Вернуться к обычному виду

Парад-алле в бархатный сезон

ПРЕССА

22 сентября 2010 Газета "Культура"

Парад-алле в бархатный сезон

   В Сочи прошел детский цирковой фестиваль

Юные “Амазонки”
Юные “Амазонки”

      Орлята учатся летать
    С 5 по 10 сентября в Сочинском государственном цирке проходил Третий Международный фестиваль детских цирковых коллективов “Цирковой Олимп”-2010. Генеральный директор Росгосцирка народный артист России Александр Калмыков – один из тех, кто стоял у истоков этого смотра, отозвался о фестивале как о главном из проходящих в России конкурсов циркового искусства, собравшем лучшие номера “народного цирка” со всей страны. Фестиваль “Цирковой Олимп” стал международным с этого года – к юным российским конкурсантам присоединились участники из Украины, Беларуси и Италии. Всего он собрал около 160 участников, некоторые приехали на конкурс не в первый раз. Организаторами фестиваля выступили Министерство культуры РФ, Российская государственная цирковая компания и сам Сочинский государственный цирк.

   Сейчас Сочинский цирк готовится к первой за сорок лет своего существования реконструкции, которая должна завершиться к Олимпиаде-2014. Подробности проекта реконструкции директор цирка Аркадий Погосов предпочитает держать в секрете от широкой публики, пока тот окончательно не утвержден.

Рассказал он лишь о том, что новое здание цирка должно стать более функциональным, и что изменения затронут его крышу: “Крыша будет из солнечных панелей. Солнце в Сочи – 300 дней в году, а электричество у нас не очень дешевое. Можно было бы воспользоваться альтернативной энергией”.

Велосипедисты на манеже в Сочи.
Велосипедисты на манеже в Сочи.

   Все члены жюри, видевшие предыдущие фестивали, считают, что с каждым годом “Цирковой Олимп” становится все лучше, и не только потому, что номера становятся интереснее и сложнее. Председатель жюри, директор Екатеринбургского цирка, народный артист России Анатолий Марчевский отметил, что на этот раз был достигнут “синтез музыки, света, костюма и трюка, в котором и есть суть циркового искусства”. Номера сопровождала самая разнообразная музыка – от русской народной до рок-н-ролла, но при этом различные элементы каждого номера сочетались очень органично.

   У третьего фестиваля было еще одно серьезное отличие от предыдущих: раньше дети все номера исполняли только на полу манежа. На этот раз из 37 номеров официальной программы 12 – почти каждый третий – исполнялись под самым куполом цирка. И хотя впечатление на зрителей производил практически каждый участник, больше всего завораживали их, пожалуй, воздушные гимнасты. Именно воздушная гимнастка Олеся Южанина из Екатеринбурга с номером “Орлята учатся летать” получила один из золотых призов фестиваля.

   Золотого приза был удостоен коллектив “Маугли” из Вологды с номером “Скакалки”. С похожим номером выступал “Аншлаг” из Нижнего Тагила, причем фаворитами, на первый взгляд, казались именно они. И все же “Аншлаг” получил лишь бронзу. Анатолий Марчевский объяснил это так: “По трюкам Нижний Тагил, может, и был посильнее. Но мы не в спорте, поэтому все решают не только трюки, но и режиссерская работа, и энергетика. Весь “Аншлаг” выступает в одном образе. А в номере “Маугли” участвуют 13 человек, и каждый участник – это свой образ, который отыгрывается на протяжении всего номера. А энергетика у них сумасшедшая”. Наконец, третью золотую медаль получили Юлия и Анастасия Истомины из Перми с парным эквилибром “Время”.

“Цирковой Олимп”-2010
“Цирковой Олимп”-2010

   Всего участники фестиваля завоевали три золотые, три серебряные, три бронзовые награды и около десяти специальных призов.

   Художественный руководитель фестиваля, главный режиссер Росгосцирка, народный артист СССР Вилен Головко убежден, что фестиваль пойдет детям на пользу вне зависимости от того, свяжут ли они с цирком свое будущее: “Даже если кто-то из них не станет артистом, то, я уверен, он вырастет прекрасным человеком. Цирк воспитывает, учит дисциплине, труду и жизни без фальши”.

Анатоли Марчевский согласен и с тем, что “Цирковой Олимп” – “кузница кадров” циркового сообщества, и с тем, что нравственными людьми станут все участники этого фестиваля. Но для него “Цирковой Олимп” – еще и повод задуматься о более глобальных проблемах: “Государство должно понять, что культура – механизм воспитания людей, а не шоу-бизнес, который должен сам себе зарабатывать, чтобы выжить. Когда на культуру будут выделяться деньги, а не повышаться налоги, можно будет сделать ее доступной, снизив цены на билеты. А значит, можно хоть как-то защитить детей от суррогата, льющегося с телеэкранов. Цирку в воспитании детей уделяем особую роль, потому что это самое позитивное и самое семейное из искусств.

“Цирковой Олимп”-2010
“Цирковой Олимп”-2010

   Конечно, одного Фестиваля “Цирковой Олимп”-2010 недостаточно, чтобы заставить государство пересмотреть свой взгляд на цирк. Все, кому дорого цирковое искусство – самое демократичное и любимое народом, должны звонить во все колокола. И поэтому символично, что призы победителям фестиваля были выполнены в форме колокольчика.

      Бизнес под куполом

   10 сентября в концертном зале московского гостиничного комплекса “Измайлово” Цирк танцующих фонтанов “Аквамарин” представил на суд публики цирковой спектакль “Небо под куполом. Сказка о цирке и любви”.

   В программе были звезды “Аквамарина” со своими лучшими номерами, а также совершенно новые работы артистов. Задумка режиссера воплощалась на сцене. Две стаи голубей, кружась, завели механизм волшебной музыкальной шкатулки. Брошенный иллюзионистом Кио платок превратился в героиню спектакля, и перед зрителем ожили красивые и смешные истории из жизни удивительного клоуна Бо. Бо умеет зажигать звезды и дарить людям искорки счастья и доброты, а фотографии в его альбоме оживают и превращаются в цирковых артистов. Они и рассказали историю, наполненную счастливыми воспоминаниями о дружбе и любви.

   Вероятно, не стоит быть излишне взыскательным к премьерному спектаклю. В конце концов, шероховатости уйдут. Важнее другое. “Аквамарин” попытался устроить в “Измайлово” нечто большее, чем цирк в чистом виде. Зрителям был представлен современный продукт. И не только на сцене. В фойе каждый мог получить бесплатное фото и бесплатное мороженое. Естественно, что сфотографироваться хочется не раз и не два, а обычное сливочное за 50 дополнительных рублей превратить в шоколадное эскимо. Хитрости, как говорится, маркетинга. Но это значительно отличается от пошловатых китайских сувениров, которые привычно распространяют коллеги “Аквамарина” по цеху.

   Что же до уровня спектакля… Глуповато сравнивать его качество с уровнем знаменитого канадского франчайзинга “Цирк дю Солей”. Так же наивно будет выглядеть сравнение лас-вегасовских “Биладжо” и “АйЭмДжиГранд” с измайловской “АБВГДейкой”. Но, как принято говорить, с чего-то надо начинать. И, объективно говоря, для начала уровень “Неба под куполом” более чем достойный.

Дмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ
Фото автора
Михаил АНДРЕЕВ

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru