Вернуться к обычному виду

Дмитрий Иванов: «Цирковая мода зиждется на трех слонах – клоунада, акробатика и дрессура»

Опубликовано: 26 Февраля 2018  |  Источник: Сетевое издание БК55 Возврат к списку
Дмитрий Иванов: «Цирковая мода зиждется на трех слонах – клоунада, акробатика и дрессура» Гендиректор Российской цирковой компании Дмитрий Иванов рассказал нашему ресурсу о том, почему цирк в России, несмотря на западные санкции, в моде.

– Дмитрий Евгеньевич, вы недавно вернулись с 42 Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло. Самого престижного в мире.

– Фестиваль этот долгожитель с очень высокой репутационной составляющей. Мне приятно, что впервые за многие годы представитель Российской цирковой компании был в составе жюри этого форума. Это очень почетно и ко многому обязывает. Фестиваль знаменит тем, что на вершине Олимпа там тенденция показа циркового представления с участием животных, номеров и аттракционов самого высокого уровня.

– И это, несмотря на увлечение Cirque du Soleil, где животных нет.

– Да, победила на это раз Жокейская компания Рихтеров из Венгрии, которая показала фантастическое па-де-де с лошадьми. Это шаг в будущее по части дрессуры, в плане совершенствования мастерства. Редкий жанр па-де-де на лошадях привел всех в восторг, и, как результат, получение артистами «Золотого клоуна» – главного приза фестиваля в Монте-Карло.

Приятно, что российские артисты, по-прежнему в авангарде. Из девяти наград они удостоены трех. Это «Серебряный клоун» клоунского трио Сергея Просвирнина – артистов Российской цирковой компании. «Бронзового клоуна» удостоились акробаты на площадке под руководством Владимира Вавилова (оба номера недавно выступали в Омске – примечание МС2). Награду получил и «Воздушный полет» Владимира Богданова из Цирка на цветном бульваре.

За период форума я, в общей сложности, 25 часов смотрел цирк. А российские зрители увидят фестиваль в телевизионной версии на телеканале «Культура» в канун 2019 года.

– Что сейчас на острие цирковой моды?

– Сложный философский вопрос. Цирковая мода зиждется на трех слонах – это клоунада, акробатика и дрессура. Это незыблемо. А далее его величество талант, его величество вкус, его величество гениальность – вот эта основа всегда была, есть и будет для цирка.

Но жизнь диктует свои новшества и сегодня цирк становится более привлекательным в части добавления шоу-компонента, новых технологий. Но если мы говорим о цирке Монте-Карло – это в лучшем смысле консерватизм и традиция.

Манеж до сих пор в Монте-Карло не из синтетического волокна, а по-прежнему замешан на глине и опилках. В этом своя прелесть. В следующем году большая группа россиян – более 50 человек из «Королевского цирка Гии Эрадзе» будет выступать на фестивале в Монте-Карло. Это придаст определенный блеск и лоск этому мероприятию.

– Я правильно понимаю: санкции, которые применяют к России, к цирковому искусству отношения не имеют?

– Считаю любое санкционирование по отношению к искусству не допустимо. Это тоже самое, что Россия запретит остальному миру использование музыки Шостаковича, Рахманинова, Чайковского. Это общечеловеческие ценности. Ими нельзя манипулировать, потому что из этого складывается мировая общекультурная среда. И, если не дай бог, мы будем принимать такие непопулярные решения, то это может привести к кострам из книг Томаса Манна, Брехта, Достоевского и так далее.

История имела такие примеры. Ни в коем случае этого делать нельзя, в том числе и по отношению к цирковому искусству. Мы активно интегрируемся в мировую культуру цирка. Это движение, энтузиазм, этот посыл, этот импульс необходимо продолжать.

Принимали меня как посланца России в Монако великолепно. Истории моих отношений с Монте-Карло 13 лет. Я был еще на юбилейном 30 фестивале в Монако. Знаком и с князем Монако Альбером и принцессой Стефанией, его сестрой, которые вслед за отцом князем Ренье, мужем великой Грейс Келли, курируют этот фестиваль.

Нашим артистам рады везде. В ходе фестиваля мною подписан контракт на работу россиян в декабре в Штутгарте. В ноябре два наших групповых номера отправятся на юбилейный 5 фестиваль циркового искусства в китайской Чжухае. Потом эти артисты останутся еще на год в Китае, с которым у нас сложились очень хорошие отношения.

Не так давно на годичные гастроли уехали в КНР акробаты на подкидных досках под руководством Вячеслава Черниевского, которые выступали на открытии Омского цирка после капитального ремонта и очень полюбились омичам.

А наоборот из Китая возвращается один из лучших номеров в своем жанре Вячеслав Гончаров. Он блестяще работает со своими львами и очень хотелось, чтобы они в Омске выступили. Мы уверены в продуктивном сотрудничестве с европейскими, американскими и азиатскими цирками.

– Принцесса Стефания, на сколько я знаю, борется за сохранения в цирке животных, от номеров с которыми сейчас большинство стран Европы отказалось.

– Эта инициатива, заслуживающая всяческого уважения. Фестивальная программа выстроена таким образом, что зрители могут не только посмотреть представления, но и, благодаря тому, что вольеры расположены вокруг фестивального шапито, увидеть, как кормят животных, как за ними ухаживают, в каких хороших условиях они находятся.

Все это, конечно, создает правильное отношение к сегодняшнему цирку. Это как раз то доказательство, как сегодня относятся к животным, с какой любовью, с какой бережностью, подвергая их только правильным методам дрессуры. Это еще одно доказательство, каким должен быть цирк с животными. Все это люди видят воочию на фестивале в Монте-Карло.

– Какая публика, кроме профессионалов, посещает фестиваль циркового искусства в Монте-Карло?

– Публика собирается на фестиваль разная. Большое количество импресарио, продюсеров, директоров цирка, артистов. Сам форум проходит по типу вручения голливудских «Оскаров». Поэтому посетители вечерних представлений шапито Фонвье – это в основном взрослые люди. Подъезжают к цирку красивые дорогие машины, дамы обязательно в вечерних нарядах.

А вот на дневных выступлениях, каждое из которых длится свыше 4-х часов, много детей. На одном из представлений князь Монако Альбер II появился вместе со своими трехлетними детьми – двойняшками принцем Жаком и принцессой Габриэллой. Для самых маленьких членов королевской семьи этот фестиваль стал первым. Во время представления жираф склонился над главной ложей и маленький принц даже покормил его.

Отмечу оркестр, как важный компонент циркового шоу в Монте-Карло. Он там очень хорош и участвует в так называемых ритуальных акцентах фестиваля. Когда в начале перед выходом князя Монако с супругой оркестр в манеже начинает играть музыкальную заставку форума – вся публика встает, приветствуя монарших особ. Они появляются со свитой.

Может быть со стороны это выглядит несколько вычурно, но монегассы (жители Монако – примечание МС2) искренне любят и почитают своих руководителей. Что касается свиты князя Монако, то приятно было видеть в ней звезду кино, французского актера, для меня одного из явлений кинематографа Робера Оссейна.

Его советские зрители помнят по фильмам об Анжелике, где он сыграл Жоффрея де Пейрака. Робер сегодня в достаточно преклонном возрасте. Его первая жена Марина Влади, которая, как мы знаем, потом была супругой Владимира Высоцкого. Я общался с Оссейном. Рад был его видеть в добром здравии в течение всех конкурсных дней.

Смог также переговорить на форуме с крупнейшим цирковым импресарио из Америки – Стивом Либером. У нас была двухчасовая беседа и задуманы совместные проекты. В свое время Стив возил программы еще из «Союзгосцирка». Это были масштабные гастроли по всей Америке.

Справка. 42-й по счёту форум артистов манежа проходил с 22-28 января в Монте-Карло. Он открывает собой светский сезон в Монако. Международный фестиваль циркового искусства там был основан в 1974 году князем Ренье III, супругом знаменитой голливудской кинодивы Грейс Келли. Мероприятие он приурочил к 25-летию своего правления. Лучшие жонглеры, эквилибристы, акробаты, клоуны, дрессировщики из Испании, Франции, Германии, Канады, Китая, России, других стран считают за честь выступить под шатром известного цирка-шапито Фонвье. Тысячи заявок с номерами всех жанров циркового искусства приходится отсматривать отборочной комиссии, прежде чем отправить приглашение на участие тем самым счастливчикам, которые потом все 10 дней будут радовать зрителей фестиваля, а заодно и бороться за право называться самым лучшим цирковым номером года.

Рейтинг@Mail.ru