Вернуться к обычному виду

Дрессировщик Серго Самхарадзе — о создании номера с участием буйволов, любимой еде медведей и страхе

Опубликовано: 20 Июля 2017  |  Источник: «Минск-новости» Возврат к списку
Дрессировщик Серго Самхарадзе — о создании номера с участием буйволов, любимой еде медведей и страхе

Ехали медведи… на буйволах. Этот цирковой аттракцион привез в Минск дрессировщик Серго Самхарадзе. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал у заслуженного артиста России, как уживаются и что едят его четвероногие подопечные.

— Вам часто задают вопрос, как удалось соединить в номере травоядных буйволов и хищных медведей. Мне же интересно, как уживаются животные с разных континентов, ведь в природе это невозможно?

— Континент все-таки один. Это сегодня публика видит видоизмененный номер, а раньше аттракцион был с национальным, грузинским акцентом. Мой отец, создавая этот номер в 1977 году, хотел показать фауну Кавказа, где буйволов раньше и вовсе держали в хозяйстве. Медведи появились гораздо позже, но и они водятся в Грузии.

— Бытует мнение, что дрессировщик — в первую очередь укротитель. Хотя сколько ни общаюсь с руководителями таких аттракционов, понимаю, что это партнерство, может, даже дружба человека и животного. Согласны?

— А по-другому никак. Но если в воспитании медведя у современных дрессировщиков есть богатый опыт прошлых поколений артистов, то с буйволами пришлось выдумывать это самое партнерство. За основу взяли дрессуру лошадей, но на деле буйволы совсем другие. Силу я им показать не могу, потому что когда-нибудь это плохо для меня закончится. Мы в разных весовых категориях. Конечно, не бывает дыма без огня, все зависит от человека. Мы с женой Ларисой со своими подопечными в хороших отношениях.

— В одном интервью вы признались, что раньше боялись медведей. Как победили страх?

— Именно перегибы в дрессуре приводят как к агрессии животного, так и к внутреннему страху человека. Я испугался медведя в детстве, когда мама попросила присмотреть за ним. Тогда все обошлось и со временем забылось. Сегодня я ношу на себе медведя в аттракционе и не боюсь. Думаю, начинать нужно с малого, дружить с мишкой с его детства, воспитывать.

— Вы так тепло отзываетесь о медведях, а как же буйволы?

— Просто мишки смешные, забавные. К слову, у каждого медведя — свой личный буйвол в номере. Это животное, в отличие от косолапых, очень медленно растет. И дрессировать его приходится не один год. А труднее всего подобрать каждому наезднику свою «лошадь». Могут не сойтись характерами. Но до конфликтов не доходит. Вообще буйволы у нас разные, есть пугливые, есть смелые. Есть и прыгуны, которые, отказываясь перепрыгивать барьеры перед публикой, позже устраивают скачки уже в вольерах.

— Банально, но интересно: чем кормите подопечных?

— Для буйволов закупаем три тонны сена в месяц и столько же овощей: морковку, свеклу, капусту, кабачки, яблоки. Ну и подкормка — сухарики, сахар. Рацион обширный. А медведи любят рыбу. Зная это, люди порой предлагают мишкам минтай или кильку. Но мои ребята, как и любой косолапый в природе, такое не едят. Ладно, лосось сегодня дорогой. Устраивает и горбуша. Кроме этого, фрукты, ягоды. Одна медведица любит болгарский перец, вторая — только сорт груши «конференция», к другим не притрагивается.

— Серго, вы родились в опилках, но если бы не дрессура, чем хотели бы заниматься?

— Несмотря на любовь к цирку, был уверен, что буду музыкантом. Позже занялся спортом, была идея выступать профессионально. Но никогда не думал, что буду укротителем. А сегодня на арене выступает уже и моя дочь.

— В вашей профессии больше ремесла или творчества?

— Безусловно, в дрессуре есть творческое начало. При этом у артиста цирка всегда есть рост. Я был акробатом, а потом пришел к работе с животными.

— Цирковые говорят: куда ни приедешь с гастролями, везде искушенная публика. Чего не хватает современному цирковому искусству?

— Во-первых, зрители у вас внимательные, небезразличные. Во-вторых, цирк — это семейный вид отдыха, а значит, должно быть интересно и взрослым, и детям. Одного светового шоу для публики недостаточно. Вид артиста, его костюм, умения — это очень важные составляющие успеха.


Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru