Вернуться к обычному виду

Цирк «Золотого клоуна»

ПРЕССА

20 февраля 2008 «Тверская Жизнь»

Цирк «Золотого клоуна»

   Такого определения достойна программа под руководством Тамерлана Нугзарова, украшающая сегодня тверской манеж.

В российском цирке нет другой подобной. Ее основа – конный цирк. Понятно, зачем в цирке манеж. Для конников. Все для лошади! А лошадь, ставшая в наш космический век реликтом, как она прекрасна! Она воплощение гармонии и красоты, которые мы обязаны сохранить. Цирк – один из последних оазисов этой красоты.

цирк «Тамерлан» - РосГос Цирк   Вторая особенность цирка «Тамерлан» – в приверженности традициям. По мере сил они оберегаются от нашествия примет так называемого шоу-бизнеса, под натиском которого в угаре рвущей перепонки музыкальной записи, свето-эффектов и дымов гибнут и цирковой трюк, и образ. Дымы есть и здесь. Но присутствуют как логичная экономная краска.

   Народному артисту России, лауреату Госпремии России, обладателю высшей мировой награды в области цирка – «Золотого клоуна» и других между­народных наград Тамерлану Нугзарову удается высоко держать планку традиций, не превращая их в музей. Все живо и современно, хотя и с корнями, уходящими в историю.

цирк «Тамерлан» - РосГос Цирк   Выезд дам и кавалеров в начале представления своей праздничностью, шикарностью костюмов, элегантностью уносит мысль к заре цирка, когда были модны так называемые конные кадрили. Но здесь и «Кадриль», и другие традиционные конные номера, вобрав двухвековой цирковой опыт, одухотворены приметами сегодняшнего дня. Конные номера органично вплетены в действие. Это вещь на цирковом манеже весьма тонкая. Цирковое действие, воспринимая слишком большую долю театрализации, теряет специфику. Утрата же мысли и эмоций превращает действие в набор трюков. Умение соблюсти это «художественное равновесие» – большое искусство. Им владеет мастер цирковой режиссуры Тамерлан Нугзаров.

   …Согласно утверждениям историков, этот конный номер, демонстрирующий мастерство наездника и дрессуру лошадей, именуемый «Почтой», был создан где-то в середине ХIХ века. Отважный наездник, стоя на двух лошадях, раздвигает их ногами. Под ним проскакивает лошадь. Одна, другая, третья… А он ловко выхватывает длинный повод каждой. И вот они все оказываются у него в поводу. Картина фантастически красивая!.. Известно, что в русском и советском цирке мало кто воссоздавал этот сложный номер. У Нугзарова, естественно, утратив свою «почтарскую» специфику, номер органично становится центром конно-танцевальной композиции «Половецкие пляски» и являет яркое зрелище вкупе со знаменитой музыкой Бородина. (Музыкальное сопровождение отличается качественностью записи. Не режет ухо – оно всегда в характере эпизода или образа. Об этом необходимо сказать, памятуя о бессмысленном «звуковом напоре» некоторых других программ.) Сам мэтр в композиции, четко управляя лошадьми, выразительными, скупыми штрихами представляет образ половецкого хана.

цирк «Тамерлан» - РосГос Цирк   «Высшую школу верховой езды» в сопровождении женского балета исполняет Тамерлан Нугзаров-младший. Безудержный цыганский пляс! Пожалуй, Нугзаров-старший был в этом номере темпераментнее. Но младший столь же красив и мастеровит. В «Горской легенде» с героиней действа, которую играет Ольга Ватолина, он демонстрирует нынче редкий классиче­ский конный номер «Па-де-де». Здесь это объяснение в любви…

   «Горская легенда» с годами менялась, совершенствовалась. Появлялись новые трюки и исполнители. Неизменными оставались красочность и эмоциональность. Цирковой рассказ несет мысль о бессмысленности вражды. Здесь любовь, ревность, соперничество, погоня, открытое столкновение… Звенят клинки… Прольется кровь?! Но бросает женщина меж дерущихся белоснежный платок. Вражда гаснет. Наступают мир и праздник.

   Легенда гор рассказана специфическими цирковыми средствами. Скачки, погони. Сцена с леопардом. Уникальные подъемы и спуски лошадей со всадниками по крутому скату, словно по крупным горным тропам… Высшая точка кипения, символизирующая праздник, взлет благородных чувств, – джигитовка.

   Восторг рождает не только то, что на тверском манеже джигитовки давно не было. Мастерство наездников Нугзарова – своеобразная вершина жанра: карьером мчащиеся лошади, бешеный темп, при этом элегантность, красота, рекордные трюки.

   …Наездник в положении «бланш» под животом лошади, которая совершает прыжок в кольцо с кинжалами, закрепленными в нем; двое исполняют стойки по бокам одной лошади, третий в это время балансирует стоя в седле… Живет мастерски выстроенный цирковой спектакль с благородной идеей о людском братстве.

цирк «Тамерлан» - РосГос Цирк   В первое отделение романтиче­ского зрелища органично вплавлены немногочисленные номера различных жанров: гимнастка в воздушном кольце Галина Назирова, оригинальный жонглер с кубиками Гор Исаджанян и хорошо известный тверитянам заслуженный артист России Анатолий Купцов. Купцов не только поражает рекордными трюками, но и своим артистизмом разбивает мнение о жанре так называемой стоечной эквилибристики как о нединамичном и скучном. На этот раз мы познакомились и с молодым преемником – Ильей Купцовым. Клоуны Андрей Гаврилов и Зураб Тагоев органичны, не лишены обаяния, но еще очень молоды и не­опытны. Их скромное место в программе вполне закономерно.

   Органично вошел в красочное действо оригинальный аттракцион Илоны и заслуженного артиста России Юрия Эльворти «Птицеловы». Птицы – редкие гости на манеже. А здесь их разнообразный экзотический набор. Поражает и уникальный огромный медведь, который, держа в костистой лапе петушка, делает кульбиты, отбивает подкидную доску и носит на руках свою хозяйку. Мишке больше двадцати лет! Так долго его сородичи не живут. Ах, как не правы те, кто считает, что «науку» в цирке выбивают из животных побоями и издевательствами! Но это тема для специального разговора. Как и тема наступления на цирк уже упомянутого шоу-бизнеса. Это осознают носители вершин искусства манежа, такие мастера, как Николай Павленко или Тамерлан Нугзаров – так уж нам, тверитянам, повезло: мы увидели их в одном сезоне! Они стремятся не уронить достоинства циркового искусства.

   Солистка «Горской легенды» Светлана Авдеева в образе феи цирка, красавицы в белоснежном наряде, ведет представление. Она разговаривает с детьми, объясняет, настраивает на определенный лад. Делает это мягко, неназойливо. Чем и отличается от довольно развязных ведущих иных программ, призывающих зрителей топать и свистеть, уверяя, что это нравится артистам. Фея цирка «Тамерлан» учит уважению к искусству манежа.

Наталья ФЛОРОВА

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru