Вернуться к обычному виду

Российский цирк интересен своей самобытностью

ПРЕССА

26 февраля 2010 «Радио России»

Российский цирк интересен своей самобытностью

Генеральный директор Росгосцирка А.Д.Калмыков   В конце декабря 2009 года прежний руководитель Росгосцирка Мстислав Запашный покинул свой пост. О российском цирке, его проблемах и путях развития мы поговорим сегодня с гостем в студии, новым руководителем Российской государственной цирковой компании (Росгосцирком), народным артистом РФ Александром Дмитриевичем Калмыковым.

У микрофона – ведущий Игорь Гмыза.
  

   – Вы были заместителем прежнего директора Росгосцирка, поэтому вполне представляете положение дел. Двух месяцев вам хватило, чтобы окончательно для себя утратить все иллюзии?

   А. Калмыков считает, что все иллюзии он утратил значительно раньше. Потому что до этого назначения он многие годы работал художественным руководителем компании. Но то, что приходится ему испытывать в последнее время, связано, прежде всего, с желанием сделать что-то новое и сделать достаточно быстро, в революционно срочном порядке. Росгосцирк оказался в такой ситуации, когда пройден первый этап реформы, в результате чего образовалась единая генеральная дирекция и 78 филиалов. Сегодня на очереди второй этап реформы – этап создания нового вида циркового искусства, новых взаимоотношений между цирками и введения рыночных инструментов.

   – Почему требуется "революционный" путь? Эволюционным методом этого сделать нельзя?

   Гость в студии понимает, что эволюционный путь всегда предпочтительнее, но, как ему кажется, лично у него и у артистов нет возможности ждать ещё десятилетия. А революционность заключается в том, что реформы цирка давно назрели, они пришли давно и в Россию, и в культуру. И цирку нужно просто открыть для них двери. Проводящаяся в цирке реформа подразумевает, прежде всего, предоставление цирковым артистам возможности самим зарабатывать деньги, самим продюсировать собственные спектакли, вмешиваться в процесс реализации билетов, создавать собственную рекламу (что давно уже есть на Западе), иметь в собственных программах продюсеров.

   В имущественном отношении… В настоящее время работает рабочая комиссия Министерства культуры. От неё требуется узаконить имущественное состояние, потому что многие считают, что если федеральное имущество на местах сделать частично региональным, то тогда очень многие губернаторы начнут помогать законным образом циркам, красить их, приводить в порядок площади, помогать экономически и т.п.

Генеральный директор Росгосцирка А.Д.Калмыков

   Такая идея существуют, она рассматривается, но, к сожалению, когда стали более глубоко вникать в предмет, стало ясно, что регионов-доноров в России не так уж и много. К тому же, их количество уменьшается. А дотационные регионы, получая дотации для решения собственных проблем, зачастую не могут отремонтировать ни школу, ни улицу. Для них цирк, которая не является нефтяной компанией, – это предприятие, бесспорно нужное для воспитания жителей и всего другого, но которое станет обузой для региона. Министерство имущества колеблется: если дотационному региону нужно будет отправлять деньги на развитие цирка, то, может быть, их лучше направлять напрямую самому цирку – на ремонт здания, внедрение новых компьютерных систем света и звука, создание комфортных условий для представления программы.

   Имущественная проблема является проблемой номер один для Росгосцирка. Практически все здания требуют капитального ремонта или реконструкции.

   Вторая главная проблема. Цирку необходимо, пускай не за счёт бешеных денежных вливаний, а с помощью креатива, поиска новых современных людей, которые смогут изменить подачу циркового искусства, создать новое, нескучное цирковое представление.

   – Это ведь тоже связано с экономическими вопросами?

   Как правило, согласился А. Калмыков, да. Невозможно без денег что-то сделать. Но, с другой стороны, можно делать не так дорого, как, например, делает спектакли канадский цирк "Cirque du Soleil". Последний его спектакль, который привозился в Россию, стоил 56 млн долларов, а предпоследний спектакль – почти 600 млн долларов. Росгосцирк не представляет, когда наступит в России то время, когда можно будет тратить на постановку циркового представления 600 млн долларов, и даже не рассчитывает на это.

   – Во что обходится неплохой цирковой спектакль в России?

   А. Калмыков сказал, что его коллега Максим Юрьевич Никулин недавно называл эту цифру. Чтобы создать новый спектакль, красивый, одетый, в Московском цирке на Цветном бульваре, требуется 200 тысяч евро (примерно 300 тысяч долларов). Этих денег будет достаточно. Но на какие-то сумасшедшие спецэффекты, на инновационные технологические разработки не хватит. И тут стоить помнить, что в России всегда действовал принцип не соревноваться деньгами. Гость в студии не хочет этим сказать, что в стране должны производиться "нищие" спектакли, они должны быть интересными, и такие идеи есть.

   – А есть ли свой собственный путь у российского цирка? Россия ведь очень часто грешит тем, что пытается подражать, копировать, брать за образцы удачные зарубежные варианты. Русский цирк должен идти по своему пути развития? Или процессы глобализации не минули и его?

   По словам А. Калмыкова, цирк изначально – это искусство не то, что не национальное, а скорее интернациональное, потому что оно понятно на всех языках. И каждый жанр циркового искусства испытывает влияния. Например, на иллюзию, на манипуляцию, на эквилибр оказывается тысячелетнее влияние китайского цирка. На клоунов, джокеров, жонглёров – постоянное влияние французского цирка. Самобытность русского циркового искусства идёт от скоморохов. Это акробатика, сатирическая клоунада, которой сейчас, к сожалению, нет, дрессура животных. Российский цирк интересен именно этим.

Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы.

Аудио запись беседы с А. Калмыковым в программе "Особоемнение" (2010/02/2614:32)

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru