Вернуться к обычному виду

Как приручить тигра

Цирк — удивительное место, где чувствуешь себя ребенком. Здесь каждое представление похоже на путешествие в неизведанное, обещающее интересные открытия, новые встречи…

С 5 июня Тюменский цирк предлагает юным горожанам и их родителям побывать в «Колизее», манящем своими загадками. В новой программе — всего вдосталь: веселых шуток, акробатических трюков, интересных номеров. Зрителей позабавят клоуны Сергей Митрофанов и заслуженный артист России Вячеслав Дурдинов, дрессированные верблюды Ирины Володиной, собаки и обезьяны, питомцы Ольги Ван Ю Ли…

Ван Ю Ли — известная в России цирковая династия. В 1916 году ее основатель, Тинсан, приехал в нашу страну в составе китайской цирковой труппы. Он остался в России, воевал в интербригаде Якира, был награжден орденом боевого Красного Знамени. После революции создал свой коллектив, который был включен в состав Госцирка… Ольга Ван Ю Ли начала выступать в аттракционе отца, верхней на першах (шесты различной длины). На 10-метровой высоте актриса исполняла сложные трюки. Позже занялась дрессировкой собак и обезьян. В 2009 году была отмечена дипломом 2-й степени на III Всероссийском фестивале-конкурсе «Принцесса цирка».

Изюминка программы — уникальный аттракцион дрессировщиков Широкаловых «Колизей». Это увлекательное театрализованное действо — с сюжетом и яркими декорациями. На подготовку номера дрессировщикам потребовалось несколько лет. Аттракцион Натальи и Андрея Широкаловых появился чуть больше года назад. Его уже оценили зрители в Туле, Москве, Саратове, Екатеринбурге, Перми. Теперь и у тюменцев появится такая возможность.

Нам удалось побывать на репетиции спектакля, пообщаться с именитыми дрессировщиками. Мохнатые артисты уже осваивают новое пространство — тюменскую арену. «Животным требуется несколько дней, чтобы привыкнуть к обстановке», — уточняет Андрей Широкалов.

…Диплом дрессировщика не получишь в вузе, не освоишь азов, прочитав учебники. Этой непростой профессии учатся с рождения. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Широкаловы — исключение из правила. Наталья в прошлом — воздушная гимнастка. Сам Андрей когда-то был банковским служащим. Животных любил, на расстоянии. Пока однажды не выкупил у уличного фотографа измученного тигренка. Когда хищник подрос, его нужно было отдавать — в цирк или зоопарк. Но… Помните, как у Экзюпери: «мы в ответе за тех, кого приручили». Андрей не предал друга — решился на смелый шаг. Он пришел в цирк. Здесь встретил свою половинку — и... «Все завертелось само собой», — поясняет.

Широкаловы прославились своим уникальным аттракционом. Он получил Гран-при на IV Всемирном фестивале циркового искусства. В основе спектакля — рассказ Ирины Запашной. Знаменитая дрессировщица написала романтичную историю о том, как молодой человек встретил на развалинах старого замка женщину-пантеру… Аттракцион вначале так и назывался — «Развалины старого замка». Позже его переименовали в «Колизей».

Самый захватывающий момент представления — «полет» пантеры под куполом. Она цепляется за качающийся шест, который взмывает ввысь на несколько секунд.

— Есть ли какая-то страховка для животного? — уточняю у дрессировщика.

— Никакой страховки, — отвечает. — Пантера держится за шест «мертвой хваткой»… Она делает то, что нравится. Ей нравится «летать». Мы просто присматриваемся к животным. Кстати, они рождены в неволе. Тигры, пантеры появились в цирке. Леопарда взяли в зоопарке. Из дикой природы хищники в цирк не попадают!.. Наши «кошки» все разные, трюки подбираем индивидуально. В этом и заключается мастерство дрессировщика — разглядеть особенности своих подопечных, которые можно использовать в представлении. Если просто гонять тигров по манежу — зрителей не заинтересуешь. Публику привлекает действо. Потому мы и занимаемся хореографией, делаем постановки, используя всевозможные световые, звуковые эффекты, придумываем трюки.

— Сегодня дрессура — скорее наука, нежели укрощение животных, — поясняет собеседник. — Видите, с чем репетируем?! Это обычный конский хлыст. А лет 50 назад дрессировщики страховались вилами, пистолетами, огнем…

— Как справляетесь с банальным страхом?

— Его нет. Есть чувство самосохранения, — парирует вопрос Андрей Широкалов. — Невозможно работать, находясь в страхе. Если дрессировщик начинает бояться своих животных, ему приходится расстаться с профессией.

Пока беседуем, Наталья занимается с начинающей «актрисой». Тигрице еще нет и года, она делает первые шаги на арене, заметно волнуясь и капризничая.

— Первые месяцы котята остаются с матерью, — поясняет дрессировщик. — Исполняется год — выводим на манеж, начинаем репетиции. Ежедневно повторяя то, чему научились. На общение с животными тратим почти весь день. Не бывает так: 20 минут позанимался — и свободен… Звери требуют постоянного общения. У нас нет таких привычных для многих понятий, как отпуск, выходной, рабочий день. Цирк — это образ жизни. Здесь работаем, отдыхаем… Артистов цирка называют «белыми цыганами». Мы постоянно в разъездах. В этом и есть самая большая сложность профессии.

Любовь Киселёва


Рейтинг@Mail.ru