Вернуться к обычному виду

Один за всех

Опубликовано: 25 Февраля 2016  |  Источник: Редакция газеты "Вечерняя Москва" Возврат к списку
Один за всех

В цирке есть много уникальных профессий, которые не встречаются больше ни в одной сфере. Одна из них — шпрехшталмейстер, или, по-современному, инспектор манежа. О тонкостях работы «ВМ» узнала из первых рук.

Мы беседуем о редчайшей цирковой профессии с Дмитрием Покладом, потомственным шпрехшталмейстером — что само по себе редкость — который в свое время стал одним из самых молодых инспекторов манежа.

- Инспектор манежа — он кто?

Не побоюсь показаться нескромным, но это основной сотрудник. Его сфера ответственности огромна: он должен следить за всем пространством — от служебного входа и до самого верхнего ряда в зрительном зале. Без инспектора манежа цирк работать не может и не работает. В театре, например, есть должность ассистента режиссера. Он дает звонки к началу спектакля, оповещает артистов о времени выхода на сцену, следит за сменой декораций, светом, звуком. Все то же делает инспектор манежа.

А еще он отвечает за подвеску воздушного реквизита, и порой ему приходится быть инженером-конструктором, чтобы разместить два или даже три воздушных аппарата так, чтобы они не мешали друг другу. В ответе он и за жизнь артистов.

Не жизнь — сплошной аттракцион!

Идут ребята по канату,

А вдруг порвется где-то он...*

Как показала практика, порваться может даже страховочная сетка, а спрос — с инспектора. Да и за жизнь зрителей он отвечает, когда работают животные. При этом надо управлять униформистами, следить за темпоритмом спектакля. И объявлять артистов.

Я в этом цирке — шпрехшталмейстер,

Я объявляю номера.

- Без каких качеств невозможно овладеть этой профессией?

Надо знать цирк изнутри, изучить его «кухню». Конечно, можно пройти обучение, потом — стажировку... Но это не гарантия, что вы станете хорошим инспектором манежа или станете им вообще. Никакая теория не сможет предусмотреть того, с чем вы можете столкнуться на практике. А я в цирке — свой человек.

Я здесь живу, я здесь родился,

Я знаю, где, почем и что.

- Как большинство детей из цирковых семей, над вопросом, кем стать, голову не ломали?

Родители — инспектор манежа Павел Дмитриевич и цирковой режиссер Нина Сергеевна — не хотели, чтобы я работал в цирке. А уж дед, историк, профессор Дмитрий Павлович Поклад, был категорически против! Но в конце 80-х в цирке на проспекте Вернадского, где работал отец, я увидел потрясший меня номер. Это был эквилибр со степом на руках Патрика Бретфорда...

- И судьба ваша была решена?

Да. Заявил родителям, что хочу быть эквилибристом на руках. Они думали — забуду, но я не забыл. И восемь лет я под руководством родителей осваивал эквилибр и готовил номер. С него и началась моя цирковая жизнь.

- Складывалась она удачно?

Мы с матерью, которая работала у меня ассистентом, объехали огромное количество стран. В 1998 году я выиграл молодежный конкурс циркового искусства в Монте-Карло, потом на конкурсе в Риме взял серебро. А летом того же года мы пережили страшную трагедию: попали в аварию, когда ехали в отпуск на море. Отец погиб, мать осталась инвалидом...

- Почему при успешной карьере артиста вы решили стать инспектором манежа?

Захотел попробовать себя в профессии, которой занимался отец. Если бы я знал, что меня ожидает… Директор цирка Леонид Костюк направил меня на курсы инспекторов манежа. Затем стажировался у Валерия Глозмана. Полгода меня готовили к профессии, начиная с азов документоведения. Был вторым инспектором, а через несколько лет возглавил участок инспекторов манежа цирка на Вернадском. В 2013-м перешел на работу в Росгосцирк.

Вниманье всем! Оркестр начал,

Свет в зале снят, улегся шум.

Я — шпрехшталмейстер.

Это значит: «Кто первым номером — прошу!»

- Династия инспекторов манежа — случай редчайший. Хотите, чтобы ваш маленький сын ее продолжил?

Станет ли Павел Дмитриевич, полный тезка своего деда, продолжателем династии Поклад — решать только ему. Но с ним уже здороваются за руку! *

В интервью использованы строчки из песни Александра Розенбаума «Шпрехшталмейстер».

БЕЗ НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕ НАЧИНАЛОСЬ

В 1930 году начал работать режиссером и шпрехшталмейстером в периферийных цирках, а в 1935 году — в цирке на Цветном. Это именно он во многом сформировал стандарт профессии.

Александр Буше называл его своим преемником. В 1968 году стал работать в цирке на Цветном, где удачно подыгрывал в репризах Леониду Енгибарову и дуэту Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.

Валерий Глозман (1940–2014)

Профессиональный акробат, в 1965 году окончил первые в СССР курсы режиссеров-инспекторов манежа. В 1995 году стал инспектором манежа Большого цирка на проспекте Вернадского.

ОБ АВТОРЕ

Вадим Гурович - автор и постоянный ведущий рубрики «Манеж» — представитель цирковой династии, цирковой режиссер и журналист, в разные годы возглавлявший пресс-службы Большого Московского цирка и Российской цирковой компании «Росгосцирк».


Рейтинг@Mail.ru