Вернуться к обычному виду

Лошадь пони не обидит. Как в цирке Гии Эрадзе уживаются львы и дикобразы

Опубликовано: 29 Января 2018  |  Источник: ЗАО «Аргументы и Факты» Возврат к списку
Лошадь пони не обидит. Как в цирке Гии Эрадзе уживаются львы и дикобразы «АиФ-Черноземье» побывал за кулисами легендарного цирка и узнал, как содержат и перевозят животных и чем шоу Гии Эрадзе отличается от всех других.

В Воронеж приехал один из самых титулованных коллективов страны – Королевский цирк Гии Эрадзе. За два дня до премьеры Гия, который к слову недавно стал Заслуженным артистом России, рассказал о премьере нового аттракциона, о том, как сбежал из дома в цирк в 11 лет и о чем говорил за чаем с Мстиславом Запашным. А после пресс-конференции воронежских журналистов пригласили в закулисье и показали, в каких условиях живут их главные артисты – животные.

«Гия сказал – надо развиваться»


Гия Эрадзе приехал в Воронеж прямиком из… Монако. Принцесса Монако пригласила артистов выступить на самом престижном цирковом фестивале мира, который проходит в Монте-Карло. Стать представителем своей страны и выступить на одной площадке с ведущими мэтрами – это как попасть на Олимпийские игры для цирковых артистов. Но для коллектива Гии Эрадзе любая площадка, где звучат аплодисменты зрителей, одинаково ценна.

«Я всегда стараюсь делать неординарные постановки, непохожие на классический цирк. Вот уже двадцать лет я в цирке и постоянно придумываю новые номера, - рассказывает Гия Эрадзе. - Я люблю делать микс из эстрады, цирка и мюзикла и создавать такое сплетение жанров, чтобы было не похоже на обыкновенный цирк. Животных я очень люблю, поэтому их так много в программе. Львы, тигры, лошади, зебры, антилопы, шимпанзе, гиббоны – вся экзотика собрана в одном аттракционе. Мы также привезли с собой тонны декораций, света и звука».

Как рассказал художественный руководитель Воронежского государственного цирка, Народный артист РСФСР Борис Бирюков, все животные и оборудование Королевского цирка едва поместилось в 19 огромных фур.

«Когда шла разгрузка, я подошел к помощникам Гии и спросил, отчего у вас столько всего? А мне ответили: «Гия сказал – надо развиваться», - рассказывает Борис Бирюков. - Если есть такие люди, цирк будет развиваться. Он отдает не только свои силы, но и все, что зарабатывает. У него нет дворца под Москвой. Он вкладывается в это дело по-настоящему. И мне очень приятно, что на шоу Гии Эрадзе выкуплены все билеты».

Гия Эрадзе выступит на манеже воронежского цирка вместе со своей партнершей Людмилой Сурковой - титулованной российской и международной «Золотой короной» фестиваля Принцесса цирка. Артисты покажут зрителю уникальный аттракцион смешанной группы хищников «Дикий мир», где на одном манеже одновременно появятся суматранские и амурские тигры, львы и редкий белый тигр.

«Аттракцион с хищниками готовится годы. Животных начинают воспитывать с малого возраста», - делится Гия Эрадзе.

Сбежал в цирк в 11 лет


На предпремьерной пресс-конференции Гия Эрадзе поговорил с журналистами и об очень личных, и о профессиональных вещах.

«Мне было 11 лет, когда я попал в цирк, - вспоминает Гия. - Я родился в Тбилиси. Моя мама была преподавателем политэкономии в университете, папа - директором Центрального рынка, а я пошел в цирк. У них был шок, конечно, они хотели, чтобы я пошел по их стопам. А я пошел чистить лошадей, и мне было здорово. Все думали, что это было просто детское развлечение, а потом я убежал из дома. Когда мои родители поняли, что мои побеги в цирк заключаются не просто в моем юношеском максимализме, а это моя жизнь, моя мечта, они с этим смирились. Однажды я уехал на гастроли вообще без денег. У меня был пони Одиссей, который со мной отъездил лет 18. Я на нем катал детей перед представлением. На эти деньги я создавал номера и питался. Всякое было. Жили в гримерках при цирке. Сегодня моим артистам со мной легко, ведь мне не надо ничего объяснять. Я знаю, как медведю надеть намордник, как поставить верблюда, какой вольер нужен тигру. Мы говорим на одном языке».

Когда Гия только попал в цирк, коллективы путешествовали в почтово-багажных вагонах, в которых приходилось топить печку, чтобы зимой не замерзнуть и не заморозить животных.

«Нас было не меньше 120 человек плюс куча животных. Сегодня это уже редкость, - говорит Гия Эрадзе. Он признался, что ему очень досадно наблюдать коллективы, которые гастролируют малыми силами и делают представления из набора сольных номеров. - Все номера, которые я делаю, - глобальные, большие. Шоу из сольных номеров никогда не создаст той масштабности, которая называлась советским цирком».

Гия признался, что очень гордится своими артистами, – ведь все они красавцы и красавицы, как на подбор.

«Как без красоты? Здесь и красивые костюмы, и красивые люди. У меня пунктик – все артисты должны быть неординарными. У нас есть определенный формат людей, которые попадают в этот коллектив. Ведь это лучшее шоу страны, и этот статус нужно поддерживать. Конечно, невозможно найти нереально красивых людей, которые еще и умеют делать цирковые трюки. Поэтому моя задача как постановщика создать каждому прекрасный образ».

Секретами мастерства с Гией в свое время делился сам Мстислав Запашный. Запашные и Эрадзе живут в одной многоэтажке, и артисты ходили друг к другу на чай и часами говорили о цирке.

«Я даже записывал видео репетиций и показывал ему. Он советовал, куда поставить стек, как сработать корпусом. В Воронежском цирке Борис Бирюков пришел раз ко мне на репетицию, а у меня тогда не получалось сделать вальс со львами. Так он мне показал, как нужно, - и дело пошло. Все животные индивидуальные, ко всем нужно искать свой подход. Главное - иметь терпение и желание. Я люблю репетировать вечерами до упада, ассистенты засыпают даже иногда. А спать на арене нельзя – мы же с хищниками работаем».

Кстати, домашних животных у Гии нет. Их компенсирует огромное количество животных на манеже. В шоу «Королевский цирк» можно увидеть лам, скунсов, лемуров вари и катто, кенгуру, дикобразов и зебр. Многие из них не делают трюков, а просто как будто живут своей жизнью на арене. Но эта непосредственность и легкость, созданная для зрителей, - только видимость.

«Когда я создавал номер с экзотическими животными, поставил пальмы и натянул лианы по всему манежу и понял, что чего-то не хватает. Надо, чтобы что-то живое летало, ползало, прыгало. Придумал, что надо взять лемуров, чтобы они по этим канатам ходили весь аттракцион. Но это не так легко. Надо их сначала привезти, потом приучить, чтобы они не разбегались с канатов и не боялись других животных на арене».

Педиатр для шимпанзе


Если раньше цирковые артисты вместе с усато-полосатыми артистами гастролировали в почтовых поездах, то сегодня животных перевозят в оборудованных фурах, с определенной температурой внутри. Животные переезжают с комфортом, и их сопровождает целая процессия. Гия Эрадзе также пояснил, почему среди всего многообразия фауны на арене, у него в «труппе» никогда не было жирафов. Оказывается, перевозить таких крупных животных по России практически нереально, как и обеспечить им достойное жилище, ведь не во всех стационарных цирках есть помещения, подходящие по высоте потолка.

Попадая в цирк, животные оказываются во временных «квартирах». Бродя по закулисью Воронежского цирка, где гастролирует цирк Гии Эрадзе, сначала мы попадаем в конюшни, где содержатся верблюды, антилопы, зебры, ламы, лошади и пони. Здесь мы встречаемся с дрессировщицей Татьяной. Она рассказала, что работа с зеброй или ламой отличается от дрессуры обычных лошадей, ведь это – дикие животные.

«У нашей зебры Элли очень хороший характер, нехарактерный для ее вида вообще, - рассказывает Татьяна. - А вот наши пони такие наглые, что они живут в полной уверенности, что они – большие лошади. Они уверены в себе, бегают вместе с большими, не уступая им ни по скорости и ни по характеру. Пони может обидеть лошадь, но лошадь не обидит пони.»

В соседних денниках здесь пятнистые лошадки, которых называют чубарыми, и похожие с ними по окрасу пони. На арене они выступают вместе с собаками-далматинами. Здесь же знакомимся с белоснежной девятимесячной мини-лошадкой Маршмелой, которая впервые вышла на манеж всего пару недель назад.

«Ему очень все это нравится. Он воспринимает выступления как игру, веселится на арене», - говорит дрессировщица.

В помещениях с обезьянами очень жарко. Лемуры обнимаются и нежничают между собой. Их кураторы говорят, что это очень деликатные и любвеобильные животные. Пока два лемура заняты друг другом, третий тянет из клетки тонкую лапку, стремясь потрогать гостей. Рядом в одной клетке живут лемур вари и гиббон. Эти парни однажды подружились и стали жить вместе. На посторонних они совсем не обращают внимания - бегают друг за другом по вольеру, хватают за хвосты и дразнятся.

А вообще здесь главенствует 12-летний шимпанзе Ричи. Его дрессировщик и большой друг Александр Дудкин рассказал, что сначала с шимпанзе работал сам Гия Эрадзе, но Александр и Ричи так сдружились, что стали выступать вместе. На арене Ричи может и под куполом полетать, а в клетке он хозяйничает и хулиганит – передразнивает гостей и возмущенно кричит, если кто-то подходит слишком близко к его владениям. Но по первой команде Александра хлопает, кружится, прыгает и улыбается.

«В природе все эти животные живут меньше, чем в неволе. Здесь за ними ухаживают, кормят. Если Ричи заболевает, я забираю его домой, вызываю врача-педиатра. Он же как человек», - говорит дрессировщик и подставляет щеку к щеке своего мохнатого напарника.

Рейтинг@Mail.ru