Вернуться к обычному виду

Синтез искусств на "Ярмарке идей"

ПРЕССА

16 сентября 2010 «Голос России»

Синтез искусств на "Ярмарке идей"

Соинициатор «Ярмарки идей», глава «Росгосцирка» Александр Калмыков
Соинициатор «Ярмарки идей», глава «Росгосцирка» Александр Калмыков

   Зрители Всемирного фестиваля в Санкт-Петербурге увидят все грани циркового искусства: от китайского авангарда до европейской классики

    Авангардный цирк... Словосочетание весьма актуальное для открывшегося в Санкт-Петербурге 1-го Всемирного фестиваля цирковой режиссуры «Ярмарка идей». Он пройдет в северной столице с 16 по 21 сентября с участием цирковых ансамблей из России, США, Канады, Франции, Германии, Аргентины и Китая.

От китайского авангарда до классики старинных европейских цирковых школ смогут увидеть зрители нового смотра, заявленного организаторами как фестиваль личностей и художников.

«Одна из его задач, - считает соинициатор «Ярмарки идей», глава «Росгосцирка» Александр Калмыков, - показать публике, насколько цирк серьезное и глубокое искусство. И, как и всякое искусство, оно нуждается в обновлении, в рождении новых форм. Никто не спорит, классический цирк нужно сохранять как «музейную ценность», но в цирковое искусство должна вливаться новая волна», - убежден Александр Калмыков.

Профессия циркового режиссера особая. Он должен быть и хореографом, и театральным режиссером, и пластическим, и, конечно, должен знать историю мировой культуры. Именно поэтому оценить свежесть идей пригласили сторонних наблюдателей.

Так, в жюри вошли оперная певица Ирина Богачева, писатель Даниил Гранин, певец Эдуард Хиль, режиссер Борис Эйфман, художник и скульптор Михаил Шемякин. При таком составе любопытно как мнение каждого, так и суммарный взгляд, ведь цирк - это синтез искусств.

Пример такого синтеза - новая постановка знаменитой дрессировщицы Таисии Корниловой, ныне выступающей в качестве генерального продюсера и постановщика спектакля. Так совпало, что премьера ее программы «Тайна слонов-великанов», по мотивам произведения Шекспира «Сон в летнюю ночь», тоже состоится сегодня, но на черноморском побережье, в городе-курорте Сочи.

Шекспир и слоны, может, и не авангард, но тоже весьма любопытное сочетание. О том, как родилась такая идея, «Голосу России» рассказала ее автор Таисия Корнилова:

"На первый взгляд вроде бы бред - Шекспир и слоны. Но я очень люблю Шекспира и много раз перечитывала мое любимое произведение «Сон в летнюю ночь». Там есть такой персонаж - мальчик, который был похищен у индийского султана. Помните, Титания его балует, а Оберон, ревнивец, хочет забрать к себе. И тайну разгадать.

Я подумала, что этот мальчик мог бы быть принцем, наследником султана. Для его увеселения похитители могли прихватить и слонов - как игрушки. А у слонов есть тайна, недаром с давних времен на комоды ставят семь слоников, которые приносят счастье. А счастье, как известно, у людей ассоциируется с любовью. Вот именно эту тайну они и хранят".

Те, кто видел спектакль, называют Таисию Корнилову волшебницей, а спектакль - потрясающей феерией, отмечая и постановку в целом, и оригинальность вставных номеров. Таисия Корнилова с удовольствием разделяет успех со своими молодыми коллегами.

"Я не делаю все «от и до» сама, у меня большая творческая группа, - рассказала она. - Композитор Анна Соловьева написала прекрасную музыку и песни, танцевальные номера поставил выпускник «Фабрики звезд» Мигель, на нашем проекте он выступил как балетмейстер-хореограф. И режиссеров было много, но главным стал Александр Червоткин, который живет сейчас в США.

Естественно, я, как генеральный продюсер, как шеф-повар, все по-хозяйски проверяла, кое-что меняла, но прогрессивные мысли молодых получили свое воплощение. Считаю, что необходимо давать дорогу молодым. У них столько потрясающих идей!"

«Тайна слонов-великанов», скорее, не представление, а мюзикл: артисты в нем поют, а дрессировщики в образах Оберона и Титании ведут диалоги на шекспировском языке.

Вместе с тем, зрители испытывают ни с чем не сравнимый восторг, когда на арену одновременно выходят четыре слона! Пантеры, леопарды и пумы выступают без клеток. Лошади, борзые собаки, медведи... А вот обезьян, хоть история и с индийскими мотивами, нет: «Они слишком смешные для такого серьезного спектакля», - поясняет постановщица.
У спектакля уже есть гастрольные предложения из Франции и Японии. Ничего удивительного, ведь за последние 80 лет такого синтеза искусств в цирковом спектакле в мире не было. Именно на поиски жанровых и стилевых новаций и направлен фестиваль цирковой режиссуры «Ярмарка идей».

Ивашко Карина

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru