Вернуться к обычному виду

Счастливый билет для принцессы

ПРЕССА

№3 (762) «Московская правда»

Счастливый билет для принцессы

   На прошедшем в Москве IV Всемирном фестивале циркового искусства программа дрессировщиков Наталиии Андрея Широкаловых «В развалинах старого замка» получила Гран-при. Современный цирковой номер должен сочетать в себе и искусство, и мастерство, и современную подачу. Чтобы привлечь зрителя, уже недостаточно просто вывести на арену хищников и сделать с ними программу. Нужно разыграть целый спектакль, чтобы зрелище превратить в настоящее шоу.
Обладательница титула «Принцесса российского цирка» Наталия Широкалова предлагает мне пройти за кулисы…

Наталия со своей подопечной черной пантерой
Наталия со своей подопечной черной пантерой

- Я вам покажу моих подопечных, главных действующих лиц нашего коронного номера «В развалинах старого замка». За него мне, собственно, и было присуждено в феврале 2009 года в Саратове звание «Принцессы цирка».

«Главные действующие лица» - это тигры, пантеры и леопарды: всего 9 голов плюс огромная собака-охранник - встречают нас радостными подвываниями, рычаниями и урчаниями. В природе эти одиночные животные обходят друг друга стороной, а тут одна большая семья. С детства они воспитывались все вместе, и самой трудной и основной задачей для дрессировщиков было сделать так, чтобы питомцы максимально привыкли и притерлись друг к другу.

- Да, мои хорошие, да, мои золотые! Соскучились по маме? – отзывается Наталия. - Это все мои детки. Меня иной раз Наталией Леопардовной называют.
Наверное, в прошлой жизни я была кошкой. Своим подопечным я в детстве и книжки на ночь читала, и с рук кормила, и лечила, когда надо. Все животные в номере «наши», то есть родились при нас. Можно сказать, мы их сами выкормили и вырастили. Знаете, я думаю, что с животными вполне натренировалась быть мамой, и когда у нас с Андреем появятся собственные детки, буду вполне подготовленной.

Номер, который представляют ныне Широкаловы, уникален. В России подобного аттракциона нет. Мало кто из дрессировщиков берется работать с такой компанией хищников. Это не классический аттракцион, а почти спектакль с сюжетом – настоящей историей любви. Сюжет и название взяты из книги народной артистки России Ирины Запашной, режиссера-постановщика аттракциона.

…Молодой человек любил бывать на развалинах старого заброшенного замка. И однажды один из сфинксов, находящихся там, превратился в женщину-пантеру. Между молодыми людьми вспыхивает чувство. По сюжету Наталия исполняет роль пантеры, которую укрощает маг-дрессировщик.

- Аттракцион дался нам нелегко, – вспоминает Наталия. – В него было вложено немало бессонных ночей, труда и моих слез. Андрей относился к этому мужественно, а у меня не раз появлялось желание все бросить. Теперь даже не хочу вспоминать, как трудно начинали, как было страшно, не обошлось без травм. Как бы мы ни любили наших животных, какие бы чувства они у нас ни вызывали, нельзя ни на минуту забывать, что это прежде всего хищники. Одно неловкое движение, один пропущенный взгляд - и все может кончиться в одно мгновение. Общение со зверями – постоянный риск. Когда я впервые стала работать с хищниками, мне было всего 15 лет. В этом возрасте отношение к страху, риску совсем другое. А потом привыкла. Если чувство самозащиты притупляется, то тогда происходит вот это… (Наталия показывает шрам на правой руке. – Т. Б.). Один удар лапой - и в больницу, зашиваться.

В цирк шестилетнюю Наташу Губанову привела, мама, за ручку. Сначала были бальные танцы, но не пошло. У ребенка было столько энергии, что не на одного мальчишку хватило бы. Да и характер был больше мальчишеский, задиристый. Этакий Маугли в юбке.

- В танцах «себя ловить» было скучно, - делится Наталия, теперь уже Широкалова, - попросила: отведи меня мама туда, где смеются! А смеются, как известно, там, где клоуны, а клоуны выступают в цирке. Все логично. Мама мне сшила первый сценарный костюм, но на арене так никогда меня и не увидела. Она рано ушла. Папа мой абсолютно далек от цирка – газоэлектросварщик, брат тоже не разделяет моего увлечения.

Будущая цирковая звезда родилась в Казахстане и первые уроки брала в цирковой студии «Юность» под руководством Людмилы Василенко. Потом поступила в цирковое училище города Алма-Аты, познакомилась с будущим мужем и стала дрессировщицей.

- Я в то время стала работать в цирке с номером по воздушной акробатике. А Андрей в момент нашего знакомства взял на дрессировку своего первого хищника.
История получилась интересная: гулял он как-то в парке Горького и увидел у фотографа маленького «зашибленного» жизнью тигренка. Сыграло чувство жалости, и он его у этого фотографа перекупил. Тигренок благополучно вырос, а мир приобрел нового дрессировщика.

супруги Широкаловы и Запашные – тандем на ниве любви к цирку и зверям
супруги Широкаловы и Запашные – тандем на ниве любви к цирку и зверям

Потом были первые гастроли, новые животные и новые номера. Вначале было очень сложно, ведь чаще всего дрессировщики выходят из династий, а Андрей и Наталия – самоучки. Переезд в Москву сделал свое дело. В цирке на Вернадского супруги сначала работали с животными на поводках, а потом им посчастливилось встретиться с Мстиславом и Ириной Запашными, для которых дрессура – уже традиция. Они стали для Широкаловых вторыми родителями, папой и мамой буквально. Именно они поверили в молодых артистов и передали эту уверенность Андрею и Наталии. Результат, как говорится, налицо.

- Мы вытянули счастливый билет, - признается «Принцесса цирка», - и отчетливо это понимаем.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru