Вернуться к обычному виду

Новые имена мирового цирка. Фестиваль циркового искусства в Ижевске представил молодых артистов из России, Западной Европы, Америки, Китая и даже Северной Кореи

Опубликовано: 16 Марта 2018  |  Источник: «Удмуртская правда» Возврат к списку
Новые имена мирового цирка. Фестиваль циркового искусства в Ижевске представил молодых артистов из России, Западной Европы, Америки, Китая и даже Северной Кореи XI международный фестиваль циркового искусства в Ижевске вновь (и уже ожидаемо) прошёл при полном аншлаге. На одиннадцати представлениях конкурсных программ и гала–шоу побывали около 20 тысяч зрителей. Золотые, серебряные и бронзовые медведи, балансирующие на шаре, – призовые статуэтки фестиваля – разъехались по разным странам и континентам.

В прошлом году юбилейный Х фестиваль произвёл своеобразную перезагрузку ижевского феста: конкурсной программы не было, в Ижевске собрались призёры прошлых лет, на манеже оказались представлены все жанры классического цирка. Каждое гала–шоу выглядело как итог всего существования мирового цирка в ХХ веке. По словам одного из инициаторов фестиваля, главы компании «Росгосцирк» Дмитрия Иванова, пришло время двигаться дальше:

– Мы приняли решение, что в 2018 году посвятим фестиваль цирку завтрашнего дня. Мы отобрали номера, которые позволяют представить, каким будет цирк XXI века. Если в прошлые годы мы приглашали представителей великих династий – Запашных, Багдасаровых, Корниловых, Майхровских, Дуровых, то сейчас нам интересно открыть для публики новые имена.

Новаторства в нынешнем фестивале оказалось столько, что убрали даже традиционный манеж. Его место заняла сложная конструкция, из которой бьют фонтаны, а с установки над ней сыплет снег, льёт дождь и разлетаются гроздья мыльных пузырей. Ни разу на этом фестивале между манежем и зрительным залом не поднималась защитная сетка – номеров с крупными животными в этот раз не было. Для российского цирка это скорее исключение, но ижевский зритель смог оценить, что такое «западный стандарт» – трёхчасовое шоу, где нет ни львов с тиграми, ни слонов, ни медведей.

Зато мы убедились, что в новом веке у цирка нет границ. Традиции и школы сосуществуют, обогащают друг друга. На одном манеже работают артисты из России, Западной Европы, Америки, Китая и Северной Кореи – искусство оказалось сильнее политической дипломатии.

Трюки и артистизм

На каждом фестивале международное жюри оказывается перед непростой задачей: призы не распределяются по жанрам, все артисты участвуют в общем конкурсе. Акробат, выполняющий уникальный прыжок в пять оборотов, оказывается соперником дрессировщика, научившего животное не только выполнять трюки, но и органично существовать в заданном образе, или труппы эквилибристов, демонстрирующих высокий класс взаимодействия. Можно ли сказать, какое из этих умений «ценнее» и требовало большего таланта?

Будет ли всегда ковёрный, самый большой риск которого – вывести на репризу из зала неартистичного, зажатого зрителя, проигрывать паре воздушных гимнастов, без страховки работающих под куполом, рискующих каждую минуту своими жизнями? На этот вопрос попытался ответить Брюно Лалой, директор циркового фестиваля во французском Сан–Поль–Ледаксе, уже не первый год входящий с состав жюри ижевского феста:

– Цирк – это синтез трюков, актёрской работы, драматургии номера и взаимодействия со зрителем. И всё же это не театр, трюк в цирке остаётся на первом месте. Так что в первую очередь оценивается технический уровень номера, уникальность и сложность трюков, чистота их исполнения. Но цирк – это и представление тоже. Так что вторая важная составляющая оценки – за артистичность. Номер должен быть оригинальным, у зрителя не должно быть ощущения, что они такое уже видели много раз. Я большое внимание уделяю органичности артистов – важно, чтобы они чувствовали себя естественно в выбранном образе.

На фестивале работало и детское жюри, в которое вошли талантливые дети и подростки, сами уже ставшие победителями в той или иной сфере искусства (кино, танцы, цирк), – например, Анастасия Ставицкая, которая вместе со своим партнёром стала обладательницей бронзовой награды на международном молодёжном цирковом фестивале «Новое поколение» в Монте–Карло. Юные зрители отдали предпочтение классике – клоуну Дэвиду Вассалло, устраивающему с публикой интерактивные репризы.

Гусары в воздухе и обезьяна в ресторане

Несмотря на то, что программа с участием 130 артистов из 16 стран мира формировалась около двух лет, окончательный состав конкурсантов сложился за считанные дни до начала фестиваля. Эквилибристы на першах под руководством Таалайбека Саралаева (Россия) буквально впрыгнули в конкурсную программу в самый последний момент, когда уже были отпечатаны буклеты. Они представили изящный, стильный «гусарский» номер, где лихие вояки совершают головокружительные трюки в честь прекрасной дамы, жонглируют бутылками шампанского и держат на своих плечах такие конструкции из першей и людей, что становится очевидно: на этих ребят можно опереться в любой ситуации. «Допрыгались» артисты до Бронзового медведя.

Обладателем Серебряного медведя стал дрессировщик Мурат Хыдыров, создавший вместе с шимпанзе по имени Микки обаятельный театрализованный номер «Ресторан». Микки здесь работает наравне с человеком (отыгрывает шутки, привычно управляется со столовыми приборами, откровенно веселится), и это неудивительно. В юном обезьяньем возрасте он жил у дрессировщика дома, был, по сути, его третьим ребёнком (своих детей у Мурата двое, сын и дочь). Мальчик, девочка и молодой шимпанзе вместе ели, играли, спали, катались на велосипедах и самокатах, гуляли в парке – Микки вступался за мальчика, если его обижали другие дети. Обедали люди и Микки тоже за одним столом, и Микки научился аккуратно есть ложкой, наливать напитки из бутылки в кружку и пить маленькими глотками, пользоваться салфеткой. Вместе со своим подопечным Мурат Хыдыров показал, что такое дрессура XXI века – гуманная, партнёрская, не знающая хлыстов. К следующему фестивалю в Ижевске он, возможно, успеет отрепетировать свой новый номер в жанре «свобода лошадей» – когда–то он начинал работу в цирке с джигитовки, а сейчас возвращается к любимым животным уже на новом уровне: прекрасные скакуны будут работать на манеже без уздечек и сёдел, самостоятельно.

Золотой резерв XXI века

Сенсацией фестиваля стали три номера, удостоенные Золотых медведей. Акробаты из Китая представили номер в жанре «икарийские игры», который репетировался долгие шесть лет, пока не было достигнуто безупречное взаимодействие всех артистов. Тонкие, ловкие фигурки буквально жонглируют друг другом, перебрасывая самых младших участников труппы (а им всего по 13–14 лет) ногами, а те вертятся на стопах «нижних» акробатов волчком, крутя живое колесо без остановки.

Артисты из Северной Кореи представили номер на качели с турником. Качели с артистами брали разбег, и один из них, сорвавшись с опоры, взлетал на высоту трёхэтажного дома. Выполнял в воздухе сложнейшие вращения и приземлялся на мат мягко и уверенно, как кошка на четыре лапы. И – снова прыгал, теперь уже с турника, и приземлялся точно на двигающиеся без остановки качели. И так – раз за разом, всё усложняя прыжки.

А российский иллюзионист Анатолий Сокол, работающий в партнёрстве с сыном Алексеем, создал небывалое по концентрации чудес и спецэффектов шоу. И поскольку победитель фестиваля остаётся в Ижевске на долгие гастроли, «Удмуртская правда» посвятит ему и его работе отдельный репортаж.

Восторг, слёзы и танец в воздухе

«Фестиваль будущего» выполнил свою задачу – открыл цирковым профессионалам и зрителям немало новых имён. Среди них – 22–летняя российская воздушная гимнастка Любовь Ульянкина. Именно её номер «Вдохновение» Дмитрий Иванов выбрал в качестве посвящения памяти Александра Волкова, без которого ижевского фестиваля не было бы.

Она говорит:

– Этот номер вдохновлён балетом «Спартак». Моя героиня теряет любимого человека, и её танец – это попытка сильной личности переплавить боль утраты и найти силы жить дальше с памятью о великой любви. Я танцую в воздухе о том, что любовь побеждает даже смерть.

– Ваш полёт в самом деле напоминает танец.

– Я с 1–го до 9–го класса школы занималась танцами. А в 15 лет окончательно поняла, что хочу всю свою жизнь связать с творчеством, собрала дорожную сумку и сказала маме: «Пока! Я еду в Москву». После окончания циркового училища с красным дипломом я работала в Португалии, Латинской Америке, Черногории. В какой–то момент поняла, что хочу перейти на новый профессиональный уровень – исполнять сильные авторские номера, в которых была бы не только сильная трюковая часть, но и драматургия. И хотя к тому времени уже была знакома со многими профессионалами цирка в разных уголках мира от Европы до Южной Америки, решила, что мои амбиции удачнее всего получится воплотить под руководством российских мастеров. Наша цирковая школа всё–таки совершенно уникальна. Я начала работать в компании «Росгосцирк». Тренер и режиссёр Людмила Яценко создала для меня этот номер. Мы репетировали его пять месяцев, что называется, в поте лица. Несмотря на мою достаточно хорошую подготовку, у меня так болели все мышцы, что иногда я даже плакала: номер оказался насыщен сложнейшими элементами и требовал особенной выносливости – в нём нет момента, когда можно расслабиться, красиво полетать над манежем, тут одно усилие следует за другим. Но я бы ни за что не хотела облегчить эту программу. Именно благодаря такой концентрации эффектных, драматичных элементов, рискованных, заставляющих чувствовать не только каждую мышцу тела, но и испытывать всю гамму эмоций, я на каждом исполнении чувствую, что за эти минуты проживаю целую жизнь в манеже.

– Когда номер готов, нужно продолжать тренировки?

– Каждый день! Самое важное для воздушной гимнастки – ОФП, общая физическая подготовка. Я каждый день занимаюсь по 4 часа – подкачка, пресс, отжимания, шведская стенка. Все мышцы должны быть в тонусе. И ещё пара часов уходит на отработку конкретных элементов номера. Танцевальное прошлое мне помогает: танец дал не только хорошее взаимодействие с собственным телом, но и актёрские навыки.

– Почему же вы выбрали не балетную сцену, а цирк?

– Я лидер по натуре, не хочу ни с кем делить успех. В танце, даже если ты солист, за твоей спиной кордебалет, а воздушная гимнастика позволяет работать самостоятельно. И это невероятное ощущение: знать, что к тебе прикованы глаза двух тысяч человек в зале. Когда в финале они кричат от восторга и аплодируют, это самое сильное, что можно пережить.

– Что дало вам участие в ижевском фестивале?

– Это мой первый международный конкурс. И ощущения от него очень сильные: я вижу первоклассных артистов с прекрасными номерами, а за кулисами царит дружеская атмосфера. Все друг друга поддерживают, радуются чисто исполненным трюкам соперников. Призовые статуэтки – это приятно, конечно, но для артистов важнее видеть, что побеждает сам цирк: что есть классные новые номера, уникальные шоу и что зритель откликается на них. Это значит, у нас у всех есть отличные перспективы.

Рейтинг@Mail.ru