверинец. А мне хочется видеть на афише лицо циркового артиста, именно он заслуживает того, чтобы быть публично известным человеком. Как говорят цирковые: «Цирковой номер под фонограмму не сработает» – тут все по-честному.

У нас огромная страна с очень талантливым населением. Один из источников артистов – династии. Но есть и цирковые училища, и практически во всех городах есть цирковые студии. Опять же, в Нижнем Тагиле есть замечательная студия, девочка из которой получила в этом году золото на фестивале в Цирке на Цветном. С Валентиной Михайловной Савиной, директором Государственного училища им.Румянцева (Карандаша), у нас есть соглашение, что мы начинаем работать с этого года со студентами по созданию номеров, чтобы, выпускаясь, артист сразу приходил к нам. Во-первых, интереснее учиться, а во-вторых, нет переходного репетиционного периода для нас. Ещё у нас есть идея открывать филиалы циркового училища там, где постановочные цирки, ребятам не надо будет ехать в Москву. Нужно предоставить свои возможности для детских цирковых студий, потому что одно дело репетировать просто в каком-то помещении и совсем другое выступить на настоящем манеже и пообщаться с настоящими звездами. Кроме того, у нас много артистов приходят из гимнастики и акробатики.


Про животных

У нас 1226 животных в компании, они переезжают вместе с артистами, и фактически содержатся в помещениях при цирках. Я убежден, что цирк прививает любовь к животным. Ребенок видит, что на земном шаре, кроме людей, живут ещё и животные, которые обладают своим интеллектом и разумом, мало отличаются от людей, шутят и катаются на велосипедах. Журналистский штамп о жестоком обращении с животными очень широко распространился. Дрессировщик в этом мифе – жестокий дядька с хлыстом в руках. Посмотрите на Николая Павленко. У него четырнадцать тигров, и он выходит на манеж в смокинге и с дирижерской палочкой в руках. Это народный артист России, «Золотой клоун» Монте-Карло. Это совсем другая дрессура.

Но если я скажу, что в этом направлении у нас все замечательно, я покривлю душой. Конечно же, нужны более просторные помещения. Например, в Автово большая территория, и мы хотели бы в сезон сделать вольеры для животных, чтобы питерцы могли посмотреть на них. Такой маленький зоопарк. Мы сделали в Севастополе что-то подобное, летом под открытым небом. Там были тигры, львы, жираф, бегемот. Это и улучшает содержание животных, и привлекает дополнительное внимание зрителей.


Про Cirque Du Soleil

Cirque Du Soleil на 85% состоит из русских артистов. Тот же Полунин отработал там руководителем художественной программы. На мой взгляд, основатель этого цирка Либерти сделал кальку с «Союзгосцирка», в 80-е годы он очень много времени провел в стенах, где сейчас мой кабинет.

Канадская компания долго шла к сегодняшнему положению, они пробивали нишу и показали всему миру, что цирк может быть зрелищным и необычным.

Но лично мне не все нравится в том, что они делают. Мне кажется, в них слишком много бизнеса и слишком мало искусства.

За границей часто спрашивают, в чем секрет русского цирка. А он заключается в том, что во главу угла поставлен Его Величество Трюк, мы всегда делали то, на что не способен никто в мире. Русский цирк так же уникален, как и русский балет. Но наряду с этим наш цирк всегда был театральным, каждый артист – это, прежде всего, актер. У Du Soleil есть бренд, но нет лиц. В нашем цирке всегда были звезды, и любой артист со своим номером – это целый мини-спектакль со всем развитием. Это то, что отличает наш цирк от акробатики. Искусство и трюк в русском цирке – близнецы-братья.


Рейтинг@Mail.ru