Вернуться к обычному виду

Татьяна Филатова: «Папа настоял: пока не получу диплом — никакого цирка»

Опубликовано: 10 Марта 2017  |  Источник: «Областная газета» Возврат к списку
Татьяна Филатова: «Папа настоял: пока не получу диплом — никакого цирка»

Завтра, 11 марта в Екатеринбурге начинаются гастроли всемирно известного цирка Филатовых в честь 180-летия династии. Накануне генеральной репетиции мы встретились с дочерью Валентина Филатова, чьё имя носит Екатеринбургский цирк — художественным руководителем коллектива Татьяной Филатовой.

Сегодня в коллективе работают пять представителей династии: супруг Татьяны — Александр, сын — Александр-младший (дрессировщики «Медвежьего цирка»), невестка Ирина Чуднивец (балетмейстер коллектива), дочь Татьяны — Валентина и её муж Владимир (создатели иллюзионного шоу). Даже любимица всей труппы — годовалая внучка Маша — в перерывах между репетициями пробует жонглировать на манеже цирка мячиками.

— Уже всех узнаёт и радостно хлопает в ладоши после выступлений, — улыбается Татьяна Филатова. — Думаю, тоже будет цирковой артисткой.

— Татьяна Валентиновна, а вы тоже пришли в цирк в столь юном возрасте?

— Я с детства наблюдала за работой родителей — отец был звездой на манеже, а мама работала за кулисами. Но свою судьбу с цирком связала только в 21 год. Папа сразу поставил ультиматум: пока не получу диплом о высшем образовании — никакого цирка! Только когда я окончила Московский педагогический институт по специальности «преподаватель английского и немецкого языков», он сказал: «Вот теперь поедем в Росгосцирк, буду оформлять тебя ассистентом аттракциона». А спустя три года у меня появилась слониха Рада, с которой мы проработали сорок лет. Но фирменным номером династии остаётся «Медвежий цирк».  Сегодня у нас — 15 медведей. Они выступают как акробаты, жонглёры и эквилибристы, катаются на роликах, велосипедах, мотоциклах, играют в оркестре.

— Где и в каком возрасте берёте косолапых артистов?

— По нашему заказу отдел ветеринарии Росгосцирка сообщает, в каком городе или районе можно взять питомца. А был случай, когда медвежонка подбросили в коробке к служебному входу. Возимся с ними как с маленькими детьми. Сначала просто выпускаем играть в манеж, чтобы они могли привыкнуть к нему. Потом дрессировщик начинает приучать к своему голосу, учить делать первые шаги на задних лапах.  И если обывателям сложно определить, где, какой медведь — все на одну мордочку, то дрессировщик делает это мгновенно. Характер у медведей разный: кто-то боится баланса, кто-то езды на велосипеде, а кто-то боится сделать элементарный кульбит. Бывает у них и личная несовместимость. Приходится всё это учитывать. Как педагог во время уроков понимает, на что способен каждый его ученик, так и дрессировщик на репетициях (а они идут ежедневно с девяти утра до часу дня) выявляет таланты своих подопечных. Три-четыре трюка для медвежат вполне достаточно. А была у нас талантливая медведица Фонтанка, которая умела выполнять много трюков. Когда из-за пожилого возраста ей стало сложно кататься на роликах, мы посадили её в оркестр. На одном из представлений она била в бубен, нечаянно уснула и свалилась со стула. Когда дрессировщик подхватил её и посадил на место, она продолжила энергично стучать в бубен, как ни в чём не бывало. Зал взорвался хохотом. А вот ещё курьёз: другая медведица в Московском цирке на Цветном бульваре поднялась по лестнице на стойку и испугалась… воробья. Сжалась в комочек и не двигалась, пока папа сам не снял её.

 – Насколько изменился «Медвежий цирк» с  премьеры аттракциона в 1949 году?

— Валентин Иванович настолько хорошо выстроил сюжет выступления от простых трюков к сложным, что мы до сих пор остаёмся ему верны. Меняем только реквизит и артистов: медведи, как и люди, могут заболеть, и на этот случай всегда есть дублёры. Всё, что мы сегодня знаем и умеем, нам передал отец. Это был потрясающий педагог с колоссальным практическим опытом. Бывало, наблюдает за нашей с мужем репетицией и вдруг скажет: «А ты возьми кубик сахара и на вальс, на вальс, медвежонка! Он пойдёт за тобой». И действительно — работало! Он и с другими учениками делился опытом. Помогал репетировать дрессировщикам Александру Денисенко, клоуну, Владимиру Дерябкину, Руслану Касееву и даже выпустил группу дрессированных медведей для артиста Объединённых Арабских Эмиратов Мухамеда Ашри.

Однажды папе предлагали остаться в США и основать медвежье шоу там. Он отказался, и я прекрасно понимаю почему. У нас вся семья такая — мы преданы российскому цирку вот уже 180 лет и уезжать никуда не собираемся. В детстве не все в нашей династии хотели остаться в цирке, но в итоге всё равно тянет сюда. Символично, что в юбилей династии мы возвращаемся на родину отца. Наверное, поэтому Екатеринбург — мой любимый город. Последний раз приезжали сюда шесть лет назад. Всякий раз ощущаем себя здесь как дома и как желанные гости.

Справка «ОГ»

В 1836 году поводырь Филат с медведем  и его жена, служительница при обезьянах, получили от губернатора Нижнего Новгорода разрешение на работу на рыночной площади. Однако основоположником династии считается русский дрессировщик хищных животных и основатель системы зооцирков в СССР Иван Лазаревич Филатов, который родился в 1873 году в Саратове. Из 13 его детей лишь двое продолжили работать в цирке — дочь Мария и сын Валентин, придумавший аттракцион «Медвежий цирк». Его премьера состоялась 6 ноября 1949 года в Московском цирке на Цветном бульваре. В 1975 году Валентин Филатов выпустил новую программу «Цирк зверей», где вместе с ним начали работать его дочери Людмила и Татьяна и их супруги. Сейчас на манеже цирка выступает уже шестое поколение династии Филатовых. Народная артистка РСФСР Татьяна Валентиновна Филатова является художественным руководителем коллектива с 1994 года.


Рейтинг@Mail.ru