Вернуться к обычному виду

Что родится на арене

Опубликовано: 11 Февраля 2016  |  Источник: Газета "Аргументы недели" Возврат к списку
Что родится на арене

Москва – единственный в стране город, где нет своей любительской цирковой студии. Исправить эту ситуацию берётся Росгосцирк. На базе Центра циркового искусства планируют открыть школу, где безвозмездно будут учить мастерству. Об этом нам рассказали генеральный директор компании Вадим ГАГЛОЕВ и его первый заместитель Олег ЧЕСНОКОВ.

Он такой один

В Центре циркового искусства, расположенного в Измайлово, занимаются усовершенствованием старых цирковых номеров, аттракционов и программ. Для этого оборудованы манеж, зал для репетиций, балетный класс, административные помещения и мастерские, где готовят реквизит, а заодно консультируются с художниками и режиссёрами. По сути – это сердце российского цирка, отсюда по всей стране распространяются программы, причём одинаковые для всех цирков страны.

Каждый элемент любого номера должен быть отработан именно в Центре циркового искусства. Последний был образован в 1947 году, реорганизован два раза. Своё последнее название получил в 1994-м. Олег Чесноков говорит, что сейчас центр должен стать не просто репетиционной, но и экспериментальной площадкой для поиска и реализации новых идей, что рождаются прямо на арене.

Вадим Гаглоев рассказывает: «Недавно мы были в Монте-Карло, в Марселе, чтобы посмотреть биеннале. Я не мог оторвать взгляд от одного номера. Девушка использовала ветку дерева в качестве воздушного реквизита. Следующие полчаса великолепно работал клоун. Любопытно – всё это действо проходило при полном аншлаге в обычном портовом ангаре. Принято считать, что в цирк ходят в основном дети с родителями. Можно ли сравнить условия в Центре циркового искусства с вышеупомянутыми в Марселе? В ЦЦИ можно установить зрительские места вокруг арены, площадь позволяет. Чтобы создавать новые мини-спектакли».

Не хватает трупп

Любительские цирковые студии работают наподобие народных театров. Успехи таких трупп в малых и средних городах страны трудно переоценить. А технических возможностей у Центра циркового искусства для этого предостаточно. Гаглоев признаёт, что ещё полтора года назад там были проблемы с отоплением и подачей электричества.

Учат цирковому мастерству в единственном учебном заведении – в училище циркового и эстрадного искусства. И если все прекрасные идеи руководства Росгосцирка успеют воплотиться к 1 сентября, для цирковых талантов будет открыта ещё одна дверь. В этой школе будут преподавать не только историю цирка, мастерство в различных жанрах, но и давать общеобразовательные знания. Опыт любительских студий показывает, что туда, как правило, приходят дети с пяти лет, и если они находят там своё призвание, остаются в цирке навсегда. Среди профессионалов бывших студийцев достаточно много. Единственным условием для принятия в школу будут талант, желание и воля без конца трудиться. Цирк – это каторжный труд, здесь нет места для обмана, всё по-настоящему. Здесь учатся всю жизнь, а потом учат других.

В дрессировщики пойду

Любопытно, что жанр дрессуры вообще нигде не преподают. Дрессировщиком можно стать, родившись в семье, продолжающей цирковую династию, либо стать самоучкой. Вадим Гаглоев говорит, что в Росгосцирке есть идеи для решения этой проблемы. На базе ЦЦИ в студии смогут обучать малышей основам этого мастерства, благо профессионалов, желающих передавать свой опыт, у нас предостаточно.

В Москве практически нет цирков, находящихся в ведении Росгосцирка. Цирк на Вернадского – отдельное юридическое лицо, ФГУП. Он напрямую подчиняется Министерству культуры РФ. «Цирк на Цветном бульваре» – частный. Государственная компания владеет в столице лишь «Цирком на Речном». Стационарный цирк расположен в Парке Дружбы.

Он не работал 5 лет. Сейчас приведён в порядок: там есть гостиница и все удобства для артистов. Зимой, правда, он непригоден для жизни. Артист Виталий Смолянец считает, что на арене и в подсобных помещениях хватает тепла. По крайней мере отапливается львятник, а вот вентиляция здесь плохая. Конечно, зритель от этого не страдает, особенно приятно в парке летом. Для того чтобы этот цирк стал популярным, нужно восстановить всю его инфраструктуру. В компании «Цирк на Речном» также хотят привлечь к работе с любительской студией.

Несмотря на то что «Цирк на Цветном» – частный, здесь постоянно работают артисты Росгосцирка, госкомпания также готовит программы. Скоро выйдет новое шоу со слонами Андрея Корнилова. На взгляд Олега Чеснокова – это лучшее на сегодняшний момент представление с этими животными. Корнилов – лауреат Международной профессиональной премии в области циркового искусства «Мастер».

До того на этом манеже целый год работала конная труппа «Королевский цирк» во главе с Гией Эрадзе. А вот новая программа «Пусть всегда будет солнце» с участием Олега Попова будет показываться, увы, не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Олег Чесноков считает, что москвичи вполне могут себе позволить поехать во вторую столицу, чтобы не пропустить уникальную возможность встретиться с Солнечным клоуном. В Москву эта программа, возможно, тоже приедет, но это произойдёт не раньше сентября.


Рейтинг@Mail.ru