Вернуться к обычному виду

Вечная молодость цирка Филатовых

Опубликовано: 13 Июня 2017  |  Источник: «Удмуртская правда» Возврат к списку
Вечная молодость цирка Филатовых

Медвежий цирк Филатовых знают во всем мире: аттракциону знаменитой династии рукоплескали Европа, Азия и Америка. Трюки, которые демонстрируют косолапые артисты Филатовых, до сих пор не повторены никем. Тем ценнее, что раз за разом великолепное шоу возвращается в Ижевск.

Самое юное поколение ижевских зрителей Медвежий цирк Филатовых не видело: почти десять последних лет артисты гастролировали в Японии и были там звездами номер один. А вот нынешние молодые родители, и тем более бабушки и дедушки знакомы с династией Филатовых не понаслышке: на ижевский манеж прославленные дрессировщики и их бурые медведи выходили не раз. И каждый раз шоу оказывалось верным себе и все же обновленным, уникальным. Так произошло и сейчас.

Шоу мирового класса

Гвоздем программы по-прежнему остается масштабный номер с медведями, главные черты которого сложились еще в послевоенные годы благодаря работе Валентина Филатова. Сейчас на манеж выходят представители пятого поколения великой династии – Александр и Валентина Филатовы, а народная артистка России Татьяна Филатова ведет шоу.

Первое отделение посвящено классическим жанрам русского цирка. На манеже работают первоклассные жонглеры (в том числе жонглер на велосипеде и жонглер на вольной проволоке!). Баланс на катушках выглядит еще более эффектно благодаря тому, что артист и его ассистентка (Максим и Надежда Максимовы) работают в образах Шахматного короля и Пешки.

Воздушный акробат на ремнях Сергей Золотухин, лауреат международного конкурса в Париже, представляет номер, требующий не только атлетичности и выверенности каждого движения, но и элегантности, безупречной эстетики, - и покоряет зал. Кажется, сложнейшие воздушные фигуры даются ему без какого-либо усилия, а это уже признак мастерства.

Иллюзионное шоу «Семейка магов» напоминает о знаменитой семейке Адамс и готических фильмах: здесь есть и роковая красавица с прямыми черными волосами, и нелепый огромный «дядя Фестер», и кордебалет в живописных лохмотьях и паутине, и, конечно, необъяснимые чудеса, без которых немыслимы готические истории. Лауреат национальной премии «ЦИРКЪ» и Международного фестиваля в Китае добивается того, что все 1700 зрителей в зале ижевского цирка дружно вскрикивают от удивления и восторга, наблюдая за происходящими на манеже невероятными вещами.

Номер в жанре «трансформация» готовит сюрприз: здесь его исполняют трое артистов, преображаясь в считанные секунды и попутно разыгрывая фельетонную историю о борьбе двух кавалеров за внимание кокетливой красотки. Появляются в первом отделении и животные – дикобразы, благородный конь, гордо вышагивающий испанским шагом, носухи и пеликаны.

Наедине с медведями

И все же главная встреча с четвероногими артистами ждет публику во втором отделении, которое отдано медведям. Нет, кажется, в мире такого трюка, который не исполняли бы бурые медведи Филатовых. Езда на велосипедах, самокатах, мотоциклах, жонглирование, игра с антиподами, исполнение на музыкальных инструментах, боксерский поединок и даже нижний брейк - эти мохнатые артисты умеют делать все.

О том, как убедить медведя сесть за руль мотоцикла, и о том, что значит представлять пятое поколение всемирно известной цирковой династии, рассказывает дрессировщик Александр Филатов:

– Сначала нужно научить медведя кататься хотя бы на самокате, потом – на велосипеде, и уже лучших велосипедистов пересаживаем на мотоцикл. Заставить мишку сделать то, что ему не нравится и не интересно, очень сложно: метод хорошего дрессировщика – двигаться с ним в одном направлении, замечать, к чему у него есть склонность, и развивать ее. Некоторые медведи любят держать стойку: с ними мы репетируем эквилибр. У нас в коллективе 15 медведей, поэтому не составляет сложности распределить их по жанрам, чтобы каждый занимался тем, что ему ближе и легче дается.

– Балансирующий на катушках огромный косолапый зверь выглядит чрезвычайно эффектно!

– Специфика медведей в том, что лапы у них значительно короче, чем ноги у человека, и центр тяжести расположен иначе. В результате у них идеально развит баланс – от природы медведи гораздо лучшие акробаты, чем люди: этот навык удерживать равновесие, карабкаться нужен им для элементарного выживания в природе. Благодаря этим врожденным талантам медведи могут повторить многие трюки и жанры, которые изначально в цирке выполняли люди. О диапазоне возможностей медведей в свое время задумался наш дедушка Валентин Иванович Филатов и в 1949 году создал номер, который продолжает жить все эти годы – уже почти 70 лет. За это время на сцене сменилось не только несколько поколений медведей, но и несколько поколений артистов Филатовых, а аттракцион в основе своей все тот же. Конечно, какие-то детали со временем меняются, но в главных моментах номер остается тем же, какой придумал дедушка, – и для мирового цирка это уникальное явление.

Терпение и труд

– Когда Цирк Филатовых приезжал в Ижевск в прошлый раз, на манеже работал ваш отец Александр Филатов. Как происходила передача аттракциона от старшего поколения к вам?

– Когда мы гастролировали в Ижевске в прошлый раз, я тоже был здесь – работал ассистентом дрессировщика. Это правило нашей семьи: прежде чем выйти в манеж, все начинают с работы за кулисами, чтобы понять азы дрессуры и ухода за животными. Это ведь на манеже все красиво, свет, праздничная музыка, эффектные костюмы, аттракцион, отработанный без сучка и задоринки. А за кулисами в это время настоящая суета. Надо успеть переодеть всех медведей, потому что в одной сцене они выходят в юбках, а в следующей – в боксерских шортах или еще каком-то костюме. Одних животных надо подвести поближе к выходу на манеж, других увести, следя при этом, чтобы ничего их не напугало, не заставило нервничать. Видели бы вы, как «крутятся» ассистенты за кулисами! Также за рамками шоу остается ежедневный кропотливый труд, в чем-то однообразный: уход за животными, повторение уже выученных трюков, разучивание новых. Все это требует терпения и большой работоспособности.

Один трюк нужно репетировать два-три года. Один дрессировщик ведет одну лапу медведя, второй – другую, третий держит перед его носом сгущенку, сахар или печенье для поощрения - вот так, по уши в сгущенке, закрепляем одно движение медведя месяц за месяцем. А иногда бывает, что при переезде медведь пугается чего-то, и трюк вылетает из его головы, как будто ни одной репетиции не было – годы работы идут насмарку.

Что уж говорить об уникальных трюках! Наш опытный артист Макс – медведь, которому в следующем году исполнится 20 лет (это огромный возраст для этих животных!), - поднимает на лапах велосипед, сам садится на него и едет по манежу. Представьте, сколько труда было вложено, чтобы на манеже это выглядело легко и естественно.

Так вот, возвращаясь к вопросу о смене поколений. Лет пять назад под Новый год мама сказала мне: «Все, пора выходить в манеж вместо меня. Принимай аттракцион!». С 14 лет я работал по ту сторону кулис, а к тому времени уже какое-то время был коверным (клоуном, как говорят обычные зрители), так что в самом факте выхода на манеж и взаимодействия с публикой для меня ничего нового не было. Но принять аттракцион с более чем шестидесятилетней историей, который уже навсегда вписан в историю мирового цирка, – это, разумеется, была огромная ответственность. Конечно, мама и папа не оставили меня одного. Теперь они ждут меня за кулисами и в любой момент готовы дать совет.

Маша и медведи

– А у вас был выбор, оставаться ли в цирке, или наследники великих цирковых династий «обречены» продолжать семейное дело?

– Думаю, был. Моя сестра Валентина в юности, насмотревшись на то, как тяжело и много работают артисты цирка, сказала, что работать здесь не будет. Получила профессию переводчика с английского и французского, и родители ее решение поддержали. Они никогда не заставляли нас приходить в цирк, давали полную свободу выбора. Правда, потом Валентина по собственному желанию работала переводчиком уже в нашей труппе – мы же много гастролируем за рубежом, переводчик нам нужен в любом случае. А потом она вышла замуж за циркового артиста, и манеж, которому она когда-то сопротивлялась, притянул ее обратно. Репетиции они начали сразу после свадьбы и за две недели сделали первый вариант номера. Сейчас она работает в жанрах «иллюзия» и «трансформация» и помогает нам за кулисами. Цирк все-таки великая сила – он затягивает, становится неотъемлемой частью жизни. В какой-то момент ты понимаешь, что без него просто не сможешь существовать. Думаю, зрители чувствуют, что для нас это не просто работа, а смысл жизни.

А у меня полтора года назад родилась дочь Маша – шестое поколение нашей династии. Так что, думаю, когда мы приедем в Ижевск в следующий раз, то представим аттракцион «Маша и медведи».

Любовь и мастерство без конца

– Кстати о новых поколениях. Наверное, и с молодыми бурыми артистами вашей труппы связаны какие-то особенные истории?

– Нашим младшим косолапым артистам идет третий год, их зовут Потап и Настя, они брат и сестра. Родом они из Иркутска, и их история – настоящая драма с хэппи-эндом. Их принесли в цирк, когда им было дней пять от роду: мать-медведица, живущая в зоопарке, оказалась агрессивной, была опасность, что она загрызет медвежат. По удачному стечению обстоятельств оказались на гастролях в городе. Мы, конечно, взяли их. Хотя, скажу честно, даже с нашим опытом выхаживания медвежат, мы впервые столкнулись с такими малышами. Кормили их молоком из пипетки, в первые дни не были уверены, что они выживут. И только когда крошечные комочки стали набирать вес, мы успокоились.

– Как вам кажется, аттракцион уже достиг своей кульминационной формы и остается только поддерживать его на существующем уровне, или возможности медведей позволяют придумать что-то новое, обогатить номер?

– Мы стараемся идти в ногу со временем, обновляем технику – мотоциклы у нас теперь современные. А медведь, танцующий брейк-данс с балалайкой, – это мое новшество. Но основа аттракциона будет сохраняться, потому что придуман он безупречно: в первом отделении работают артисты-люди, а во втором – медведи. Это находка, которая стала нашим узнаваемым стилем во всем мире. Открою секрет: у дедушки придумок и реквизита столько, что аттракцион можно увеличивать на 20 минут. Но невозможно показать сразу все-все. Обещаю, мы будем предъявлять вам трюки постепенно – мы же не в последний раз в вашем городе.


Рейтинг@Mail.ru