Вернуться к обычному виду

В музей приехал цирк

В музей приехал цирк

Выставку, способную в одинаковой степени заинтересовать детей и взрослых, развернул в Корпусе Бенуа Русский музей. В анфиладе залов почти четыре сотни экспонатов, так или иначе отражающих тему цирка.

Вернисаж выдался многолюдным. Пришли художники – участники проекта и цирковые артисты. Кепка или расшитая рубаха выдавали клоунов. Телекамера фиксировала каждый шаг окруженных свитой Олега Попова и Юрия Гальцева. В толпе перемещались модели в авторских костюмах из бумаги. Неудивительно, что публика, посетившая выставку Бакста в соседних залах, не спешила покинуть музей.

Во все времена цирковым искусством восторгались художники и оставили тому немало свидетельств. Перед публикой предстали произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии, видео и архивные материалы XIX – XXI веков из собрания Русского музея, Музея циркового искусства, мастерских художников и частных собраний. Все это связано с историей цирка.

– Выставка строится по цирковым жанрам, – рассказывает куратор проекта Альфия Низамутдинова. – Иначе расположить экспонаты невозможно.

Организаторы экспозиции отказались от хронологии, смешали стили, время создания работ... Перемещаясь по залам, зритель видит произведения Васнецова, Пуни, Судейкина, Шухаева и других известных мастеров. Их окружают работы наших современников.

Кураторам не позавидуешь, современные мастера, как правило, осложняют работу. Сотни произведений надо вписать в общую картину, а у авторов на это свой взгляд. Говорят, один из художников в последний момент перевесил картину вверх ногами.

Архитектурно выставка напоминает цирковое представление. Аванзал – пролог с предысторией цирковых жанров. Здесь обосновались акробаты, арлекины, скоморохи – бродячие артисты, выступавшие на ярмарках и праздниках прямо на улицах, затем под куполом шапито и стационарных цирков.

Отдельная тема – цирковое закулисье. О том, чего не видит зритель, рассказывают картины, рисунки, фотографии. Артисты репетируют, отдыхают, ревниво наблюдают за тем, что происходит на манеже.

Искусство клоунады представлено в лицах. С портретов смотрят звезды и легенды цирка – Попов, Енгибаров, Вяткин, Карандаш, Никулин. В зале, посвященном воздушным гимнастам, фокусникам, жонглерам, – легкая, свободная развеска работ. Особый раздел экспозиции отдан четвероногим артистам – медведям, лошадям, верблюдам, тиграм... В центре большая скульптура белого слона, он словно выходит на манеж из-за кулис.

Много интересной информации несут плакаты. Один из них сообщает, что 1 апреля 1924 года на манеже Ленинградского цирка проходил бенефис известного русского комика Золло «Похороны Григория Распутина». Сцену «похорон», если верить плакату, исполняла группа животных.

Тремя годами позже новый воздушный аттракцион «Люстра дьявола» на собственноручно сконструированном аппарате показал артист Анри. О новинке с таким зловещим названием поведал плакат, принадлежащий Музею циркового искусства.

– Для нас это первый выход на такую большую «арену», здесь мы показываем свои сокровища, – рассказала директор музея Екатерина Шаина. – Русский музей счел возможным отобрать 124 работы из нашего собрания – живопись, графика, скульптура, плакаты, фотографии.

Стоит обратить внимание на картину 1935 года «Люди морского дна», она рассказывает о необычной странице в истории цирка. В огромном аквариуме на манеже водолазы ремонтируют модель подводной лодки. Работа показывалась «вживую». Лодка всплывала. Очередь желающих увидеть процесс стояла от цирка до Инженерного замка.


Рейтинг@Mail.ru