Вернуться к обычному виду

Одна большая клоунада: в Екатеринбурге завершился X Всемирный фестиваль клоунов

Опубликовано: 29 Ноября 2017  |  Источник: «Областная газета» Возврат к списку
Одна большая клоунада: в Екатеринбурге завершился X Всемирный фестиваль клоунов

В конце ноября Екатеринбург уже по традиции становится самым смешным городом. Повод — Всемирный фестиваль клоунов. Событие уникальное, во-первых, тем, что подобный фестиваль проходит только в столице Урала, а во-вторых, что собирает самых лучших клоунов со всего мира. К слову, в этом году они приезжают к нам уже в юбилейный — десятый раз.

На манеже Екатеринбургского цирка выступили 12 клоунов из США, Франции, Германии, Бельгии и России. Многие из них — призёры международных цирковых фестивалей. Мероприятие проходит под бессменным руководством директора цирка Анатолия Марчевского. Кстати, 10 лет назад, когда Анатолий Павлович и Александр Калмыков, соучредитель фестиваля и тогда директор «Росгосцирка», обсуждали создание этого проекта, они сомневались, что можно сделать шоу, где бы выступали только клоуны. Но идея оказалась более чем успешной.

— У нас нет конкуренции, потому что у каждого своя ниша в цирковой культуре и свой характер, — сказал Анатолий Марчевский, сам отдавший клоунской профессии не один десяток лет. — Неожиданно возник такой дружеский альянс, где все начали участвовать, помогать друг другу в репризах и создали не двадцать отдельных клоунад, а одну большую.

Собраться всем клоунам вместе в столице Урала помогает австрийский импресарио Конни Пород. Он формирует состав участников и отслеживает их творческий график.

— Каждый год приходится выбирать новые лица для фестиваля, и самое сложное — создать уникальный комплект из разных видов клоунады. Их существует огромное количество, и хочется, чтобы каждый раз это было нечто удивительное. Кстати, в юбилейном году мы собрали сильнейший состав за десять лет.

Так, звездой юбилейного фестиваля стал американец Белло Нок, или Сорвиголова, приехавший в Екатеринбург во второй раз. Прозвище отражает, казалось бы, несовместимые вещи в его клоунаде — смех и риск. За свои головокружительные трюки клоун неоднократно попадал в Книгу рекордов Гиннесса.

— Я говорю на пяти языках, играю на двенадцати музыкальных инструментах, установил одиннадцать рекордов Гиннесса, выполняя невероятно опасные для жизни трюки - рассказывает Сорвиголова.

Или клоун Барто из Бельгии, который своими акробатическими талантами вызывает восторг у публики от мала до велика. Пролезть в бочку без дна или в вешалку для одежды для Барто не составляет никакого труда.

Сложно обойти вниманием и единственную клоунессу — Беллу Черр из США, выступающую со своим мужем Алексом.Она наравне с мужчинами без стереотипов смеётся вместе со зрителями над собой и отвешивает пинки своему партнёру.

Как говорит Анатолий Марчевский, таких уникальных людей, способных рассмешить жанром клоунады, всего 200 человек на весь мир. Их шоу должно продолжаться, несмотря на любые трудности, которые имеются даже в таком смешном мире, как клоунада: от потери реакции зрителя из-за гаджетов до стереотипов в мировом кинематографе.

Интервью:

Среди любимцев Свердловской публики, безусловно, клоун из Франции — Хуш-ма-Хуш. До этого он приезжал в Екатеринбург уже дважды и тогда представлял Германию. Тем любопытнее было с ним пообщаться, ведь Хуш-ма-Хуш прекрасно говорит по-русски:

— Я родился в небольшом городе на Украине, — рассказывает клоун с мировым именем.

— Мне с детства нравился цирк, в городе его не было, зато показывали по телевизору. Ощущение было будто побывал в сказке: необычно, недосягаемо, словно на другой планете. Сразу же влюбился. Видел Юрия Никулина, Карандаша, будильник Марчевского, позже Полунина — всё это сформировало во мне желание заниматься клоунадой. Сначала я ходил в театральную студию, так как у меня небольшие дефекты речи, роли получал маленькие, где было мало слов (улыбается). А потом я узнал, что в местном Доме культуры есть цирковое училище и пошёл туда поступать, чем вызвал удивление близких мне людей.

— Как бы назвали жанр, в котором выступаете?

— Скажу честно, я занимаюсь не чистой клоунадой. Некая смесь кабаре, театра и советской школы клоунады. Это главные факторы, которые сыграли роль при формировании моего персонажа.

— Как сложилось, что вы работаете в разных западных странах?

— Такое время было: 1990–2000-е — людям тогда не до искусства было, да и сейчас мало что поменялось. За границей же профессия клоуна более востребована, ты можешь свободно существовать. Новый костюм, новое шоу, проект — это всё стоит денег, но я плачу за всё сам, потому что там мне хватает ресурсов, здесь, увы, иначе. У Запада тоже очень богатая цирковая история, ведь корни цирковой культуры происходят именно оттуда. Везде цирк был ниже балета и театра, а в России, благодаря декрету Ленина, он встал на один уровень с ними, но так как в 90-е годы всё искусство переживало кризис, то и на судьбу клоунады выпало много перипетий.

— Не можем не спросить о нашумевшем фильме «Оно», оправдан ли спор вокруг образа клоуна?

— Фильм не о том, чтобы показать ужастик о страшном клоуне, а о проблемах взаимоотношения детей и родителей. Это серьёзнейшая проблема на сегодняшний день: родители не слышат своих детей. У меня их трое, и я постоянно ищу время, чтобы общаться с ними. Жизнь интенсивная, родители заняты зарабатыванием денег, но и проблемы от этого соответствующие. Конечно, режиссёр нашёл ход, который меня как клоуна задевает и ломает. Это то же самое, что сделать Золушку убийцей. С одной стороны, я согласен, с другой — не акцентирую внимания, потому что это работа художника, он так увидел. Смотрите, в цирке есть нормальный добрый клоун, но он может так поломать стереотипы у детей, что они перестанут любить цирк из-за клоунов. Я знаю массу таких людей.


Рейтинг@Mail.ru