Вернуться к обычному виду

Немаленькие звезды цирка

Женщина входит в небольшой деревянный ящик, установленный вертикально. Так, что верхняя часть тела в роскошном платье остается за закрывшейся дверцей черного ящика. Только нижняя часть длинного платья, скрывающая ноги, остается видна зрителям.

Так начинается иллюзия в цирке лилипутов. Иллюзионист безжалостно втыкает в ящик длинные мечи, которые проходят его насквозь. И его ассистентку, видимо, тоже. Но не это удивляет публику больше всего. Когда запас мечей исчерпан и экзекуция закончена, иллюзионист аккуратно приподнимает нижнюю часть платья, в которое была одета ассистентка, но вместо ног зрители видят лишь пустоту. Женщина, кажется, бесследно исчезла…

Семейное искусство…

Разумеется, в конце номера все встает на свои места. Жертв нет, ассистентка вернулась на арену, зрители в восторге. Цирк лилипутов начал свои гастроли в Кемерове. Корреспондент «МК в Кузбассе» попросил рассказать о том, чем отличается цирк лилипутов от всех остальных цирковых проектов руководителя программы «Сияние маленьких звезд» Майю Рычанову:

- Изначально программа строилась на принципе гармоничности. Думаю, сегодня именно ее можно считать классической цирковой. Дело в том, что многие артисты в погоне за зрителем, его вниманием делают не цирк, а шоу. Мы же стараемся делать тот самый цирк, который можно считать традиционным.
Неслучайно поэтому, когда многие зрители подходят к нашим артистам после выступления и благодарят. Мол, наконец-то мы увидели настоящий цирк. А что это такое? Независимо от конкретных номеров – это в первую очередь желание не создать ненужный блеск, шум, а показать возможности человека, возможности цирковых артистов.

А шоу? Это тоже, конечно, хорошо, востребовано. Но ведь согласитесь, что сегодня современный человек ходит и на концерты эстрадных звезд, где много музыки, шума, костюмов ярких, лазерных шоу. Ходит в ночной клуб – и там то же самое. А если зритель приходит в цирк – он видит там то же самое. Зачем же тогда идти в цирк?

Ведь наше искусство – это не представление для детей, для мужчин, для женщин. Это искусство для всей семьи. А значит, и смотреть, и понимать его должны все, и быть интересным оно должно быть для всех.

Фальшивобилетчики…

- На премьере в Кемерове зал был почти полным. А как вас встречают в других городах, других странах?

- Что меня всегда удивляет, так это то, что почему-то в других странах прием публики гораздо… что ли ажиотажнее. Нет, грех жаловаться и на российского зрителя: аншлаги на наши представления - достаточно частое явление. Но то, что творится даже в странах ближнего зарубежья, не может не удивлять. Не раз мне доводилось видеть, как желающие попасть в цирк спрашивали билеты еще на улице. Вот недавно, например, вернулись из Казахстана. Были там в Алма-Аты, Астане, Караганде. Везде встречали настолько тепло, столько было желающих попасть на наши представления… Залы были заполнены до отказа, зрители сидели даже на ступеньках. И что самое неожиданное. Стало известно, что после того, как кончились все билеты, нашлись какие-то мошенники, которые стали печатать фальшивые. Согласитесь, это о многом говорит.

А за все время работы где только не пришлось побывать. Всю Европу, например, объездили. И подобная ситуация, как в Казахстане – по сути, дело привычное. Что немудрено. Ведь наш цирк лилипутов – единственный в мире. И показать «Сияние маленьких звезд» можем только мы.

И еще раз о российском зрителе. Интерес к нам в стране, безусловно, велик. Но, видимо, далеко не каждый россиянин может позволить себе сходить в цирк, купив билет на представление, ведь доходы у каждого разные. Знаете, бывает очень грустно, когда стоят родители перед выходом из цирка. Я иду мимо и спрашиваю: вы что тут делаете? Оказывается, люди привели своих детишек, чтобы они могли увидеть наше искусство, а на то, чтобы самим сходить вмести с детьми, - денег не хватает. Ну что ж… Пусть хоть дети смотрят. Ведь тот положительный заряд, который дают наши выступления, очень важен для них. Родители часто говорят, что даже малыши, вернувшись из цирка, пытаются повторять вслед за нашими артистами какие-то номера. По-моему, это здорово!

В цирк принимают с 16 лет

- В вашей программе представлены практически все цирковые жанры. Даже жанр иллюзии, который часто вообще выделяется в отдельную программу. Это принцип вашей работы или способ заинтересовать максимальное количество зрителей?

- Разумеется, показать как можно больше во время представления – это всегда хорошо. Кому-то нравятся гимнасты, кому-то - дрессура, кому-то – клоуны. И для зрителей, и для артистов всегда лучше, когда номера, объединенные в одной программе, представляют максимально широкий спектр циркового искусства.

А это, кстати, удается делать все сложнее и сложнее. Дело в том, что наши артисты, как и все люди, с годами становятся старше. А потому им приходится переходить из одного номера в другой. Например, одна из наших артисток, когда у нее начались проблемы со спиной, вынуждена была прекратить работать в «каучуке» (или «женщина-змея», демонстрирующая поразительную гибкость своего тела. – Прим. ред.) и уйти в иллюзию.

А с новыми артистами у нас проблемы – их катастрофически не хватает. Мы всегда рады, когда к нам приходит новый человек. Было бы желание, а применение мы ему найдем. Сначала так называемый курс молодого бойца – общая физическая подготовка, а дальше видно будет. К чему больше способностей, тем и займется. Например, один из новых наших артистов, который у нас в программе два года. Мы увидели его выступление на телевидении - на первом канале. А потом пригласили к себе.

Причем кадры в нашу программу мы подбираем по всей стране. Поэтому совершенно серьезно хочу сказать: если в Кузбассе есть люди невысокого роста, которые хотят и могут выступать в цирке, – приглашаю к нам. Начиная от 16 лет и до 21 года.

- Цирк традиционно ассоциируется с яркими номерами, с громкой музыкой, с поражающими воображение трюками. Но ведь это так называемая парадная часть жизни цирковых артистов. Наверняка в реальной жизни проблем хватает?

- Ну… Наверное. Как и у всех. Я уже говорила о кадровой проблеме. Плюс к этому общие для всех артистов цирка проблемы. Это и постоянные переезды, и тяжелый труд, и зарплата, размеры которой далеко не всегда устраивают. Вообще, если говорить о нашей профессии, то отличительным моментом от, например, артистов эстрады, является то, что мы, артисты цирка, вкладываем не только всю душу, но и собственные финансовые средства в постановку тех же номеров. Знаете, как бывает. Костюм истрепался, обувь протерлась, «камни» (сценические украшения. – Прим. ред.) новые нужны. Где все это брать? Конечно, можно обратиться в Росцирк. Написать много бумаг, тебя включат в финансирование, например, на следующий год. И что?
Выйти к зрителю на очередном представлении и сказать, что пока костюма нет, так что выступаю без него. Разумеется, нет. Вот и приходится нам покупать чуть ли не все за собственные деньги. А пара обуви, в которой выходит артист на арену, стоит от 3,5 тысячи рублей. А костюм – от полутора тысяч евро. Даже сценический грим покупаем сами. И тем не менее не это главное. Главное, что все наши артисты искренне любят то дело, которым занимаются, отдают ему все свои физические и душевные силы. И это залог успеха нашего цирка.

Справка «МК»:

Слово «лилипут» ввёл в обиход писатель Дж. Свифт, назвав так людей очень маленького роста в своей книге «Путешествия Гулливера». Маленькие люди, рост которых остановился в детском возрасте, издавна встречались в цирковых балаганах, но внимание зрителей акцентировалось на их внешней необычности. Использовали эту диковинку и иллюзионисты, вводя лилипутов ассистентами в свои номера. В пантомиме С. Чинизелли «Четыре ступени» (Санкт-Петербург, 1892) лилипуты впервые выступали как артисты, исполняя роли гномов. В 1927 году артисты театра и эстрады Александра Корнелли и Михаил Качуринер встретили группу артистов-лилипутов и решили создать творческий коллектив, объявив конкурс по всей стране.

Поначалу в ансамбле выступали лишь 4 исполнителя. Они играли музыкальные пародии, сценки, скетчи. Затем пришла талантливая молодёжь, в т.ч. Виктор Волжин (Сивохо) и Мария Вержбицкая, ставшие впоследствии звёздами ансамбля. В 1931 был выпущен первый спектакль - «Синяя блуза». В 1933 в коллектив пришёл композитор, дирижёр и педагог Самсон Гальперин, который создал джаз-оркестр.

Событием в творческой жизни коллектива стала программа «Киноджаз» (1934 год) - пародии на популярных зарубежных кинозвёзд. Для подготовки артистов была создана творческая мастерская; опытные музыканты, балетмейстеры, педагоги обучали молодёжь. В 1935 «Музыкально-эксцентрический аттракцион лилипутов» был приглашён в систему Главного управления госцирками.

В истории цирка лилипутов были созданы постановки: «Чудеса в решете» (1939), «Штраусиана» (1942), «Миниатюры в миниатюре» (1946), «Ночь волшебных сновидений» (1952), «Перепутанные страницы» (1956), «С большой любовью к вам» (1972), «Добрый вечер, Гулливеры» (1977), «Планета радости» (1981) и многие другие. И вот теперь современная программа «Сияние маленьких звезд».


Рейтинг@Mail.ru