Вернуться к обычному виду

РОССИЙСКИЙ ЦИРК ВОЗВРАЩАЕТСЯ В БОЛЬШОЙ МИР

ПРЕССА

10 февраля 2010 «Известия»

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦИРКОВОЙ КОМПАНИИ АЛЕКСАНДР КАЛМЫКОВ:

РОССИЙСКИЙ ЦИРК ВОЗВРАЩАЕТСЯ В БОЛЬШОЙ МИР

генеральный директор Росгосцирка, народный артист России, Александр Калмыков
генеральный директор Росгосцирка, народный артист России, Александр Калмыков

   Встреча Нового года для Росгоcцирка совпала с приходом нового главы - народного артиста России Александра Калмыкова. Для цирка Калмыков человек не новый, скорее, наоборот: как говорится, родился в манеже, более тридцати лет занимался постановкой самых нашумевших цирковых представлений и вплоть до назначения на новую должность долгие годы работал художественным руководителем Росгосцирка. К тому же год Тигра - хорошее время для перемен, ведь символ года - тоже вполне цирковое животное. Разузнать о новых планах, идеях и надеждах руководства крупнейшего "задорного цеха" России отправился наш корреспондент Алексей Перепелкин.

  известия: Александр Дмитриевич, ждать ли революцию в цирковом искусстве?

АЛЕКСАНДР КАЛМЫКОВ: Сразу скажу: ничего "разрушать до основания, а затем..." мы не планируем - только строить! У нас для этого есть крепкий фундамент и надежные стены. Но то, что прежняя конструкция нуждается в обновлении - неоспоримый факт.

Сейчас перед Росгосцирком стоят две грандиозные проблемы. Все наши цирки - а их 42 по России, и большинство из них построено в 50 - 60-е годы - нуждаются уже не в ремонте, а в полной реконструкции. Цена вопроса порядка 26 - 30 миллиардов рублей. Это первая и главная проблема. Вторая и тоже не менее главная - само цирковое искусство, наши номера и аттракционы. Они тоже в массе своей создавались в доперестроечные времена, морально устарели и тоже требуют реконструкции. Вот здесь стоит ждать в хорошем смысле творческой революции. Именно эти два "больших ремонта" и есть основная задача, стоящая перед российским цирком, перед его коллективом, передо мной на несколько ближайших лет.

и: Тогда начнем по порядку - с ремонта как такового...

КАЛМЫКОВ: Сначала о деньгах - благо об этом можно сказать коротко. Напомню, что примерно такая же сумма выделена на ремонт одного Большого театра, еще примерно столько же - на ремонт Мариинского театра. И вряд ли кто-то скажет, что это необоснованные траты. Ведь деньги инвестируются в нашу национальную гордость, в большое искусство, в отечественную культуру! Разве российский цирк - менее известный в мире бренд? И ведь наша цепочка, ее 42 звена, охватывает всю страну - от Калининграда до Хабаровска, это 10 миллионов зрителей ежегодно. И мне хотелось бы, чтобы высшее руководство страны так же внимательно, как оно относится к театру, к спорту, к другим национальным проектам, посмотрело бы и на цирк и поддержало бы его. Ведь цирку, в отличие от многих других сфер культуры, не требуются постоянные финансовые "вливания". Ему нужна разовая - пусть даже она растянется на три, на пять лет - поддержка. Которая не только быстро окупится, но со временем начнет приносить прибыль в государственный бюджет. Но сегодня я благодарен руководству страны, потому что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство все же находит возможность вкладывать средства в реконструкцию цирков. Так, в этом году завершится реконструкция цирка в Астрахани, продолжится - в Ярославле, вскоре начнется полная реконструкция цирка в Пензе.

Вторая проблема - с "ремонтом" собственно циркового искусства - куда более значимая, и в двух словах ее не описать. Она предполагает в первую очередь сделать современный цирк интересным для всех без исключения. Цирк по сути своей эклектичен, он обязан быть разноплановым и не давать скучать никому - от малых детей до высоколобых интеллектуалов. А в последние годы мы, к сожалению, несколько утратили свою гибкость - что ж, пора меняться и наверстывать упущенное!

и: И с чего вы планируете начать?

КАЛМЫКОВ: Цирковое искусство - огромное поле, и пусть на нем расцветают все цветы - авангард и классика, модернизм и философия, романтика и экстрим. Пусть все самое современное, включая технологии завтрашнего дня, соседствуют здесь с тем, что проверено временем, пусть взаимно переплетаются и создают нечто целое, новое, неожиданное - то, чего не было никогда. Вот такой цирк будет интересен и востребован.

Замечательно, что сегодня новые идеи в цирк могут принести не только режиссеры, но и художники, дизайнеры, композиторы, вообще любой креативно мыслящий человек с хорошей фантазией. И хорошие артисты театра, кино, разговорного жанра легко могут - и должны! - работать в одной упряжке с цирком. Я рассчитываю в ближайшие год-полтора вбросить в наш цирковой конвейер два-три спектакля совершенно нового формата - нечто такое, чего на арене до сих пор не было. Не буду раскрывать всех тайн, дабы не портить зрителю "аппетита", но то, что цирк откроется публике с совершенно неожиданной стороны, обещаю.

Сейчас в цирке есть несколько артистов, способных создавать совершенно новаторские, сногсшибательные спектакли.

Но их мало, поэтому мы активно ищем свежие головы. Так мы нашли Василий Бархатова, который создает потрясающие оперы. В мире сейчас бытует мнение, что животные в цирке - так сказать, прошлый век, дрессура как вид искусства не перспективна.

Но российский цирк немыслим без животных! И у нас есть Наталья и Андрей Широкаловы с номером "В развалинах старого замка", которому международное жюри единогласно присудило Гран-при IV Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве. В нем дрессированные тигры искусно вплетены в формат красочной, волшебной (и опасной!) сказки. И современный клоун - это совсем другой персонаж, нежели 20 лет назад. Сегодня есть клоуны, которые умеют высмеять систему Windows, да так, что зал рыдает от хохота. Скажу по секрету: мы сейчас даже с создателями уже ставшего легендарным фильма "Аватар" сотрудничаем - перенимаем их фантастический опыт применения 3D-технологий.

и: То есть цирку предстоит помолодеть?

КАЛМЫКОВ: И да, и нет! Речь идет не только и не столько о физическом возрасте - скорее, о состоянии души. Кто-то и в восемьдесят лет фонтанирует свежими яркими идеями, а другой и в сорок остановился в развитии, исчерпал себя как артист, как новатор и творец. А наше искусство по самой сути своей не терпит рутины. И никакие былые заслуги перед лицом зрителя не имеют цены - если ты растерял свою энергетику и движешься только по инерции, ты должен уйти.

Простой пример: сегодня большинство программ представляет собой дивертисменты - набор номеров, никак между собой не связанных. А этот формат устарел, зритель сегодня хочет увидеть в цирковом представлении некий единый спектакль. Как увязать воедино гимнастов и клоунов, иллюзионистов и дрессировщиков? Ведь номера - как кирпичики, и при некоторой фантазии из них можно построить все что угодно! Вот над чем надо думать, вот каких людей мы ждем в цирке с распростертыми объятиями! А те, кто не хочет или не может ответить на вызовы времени, увы, становятся для цирка балластом. Так что нам предстоит, как теперь модно говорить, оптимизировать свой коллектив.

и: Что подтолкнуло к такому непростому решению - финансовый кризис?

КАЛМЫКОВ: Это только одна из причин, и не самая главная. А главная - цирк обязан стать качественным, конкурентным продуктом.

Он не имеет права быть скучным! А талантливые артисты - они есть, и немало. Просто в минувшие непростые годы у многих опустились руки - от бесперспективности, от безденежья, да много от чего... Так, кто-то ушел из профессии, кто-то уехал работать за рубеж - в каждом цирке в мире сейчас есть российские артисты, а знаменитый Цирк дю Солей и вовсе состоит из них больше чем наполовину. Многие скучают по родине. И свою сегодняшнюю задачу я вижу такой: вернуть их, спровоцировать на творчество, дать все возможности для него, в том числе, разумеется, и финансовые.

и: Идея хороша, но где лишние деньги взять?

КАЛМЫКОВ: На первом же нашем заседании совета директоров и творческого совета мы подняли вопрос о существенном повышении зарплаты артистов. Как минимум - в два с половиной раза. Кроме того, деньги эти должны поступать не из московской кассы, а из прибыли - из тех сумм, которые труппа самостоятельно заработала на гастролях. Этот вопрос уже получил одобрение. Думаю, будущее цирка - это государственные арены, на которых работают самостоятельные команды - и как артисты, и как предприниматели. Собственно, почти во всем мире цирковое дело так и организовано - и все довольны. И бюджет исправно получает свою долю, и артисты зарабатывают достойные деньги.

и: Какие еще возможности для заработка есть у Росгосцирка - разумеется, с учетом того, что организация остается государственной?

КАЛМЫКОВ: Самые разные. Например, развивать направление сувенирной продукции - это у нас уже заложено в планах. Разработать эффективный маршрут движения программ по всей стране, исключить паузы, вынужденные простои и неразбериху - еще одно мощное средство повышения доходов. До недавних пор цирк из-за отсутствия хорошей логистики терял, по скромным подсчетам, около 60 - 70 миллионов рублей ежегодно.

Сейчас этим вопросом вплотную занимается мой новый заместитель Сергей Нестеров. Решив его, мы решим не только проблему зарплат наших артистов, но и много смежных проблем.

и: Можно ли надеяться, что цирк, как раньше, станет бездотационным?

КАЛМЫКОВ: Не только можно, но и нужно.

К слову сказать, на самоокупаемость мы уже практически выходим. Но есть ряд проблем, которые без поддержки государства, в том числе законодательной, решить будет нелегко.

Не знаю, из каких соображений на цирк сегодня обрушили два налога - налог на имущество и налог на землю. И взимают эти налоги власти регионов - кто во что горазд. Свои местные учреждения культуры от налогов освобождают, а с федеральных цирков норовят содрать три шкуры, как с какой-нибудь нефтяной компании, как будто в цирк ходят не их горожане! Существует мнение полностью передать цирки в региональное подчинение. Против этого - и не безосновательно - выступают сами артисты и директора региональных цирков. Особые опасения вызывает возможность последующего перепрофилирования этих учреждений культуры. Увы, уже есть печальные примеры, когда на месте цирка, в том же самом здании вдруг возникал автосалон или торговый центр. Есть и другой, более правильный, на мой взгляд, вариант решения этой проблемы. Речь может идти о разделении имущественного комплекса между федерацией и регионом. Пусть какая-то доля - полностью согласованная с региональным и муниципальным руководством - будет являться собственностью региона, остальное останется в федеральной собственности. Это позволит региональным и муниципальным чиновникам уже на правах собственников более внимательно относиться к зданиям цирков, в которые ходят в том числе и их дети и внуки. Но на сегодняшний день закон о региональных бюджетах не позволяет муниципалитету или региону вкладывать деньги в цирки, находящиеся на их территориях.

На недавней рабочей встрече премьер-министра России Владимира Путина и министра культуры Александра Авдеева обсуждался вопрос о концепции развития российского государственного цирка. Убежден, что вместе нам по силам найти решения всех задач, которые сегодня стоят перед Российским государственным цирком, и провести серьезную реорганизацию всей цирковой системы.

и: Заглянем в будущее: "два ремонта" закончены, коллектив помолодел, репертуар качественно обновился... что дальше?

КАЛМЫКОВ: Цирк - настолько гибкий и самобытный организм, что строить какие-нибудь прогнозы дальнего прицела трудно, да и не нужно. Куда интереснее сравнить недавнее прошлое с настоящим. 20 лет назад в российском цирке образовалась своего рода впадина - и творческая, и человеческая. В свое время из России уехал целый пласт цирковых артистов. И только сейчас эту впадину с большим трудом удается заполнить. Создаются новые программы, выросли новые таланты, да и многие из старых возвращаются, благо жизнь в России и в Росгосцирке налаживается.

Этот год уже можно назвать триумфальным возвращением Российского государственного цирка на мировую арену. Например, 18 февраля в испанском местечке Альбасете, неподалеку от Мадрида, откроется Международный фестиваль циркового искусства, который соберет лучшие молодые таланты со всего мира. Впервые в фестивале примет участие артистка Росгосцирка - Наталья Елисеева. Ее номер с дрессированными собачками уже снискал популярность у российского зрителя. Это уже третий по счету международный фестиваль циркового искусства в этом году, в котором при поддержке Министерства культуры РФ принимают участие артисты Росгосцирка.

На 8-м Международном фестивале циркового искусства в Будапеште, который проходил с 21 по 25 января, акробаты на встречных качелях под руководством народного артиста России Виталия Воробьева завоевали главный приз, а на январском фестивале в Монте-Карло коллектив акробатов на подкидных досках под руководством народного артиста России Вячеслава Черниевского завоевал специальный приз жюри фестиваля. Мы снова успешно гастролируем в Европе и Японии. Осталось сделать следующий логический шаг: отвоевать все наши прежние позиции в мире, расширить их.

И Канада, и США, вся Южная Америка, Азия - эти народы обожают шоу и до сих пор любят и помнят наш цирк. И теперь нам снова есть что показать, чем удивить и порадовать. А значит, пришло время.

Российский цирк - известный в мире бренд. Наша цепочка, ее 42 звена, охватывает всю страну - от Калининграда до Хабаровска, а это 10 миллионов зрителей ежегодно

Алексей Перепелкин

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru