Вернуться к обычному виду

Промелькнуло на арене детство

Опубликовано: 20 Июня 2017  |  Источник: «Редакция газеты «КОММУНА» Возврат к списку
Промелькнуло на арене детство Воронежский государственный цирк открыл свой 135-й сезон.

Да, именно столько лет в Воронеже существует стационарный цирк.

– Пусть дата не такая уж и «круглая», – говорит исполняющий обязанности директора цирка Андрей Сильчев, – но мы решили и начало сезона, и сам премьерный спектакль обставить как-то по-особенному. И думаю, что нашли интересный театральный ход. Пригласили для этого третьекурсников актерского факультета Воронежского института искусств.

Павла Сергеева, Яну Смекаеву, Максима Трофимчука, Пелагею Черную (курс педагога Руслана Маликова) Андрей Сильчев приметил ещё тогда, когда ребята приходили в репетиционный цирковой зал осваивать мастерство сражения на шпагах.

– Меня удивило, с какой импровизационной легкостью ребята делали все упражнения, – делится Андрей Сильчев. – Всё у них как-то получалось непринужденно, логически переходило одно в другое: сам процесс фехтования, элементы клоунады, какие-то чисто театральные приемы. Тогда и подумал: этих ребят надо будет обязательно привлечь к цирковой постановке.

Так он и поступил. Премьерный спектакль, озаглавленный «Матрёх» (я так думаю, это от слова «матрешка», но только в мужском роде; именно так себя позиционирует клоун, музыкальный эксцентрик и руководитель программы Заслуженный артист РФ Сергей Просвирнин) начинался за час до основного представления в огромном цирковом фойе. Всё было построено на этюдах, которые тут же возникали (провоцировались) в общении будущих артистов с пришедшей публикой. И при этом ребята не произносили ни слова. В ход же были пущены пластика тела, мимика, язык жестов. И зритель, настроенный на позитив, принявший такую игру, уже вдохновленный шел в зрительный зал.

Весь спектакль овеян какой-то ностальгической грустью. Может, потому, что мы давно не видели на арене велосипедистов (номер, словно пришедший из моего детства), музыкальных эксцентриков, ренские колеса, турнистов. О последних хочу сказать подробней. Четверо молодых парней – а это Виталий Басараб, Николай Денежный, Сергей Шуберт, Семен Маряшин – идут на сложнейшие трюки с такой легкостью и непринужденностью, словно они не работают на гимнастическом снаряде, а щелкают орешки.

Кстати, Виталий Басараб (он пришёл в цирк из спорта и уже выступает на арене семь лет) занят ещё в одном номере. Вместе с Анной Лазаревой они работают «воздух» – гимнастический номер на ремнях, названный «Лирика». Собственно, это настоящая хореографическая постановка под куполом цирка, а опорой для артистов служит не твердь арены, а ремни.

Словно из той же прекрасной детской поры пришли и пудели дрессировщицы Натальи Борисовой, и кошки Лилии Киселевской из номера «Дама Кэт». Ну и, конечно, медведи Народного артиста России Гранта Ибрагимова. Ещё в послевоенную пору на базарных площадях Воронежской области можно было увидеть цыган, водивших на цепи медведей. Косолапые пускались в пляс, выделывали всякие забавные штучки… Вот на основе того давнего балаганного представления, как мне показалось, и поставлен аттракцион Гранта Ибрагимова. Только задачи дрессировщик ставит перед своими четвероногими подопечными (а работают они, кстати, только на задних лапах) куда более сложные.

…Удивительное чувство испытываешь после этого циркового спектакля: будто на два часа вернулся в ту беззаботную, полную радости, всего нового и ещё непознанного невозвратную пору, которая зовется детством.

Рейтинг@Mail.ru