Вернуться к обычному виду

"Омск Здесь" за кулисами цирка: расскажем, зачем верблюду расческа, а мартышке - гироскутер

Опубликовано: 2 Апреля 2018  |  Источник: "Омск Здесь" Возврат к списку
"Омск Здесь" за кулисами цирка: расскажем, зачем верблюду расческа, а мартышке - гироскутер "Омск Здесь" побывал за кулисами цирка и увидел, как артисты и животные репетируют и готовятся к представлению.

В обычный будний день, когда в цирке нет представлений, артисты репетируют, тренируются и оттачивают свои номера. Причем четвероногие артисты занимаются наравне с людьми. Гимнасты и акробаты с раннего утра уже провели свои репетиции, и теперь по арене дрессировщик подгоняет медлительного верблюда, который неохотно нарезает круги.

- Копытные – верблюды, лошади, ламы, бизоны - должны пробегать определенное расстояние, чтобы процесс переваривания пищи проходил без колик, - рассказывает инспектор манежа и шпрехшталмейстер (ведущий представлений) Иван Сургучев. – Их выводят на арену и гоняют по кругу, что многим копытным в удовольствие. А после начинается репетиция. Если животное не хочет выполнять номер, то никакими силами его не заставить, можно лишь раздразнить его. Но четвероногий артист вообще может отказаться работать. Потому основной принцип работы дрессировщиков – терпение, строгость и ласка. У животных, как и у людей, есть выходные. Но, в отличие от людей, животное имеет право не выйти на репетицию лишь только потому, что не захотело. Кроме того, все животные проходят необходимые процедуры по расчесыванию шерсти, чистке ушей, копыт и стрижке когтей.

На арене в это время уже отрепетировали обезьянки и бегают яки, у одного из них на концах массивных рогов надеты кожаные накладки. Этот артист имеет вздорный характер и может ненароком зацепить кого-нибудь своим природным оружием. После пробежки дрессировщик Виктор Тихонов пытается научить одного из яков кланяться, его помощники растягивают ноги животному, а дрессировщик уговаривает, объясняет, машет яркой палочкой и, конечно, угощает питомца. Ради угощения эти артисты и выходят на арену, у каждого из них свои предпочтения: у ламы - сухарик, у собаки - сыр, у тигра - печенка. Хлысты и плетки служат скорее средством для звукового сигнала и подгона животного, чем для устрашения. Но панибратства не допускают – с хищниками или агрессивными животными беспрекословно соблюдаются правила безопасности.

Животных-артистов дрессировщики искренне любят, даже дни рождения им устраивают с особым угощением. В их семьях нередко обитают малыши или заболевшие животные, которым нужен особый уход. Сейчас в семье Тихоновых обитает леопардик, которого бросила мама в Самарском зоопарке. Малышу нужна была мать или человек, который был бы готов по часам выкармливать его специальной смесью из бутылочки. Такую миссию взяла на себя семья дрессировщиков.

Помимо артистов в цирке есть еще масса сотрудников, которые незаметны зрителям, но без которых представление невозможно, например, униформисты, отвечающие за подготовку реквизита, установку конструкций для номеров. С приездом в город новой труппы, в первый день дать представление невозможно. В цирке существует несколько видов прогонов – черновой, технический и генеральный, причем, каждый может повторяться по нескольку раз. Лишь после того, как все участники представления отработают свои действия, начнутся представления.

В цирке есть врач и ветеринар. Артистов, в том числе и четвероногих, медики осматривают регулярно, особенно перед представлением. Ветеринар ответственен за здоровье самых разных животных – от крокодилов и слонов, до белых медведей и северных оленей.

Важен для труппы и оркестр. В омском цирке его уже сорок лет возглавляет дирижер Сергей Ройз. Музыканты работали со многими известными цирками. Хотя сегодня многие номера идут под фонограмму, без оркестра цирк представить нельзя.

Продолжая экскурсию по зданию, возвращаемся к манежу, и наш экскурсовод рассказывает, что во всех цирках диаметр арены стандартного размера. В омском цирке, в отличие от его собратьев в других городах, есть второй манеж, диаметр которого поменьше основного. Сейчас он в процессе реконструкции и задуман для детской цирковой студии. Пока дата ее открытия неизвестна, все, как обычно, упирается в финансирование.

Инспектор манежа Иван Сургучев

Есть еще место, куда не попадают зрители – внутренний дворик цирка. Летом там принимают солнечные ванны и проводят водные процедуры четвероногие артисты. Например, летом там купались слоны, с удовольствием подставляя бока под струю воды из шланга.

- В цирке работают люди увлеченные, зараженные этой волшебной жизнью, - говорит директор цирка Елена Агафонова. – И в нашем коллективе есть сотрудники, которые работают здесь десятилетиями. Примечательно, что на время реконструкции, никто из них не уволился, не ушел. Наверное, это особое единение учреждения и команды. Все наши разговоры сводятся к теме цирка. Мне невероятно повезло, я работаю с увлеченными людьми, профессионалами, которые не мыслят своей жизни без цирка.

Елена Агафонова помнит, каким цирк был до реконструкции, и может рассказать о том, что в нем изменилось, чего уже не смогут увидеть маленькие зрители.

- Раньше манеж был опилочным, сейчас он оформлен другим материалом. Под ним была специальная конструкция, чтобы организовывать представление цирка на воде. Теперь для этого в труппах есть специальные сборные чаши, которые коллективы возят с собой, потому надобность в этом приспособлении отпала, - рассказывает директор.

Изменился купол, который до реконструкции был белым, сейчас он оформлен в темно-синих тонах, на котором с помощью специального шара могут проецироваться звезды. На темном фоне в свете прожекторов эффектнее смотрятся яркие костюмы воздушных гимнастов.

После реконструкции уменьшилось количество мест для зрителей, пришлось убрать первый ряд, заменив его на специальные заградительные тумбы. Кроме того, появились особые места для зрителей с ограниченными возможностями здоровья, а у входа оборудован специальный пандус, чтобы люди на коляске могли посмотреть представление.

Теперь конюшни и вольеры для животных стали просторнее, скоро все они будут оборудованы системой климат-контроля, чтобы в каждом отдельном помещении настраивать свою температуру, потому что обезъянкам требуется тепло, а, например, медведям и лошадям будет жарко, им нужен воздух попрохладнее. Гримерки оборудованы душами и туалетами, артистам стало комфортнее.

Цирк будет жить всегда, уверены его артисты и сотрудники, его не затмит кино с новейшими спецэффектами, потому что только в цирке можно понять мощь слона, грацию пантеры, увидеть силу прыжка тигра, который может перемахнуть через арену. У цирковых артистов есть еще одна важная примета – человек, побывавший в детстве на цирковом представлении, обязательно приведет сюда своего ребенка. Потому, пока в цирк ходят дети, это уникальное искусство будет жить.

Рейтинг@Mail.ru