Вернуться к обычному виду

Ремонт цирков России стоит как бомбардировщик

ПРЕССА

10 февраля 2010 «РИА Новости»

Ремонт цирков России стоит как бомбардировщик

генеральный директор Росгосцирка Александр Калмыков   Исполняющий обязанности руководителя Росгосцирка Александр Калмыков, которого назначили после снятия с должности Мстислава Запашного, считает, что российскому цирковому искусству необходимы экономические и творческие реформы, но цирки должны оставаться в федеральном подчинении.

      Государство у нас в долгу

   "Грубо говоря, я вижу два ремонта сегодняшнего цирка. Первый - это ремонт имущества (кресла ножами порезаны, прожектора 62-го года). И этот ремонт как раз не самый сложный", - сказал в интервью РИА Новости Калмыков.

   Он пояснил, что на ремонт одного здания Большого театра идет порядка 24 миллиардов рублей, а ремонт всех российских цирков будет стоить порядка 26 миллиардов рублей. "Как сказал мне один человек: "это же примерно стоимость одного бомбардировщика". 26 миллиардов - на все цирки страны, и они будут принимать и развлекать наших деток", - отметил собеседник агентства.

   По его мнению, "государство должно цирку эти деньги", так как в 60-е годы, когда надо было отвлекать и развлекать народ, эту миссию взяли на себя именно цирки и хоккей, при этом цирк был еще и лицом России после падения "железного занавеса".

   "Мы ездили по странам и качали валюту. Олег Попов уехал из России, потому что ему назначили пенсию 3 тысячи рублей. Дело, конечно, не в деньгах. Но он сказал: "я привез в Россию миллионов 500 золотом. Пусть мне назначат пенсию как полковнику или подполковнику или чуть повыше, я, кажется, для России что-то сделал", - пояснил Калмыков.

   Он отметил, что и сейчас цирк по-прежнему остается важной, если не идеологической, то воспитательной составляющей для народа. "Мы - цирки - получаем 10 миллионов зрителей каждый год, - уточнил собеседник агентства. - И по большому счету, государство должно взять и отремонтировать все цирки. Но, поскольку ждать этого можно до Страшного суда, мы ищем компромиссы".

      Давайте дружить долями

   Министр культуры России Александр Авдеев на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным в конце января заявил, что Минкультуры выступает за передачу цирков в региональную собственность. Калмыков отметил, что Росгосцирк принимает участие в разработке концепции реорганизации и развития циркового искусства в России, и высказал свою точку зрения на "регионирование" цирковой собственности.

   По его мнению, просто передача цирков в регионы - это смерть циркового искусства, так как за этой передачей неизбежно последуют перепрофилирования цирков в большинстве регионов.

   "У нас больше половины регионов - не доноры, а наоборот - убыточные регионы, с разбитыми улицами, обшарпанными школами, которые к 1 сентября не могут водопровод починить. И эти регионы как от огня будут отбрыкиваться от цирков. Я уже встречался с несколькими губернаторами, которые высказываются против передачи цирков - убыточных предприятий - в их подчинение", - пояснил Калмыков.

   Он добавил, что и далеко не все доноры готовы принять под свое крыло цирки. "Когда они оказывают циркам щедрую помощь с барского плеча, то это и им самим психологически приятно, а когда это станет обязаловкой и нужно будет выкладывать миллионы на фасады, на огромные стекла, ремонт залов, им это точно не понравится", - считает собеседник агентства.

   Он привел примеры неудачных экспериментов с цирковой собственностью, случившихся в - 90-е годы. Например, Владивостокский цирк достаточно незаконным решением заместителя губернатора был передан в региональное ведение. "И сразу там устроили рыбный терминал, а на манеже появились охранники с автоматами. Это экономическая реальность - рыбный терминал (или автосалон, или казино - были и такие случаи) приносит региону несравнимо больше денег", - рассказал Калмыков.

   По его мнению, сейчас не нужно принимать лобовых решений, не нужно необдуманно рушить существующую схему. Калмыков считает, что не стоит реорганизовывать и существующие сейчас успешно развивающиеся цирки не федерального подчинения - цирк Никулина (частный), цирк на проспекте Вернадского (муниципальный), Ижевский цирк (региональный) и другие.

   Калмыков уверен, что самым правильным выходом из сложившейся трудной экономической ситуации было бы долевое владение цирковым имуществом - например, 85% - доля государственной собственности, 15% - региональной или муниципальной.

   "Тем более, что уже есть положительный пример такого долевого владения - Нижегородский цирк. Владение своей виртуальной долей даст региональным властям юридическое право выделять в помощь циркам средства из своего бюджета", - пояснил он.

генеральный директор Росгосцирка Александр Калмыков      Все на ярмарку идей

   Второй ремонт, необходимый российскому цирковому искусству, Александр Калмыков считает самым трудным. Это ремонт творческий, в соответствии с новой эстетикой и техническим прорывом.

   "Мы не можем соревноваться с тем же Cirque du Soleil деньгами. У нас свой путь - интеллектуальные шоу, с сильной идеей, умным сюжетом", - считает Калмыков.

   По его словам, сегодня российскому цирку необходимы новые режиссерские и дизайнерские идеи. Он поделился, что сейчас работает над организацией "первой ярмарки режиссерских идей".

   "Моя старинная мечта - сделать первый всемирный фестиваль цирковых режиссеров. Это очень редкая и востребованная профессия - их меньше 100 человек на всей планете", - рассказал собеседник агентства.

   По его словам, сейчас уже есть предложение сделать грандиозную и именно интеллектуальную постановку под названием "Леонардо", которая бы цирковым языком рассказывала зрителям о гениальных изобретениях мастера, о его идеях.

   "Это будет очень стильный спектакль, с реминисценциями 15 века, Возрождения, летающими приборами", - уточнил Калмыков, добавив, что над этим спектаклем уже согласился поработать замечательный режиссер Павел Брюн.

      Революция зарплат

   По словам Калмыкова, принято решение с марта повысить зарплаты всем артистам и служащим Росгосцирка.

   "Я просил финансистов установить минимальную зарплату в 20 тысяч, максимальную - в 100 тысяч рублей", - уточнил собеседник агентства.

   И это, по его словам, только начало. "Цирковые артисты, которые рискуют здоровьем и жизнью, каждый раз выходя на манеж, достойны хороших зарплат. А ее источники - в кассе", - пояснил и.о. гендиректора Росгосцирка.

Он добавил, что уже сейчас компания дала возможность многим артистам организовывать прокат программ самостоятельно.

   "Они гастролируют с нашим реквизитом, с нашими животными по разным городах. Сами продают билеты, платят за рекламу, расплачиваются с нами, с цирком. Многие успешные артисты очень не плохо зарабатывают", - отметил собеседник агентства.

Светлана Вовк

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru