Вернуться к обычному виду

ВСЯ ЖИЗНЬ - НА АРЕНЕ

ПРЕССА

17 мая 2008 «ТВЕРСКАЯ, 13»

ВСЯ ЖИЗНЬ - НА АРЕНЕ

Мстиславу ЗАПАШНОМУ - семьдесят   Мстиславу ЗАПАШНОМУ - семьдесят. Верится в это с трудом. Еще совсем недавно мы видели его на арене, восторгались его мастерством и высоким профессионализмом. Тому, кто видел выступления Мстислава Михайловича, посчастливилось, - он видел большой цирк в полном смысле этого слова. Сегодня народный артист СССР является генеральным директором Российской государственной цирковой компании .

   - Мстислав Михайлович, говорят, что вы «родились в опилках».
   - Так и есть. Обычно так говорят о потомственных цирковых артистах, чьи первые впечатления связаны со светом прожекторов, бравурной музыкой, долгими репетициями и аплодисментами. У нас целая династия, о которой можно интересно рассказать, но на это уйдет слишком много времени. Скажу коротко: Запашные - люди арены. В цирковой энциклопедии отмечено, что наша родословная начата в 1882 году клоуном и музыкальным эксцентриком. Дочь клоуна, моя мама Лидия Карловна, лихо скакала на коне, крутила сальто, жонглировала. Отец, Михаил Сергеевич, портовый рабочий в Ейске, слыл человеком огромной силы. Однажды его пригласил к себе легендарный Иван Поддуб-ный, чтобы он попробовал себя в качестве борца. Но отец пошел дальше - стал силовым акробатом, создавал веселые, но и опасные номера.

   - Выходит, детям таких родителей суждено было остаться в цирке?
   - Правда, отец не хотел, чтобы его пятеро сыновей и дочь посвятили свою жизнь манежу. Он стремился дать каждому из нас хорошее образование и достойную профессию, но все сложилось иначе. Мы жили в Ленинграде, когда началась война. Отец и старший брат ушли на фронт, мама с гастролей не смогла вернуться в осажденный город, и мы жили в блокадном городе с бабушкой. Потом удалось эвакуироваться. В саратовском бомбоубежище мой старший брат Вальтер и я стали репетировать свой цирковой номер. С малых лет я понял главное: надо иметь свой номер, искать свой путь.

   - Ходит легенда, что вас зачислили в штат чуть ли не с пяти лет. Так ли это?
   - Вальтера и меня приняли на работу в 1946 году. А в следующем, когда мы гастролировали на Дальнем Востоке, наш номер закрыли. Почему - не знаю до сегодняшнего дня. Вальтер убедил маму искать справедливость в Москве. Добились выступления в столичном цирке, куда и пришла комиссия из главка, чтобы разобраться в инциденте. Когда инспектор манежа объявил наш номер, мы выбежали на арену, не сомневаясь в своем успехе. И публика нас поддержала. Нас вызывали на бис раз десять, а меня на руках каждый раз выносил сам Карандаш. То была настоящая победа: и номер восстановили, и дали нам, мальчишкам, зарплату по высшей категории.

   - Ходит и другая легенда - что вы были сыном полка.
   - Здесь я бы сделал уточнение. Когда Вальтера в 1949 году призвали в армию, я последовал за ним. Вместе с ним я выступал в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Мне было тогда одиннадцать лет.

   - Отсюда у вас знание танцев и, видимо, любовь к балету?
   - Возможно, вы правы. Но, создавая крупные произведения циркового искусства, невозможно обойтись без хореографических, музыкальных и других средств. Себя я пробовал в различных жанрах, потому что необходимо было пройти все этапы цирковой карьеры - акробатику, клоунаду, воздушную гимнастику, дрессировку лошадей и дрессуру экзотических животных и зверей. В 1954 году мы, четверо братьев Запашных, создали номер «Акробаты-вольтижеры». То была виртуозная работа. Мы выполняли уникальные трюки, которые никто не смог повторить до сегодняшнего дня. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве получили четыре золотые медали. Потом этот номер мне удалось поднять на скакунов, что стало событием в мировой практике. На гастролях во Франции и Японии этот номер был удостоен высших мировых призов.

   - А потом вы занялись дрессурой слонов и тигров, превратив их из врагов в друзей?
   - Поместить извечных врагов джунглей в одну клетку действительно нелегко. Дрессировка таких хищников сложна и опасна, но стремление создать необычный аттракцион всегда захватывающее. Этот спектакль стал одним из наиболее крупных достижений циркового искусства. А потом был цирковой спектакль «Спартак», который по художественному воплощению, составу занятых артистов, количеству животных и технических средств не имеет аналогов в мировой практике.

   - Мстислав Михайлович, откройте тайну. Так ли просто работать с хищниками, как представляется зрителю, видящему ваши выступления?
   - Труд дрессировщика всегда рискован. Неизвестно, что может произойти в любую секунду. Пробежит малюсенькая мышка - чуткий слон среагирует мгновенно. От подобных случаев гибли люди. Хищники имеют свой характер, который с возрастом меняется. Если вдруг что - особенно когда хищники ввязались в драку - дрессировщик должен покинуть клетку. Но я так никогда не поступал. Выйти из клетки, не усмирив зверей, значит позволить им себя поранить. Если в драке появится кровь, то у хищника мгновенно срабатывает врожденный инстинкт. Был случай, когда ночью подрались тигры и один сожрал другого. А ведь выступали в одном аттракционе!

   - Ваш аттракцион с хищниками так и остался в мировой цирковой практике непревзойденным. Почему же никто не может повторить ваши номера?
   - В жизни не все так просто. Мне всегда хотелось идти непроторенной дорожкой. Кредо семьи Запашных всегда было таким: делать то, чего не делает никто. Побывайте в любом цирке планеты -везде одно и то же. Тигры и львы ходят по буму, прыгают через кольцо, встают на тумбах. Разница лишь в подаче и эффектах. На арене, к примеру, десять хищников, а работают в решающие минуты четыре или пять из них. А вот когда все звери на вращающихся шарах работают одновременно, да без перерыва - это уже событие. Добавляется оригинальный трюк. Как же без этого? Дрессировщик и тигр поднимаются под купол без всякой страховки…

   - Мстислав Михайлович, а как вы решились стать руководителем российского цирка?
   - Хотелось помочь. Помните, какое было время? По всем статьям выиграл конкурс на замещение должности руководителя «Росгосцирка». Мой бизнес-план, рассчитанный на пять лет, утвердили на коллегии Министерства культуры. Долго разгребал сложнейшую ситуацию, которая сложилась в нашем цирке. В то время на счету компании было всего 500 тысяч рублей, многие таланты убежали за границу, один директор цирка попался на взятке, другой продавал билеты, минуя кассу. Много было проблем, но мы стали их решать. К своим успехам могу отнести создание нового московского цирка «Радуга». Здесь я бы отметил любовь к цирку и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, и его подчиненных. Провели «инвентаризацию» номеров - хорошие оставили, посредственные убрали. Приоритетным в работе стало сохранение государственных цирков, принятие нового устава компании. Отремонтировали цирки, которые сорок лет ждали обновления. Стали проводить конкурсы и фестивали, что позволило выявлять новые таланты. В прошлом году наконец-то ввели в эксплуатацию цирковое здание в Нижнем Новгороде. Все, конечно, не перечислить. Главное в том, что юбилей встречаю, как и подобает, успехами.

Виктор ДЖАНИБЕКЯН Фото Василия ГРАЧЕВА

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru