Вернуться к обычному виду

Русский цирк: от кормильца до иждивенца

Опубликовано: 18 Декабря 2015  |  Источник: Ридус. Агентство гражданской журналистики. Возврат к списку
Русский цирк: от кормильца до иждивенца Цирк на Фонтанке реставрировали полтора года. Сложностей в ремонте хватало. Необходимо было сохранить в первозданном виде самый старый каменный цирк страны и при этом привести его к современным требованиям.

Например, большие сложности у нас были с куполом, потому что купол исторический и является предметом охраны, его нельзя разобрать. Именно к куполу, к его несущим конструкциям подвешивается «воздух», купол всегда несет нагрузки. Со временем он немножко продавился от этого. Когда он строился, не был рассчитан на современные цирковые номера и нагрузки. Исторический купол сверху накрыли новым, он и будет нести все нагрузки по цирковым технологиям и подвесам. Это было непростое решение. Отдельно отмечу: специально для цирка был разработан проект светового и циркового оборудования, оно самое современное, — заявил на открытии цирка, которому вернули историческое название — Чинизелли, генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев.

Реставраторы отработали на совесть. Восстановили ложу, вернули оркестр на возвышение над форгангом, развесили везде зеркала, старинные афиши. Все как до революции, только стоять в третьем классе больше не надо, обтянутые бархатом кресла такие же, как и в первых дорогих рядах.

Насладиться всем этим великолепием смогли участники четвертого Международного культурного форума в Санкт-Петербурге. Для них дали «особенное парадное представление», открыл которое великий солнечный клоун — Олег Попов. К везению жителей Северной столицы, он задержится в городе на Неве.

«В феврале и марте будет работать программа, которую мы сделали вместе с Олегом Поповым, в ней будут участвовать все звезды отечественного цирка», — отметил Гаглоев. В их числе и «счастливый Ганс» — под таким псевдонимом работает Олег Константинович в Германии.

«Бал у Чинизелли» вышел очень ярким, местами трогательным, и красивым. Но развлечениями участие цирковых артистов в форуме не ограничилось. К сожалению, цирк сейчас испытывает массу проблем. Многие из них характерны не только для России, но и для всей этой сферы искусства в целом.

Деньги

Советский Союз умел зарабатывать на культуре. Главными «добытчиками» были ансамбль Моисеева, Большой и цирк. Цирковые приносили в госказну серьезные суммы в валюте, куда больше танцоров. Коллективы колесили по всему миру. За время в короткой поездки в автобусе от цирковых можно услышать про бандитизм в Перу, запрете пользоваться на представлениях блестками в Японии или самом шикарном здании цирка в мире — в Северной Корее.

Российский же цирк работает в убыток, он обходится бюджету примерно в миллиард рублей в год, а многие наши соотечественники предпочитают выступать в зарубежных труппах.

Сделать цирк окупаемым — одна из главных задач перед чиновниками на сегодняшний день. Для этого в феврале прошлого года была запущена реформа. Траты с тех пор не уменьшились, но, по словам Вадима Гаглоева, деньги сегодня расходуют куда более разумно.

По его словам, до реформы в цирковой системе царила полная анархия. Например, к 1 марта 2014 года право собственности на цирковые сооружения было оформлено лишь на 13 объектов из 154, это восемь процентов.

Сегодня данный показатель выше на порядок, в десять раз. Значительные суммы по документам раньше проедались животными, точнее, эти деньги сурово «пилили». В время инвентаризации нашли массу долгожителей, которым место в книге рекордов. Например, кур 1975 года рождения. Таких примеров много. Сегодня эти деньги тратятся на капитальные ремонты и реставрации. Собирается Гаглоев оптимизировать и другие цирковые расходы.

По его подсчетам выходит, что цирк начнет приносить прибыль, если каждый манеж будет давать по 200 представлений в год с посещаемостью 60 процентов. Сейчас каждая арена открывается для зрителей 120 раз в год, посетителей — не более 40 процентов.

Школа клоунов

Чтобы добиться таких результатов, нужно поднять популярность цирка у зрителей. У того же «Дю Солей» всегда аншлаг, несмотря на «кусачие» цены на билеты.

Специалисты не в последнюю очередь это связывают с исчезновением известных всем клоунов.

В СССР Никулина, Карандаша, Попова, Енгибарова знал каждый. Сегодня таких имен нет. «Клоуны ушли с цирковых арен в театры, в шоу, на улицы», — посетовал на открытии форума знаменитый лицедей Слава Полунин.

Еще одна не смешная проблема — отсутствие школы, где этих клоунов готовят. Конечно, действует Академия Дураков Полунина, работают педагоги «старой советской закалки», но их мало. Система отсутствует.

Клоунской тематике было уделено немало времени в ходе форума, работала отдельная секция. Вот только речь там шла, в основном, не о педагогике, а о героях прошлого: Дурове, клоунах, работавших в конце XIX века у Чинизелли, истории этого цирка, как шутки теряют актуальность со временем на примере Никулина... Информация, конечно, полезная и любопытная, но участники дискуссии в кулуарных беседах недоумевали, почему на форум не приехали многие известные педагоги, перечисляя целый список имен.

Нет, были, конечно, и мастер-классы, вот только вряд ли можно было научиться чему-то за час. Занятие с клоунами провел Джанго Эдвардс. Долго рассказывал, что самое важное — это любовь, улыбка, свобода от навязанных стереотипов, обильно сопровождая свою речь выражениями по матери. Переводчик на мастер-классе многочисленные «факи» стеснительно опускала. Супер-специалист по «синхрону» на секции мастерски подбирала точные русскоязычные аналоги без использования ненормативной лексики.

На своем занятии Джанго поиграл с клоунами в дурацкие, но очень смешные салки, показал, как надо изображать Джерри Ли Льюиса, после чего заявил, что настоящих клоунов из полусотни пришедших поучиться он здесь увидел всего пару человек, да и вообще, в России клоунов выпускают как на конвейере. С его точки зрения, подход должен быть иным: клоуном нужно родиться, это состояние ума, при этом маленькие дети — все клоуны. «Вспомни, каким ты был, когда тебе было семь», — призывает он «падаванов».

Сам он, впрочем, открыл несколько лет назад в Барселоне целый Институт новой клоунады, где обучение длится месяц. Любопытно, что изначально Джанго начал свою клоунскую карьеру именно с профессии учителя клоунов. До 20 лет Стэнли Эдвардс был обычным американским пареньком, работал инженером, проектировал и строил поля для гольфа. Потом увлекся движением хиппи, решил стать клоуном и уехал в Англию получать соответствующее образование. Нашел подходящие курсы, наплел преподавателю, что в США он уже работал клоуном и даже имел успех. В итоге спустя пару занятий учитель подошел к нему и сказал: предложили выгодную халтуру на субботу. Замени-ка меня, брат, на курсах, ты ж опытный. Не бесплатно, конечно. Стэнли теряться не стал, заменил.

Эту историю Джанго рассказывает ничуть не стесняясь, таков его подход.

«Не так давно я понял, что главное для клоуна, да и для каждого из нас, всегда говорить правду, — завел речь на мастер-классе Джанго Эдвардс и тут же показал свои способности ее резать. — Я сорок пять лет употреблял всевозможные виды наркотиков. Скрывал это, врал. Обманывал разных женщин, изменял им. Потом я сам изменился. Я рассказал дамам, как я их обманывал. Одни дали мне по лицу, другие — простили, и мы теперь дружим. С некоторыми я даже снова переспал. Я до сих пор злоупотребляю разными стимуляторами, но теперь я этого не скрываю».

Интересный анархист, гражданин мира и веселый человек, отрицающий все институты власти и границы, вот только подход его к юмору лично мне показался не слишком близким русской душе. Дурачиться, все же, можно по-разному. Услышанная несколько раз за два дня шутка, употреблявшаяся в случае неожиданных технических накладок, — «я принципиально никогда не плачу техникам/«звукарям» — выдает в нем иную культуру.

Животным в цирке быть

В этом «Ридус» лично заверил Вадим Гаглоев. Никуда с российских арен дрессировщики не денутся, хотя ходило много опасений. Обвинений в жестокости к братьям нашим меньшим цирковым в последнее время было предъявлено достаточно.

Возможно, в числе дрессировщиков есть жесткие люди, тут спорить глупо. Но в большинстве своем это очень любящие животных люди. Например, Николай Павленко работает с полосатыми хищниками вообще без хлыста или стека. Вместо этого у него в руках дирижерская палочка. Тигры слушаются его беспрекословно без жестких понуканий. На открытии цирка он не выступал, но его появление в зале не осталось незамеченным. «Со львами не работал. Пока. Но скоро буду!» — обещает он юной поклоннице после «селфи».

После официальных речей и торжественного перерезания циркового галстука длиной несколько метров на арене появляются слоны Корниловых. «По цирковой традиции, вместо кошки», — заявил изображающий сеньора Чинизелли Вениамин Смехов. На изможденных жертв слоники похожи никак не были.

«Русский цирк отличает великолепная работа с животными, вы сегодня увидите слонов, лошадей Лауры Барон, она будет работать „свободу“ (свободная дрессура. — прим. „Ридус“), и вы убедитесь, насколько это здорово, красиво. Номера эти дарят любовь и доброту. После того как посмотрите, никогда не возникнет желание обидеть животное», — говорит перед открытием Гаглоев и еще раз обещает не допустить изгнания с российских арен этого древнего жанра.

«Все клоуны мира — одна большая семья!» — объявил на мастер-классе Джанго. Его заявление стоит перефразировать: все цирковые России — одна большая, возможно, не всегда дружная, но семья, это точно. Все хорошо знают друг друга, вместе работали и жили, искренне любят то, чем занимаются. Видно, что для них — это больше, чем просто работа. Надеемся, что вместе они смогут решить все насущные проблемы и снова сделать российский цирк доступным, интересным, популярным и забитым до отказа смеющейся детворой.


Рейтинг@Mail.ru