Вернуться к обычному виду

КОРОНА ЗА «ИГРУ СО ШЛЯПОЙ»

ПРЕССА

02 октября 2010 «ТВЕРСКАЯ, 13»

КОРОНА ЗА «ИГРУ СО ШЛЯПОЙ»

Мария Сарач   Это не первая награда молодой москвички. Ей вручали Серебряную корону фестиваля «Принцесса российского цирка» в Саратове в 2005 году, «бронзу» на Молодежном цирковом фестивале в Висбадене в 2008-м, в 2009-м в городе Латина (Италия) она удостоилась золотой награды в номере своего отца - народного артиста России Алексея Сарача «Эквилибристы рекордсмены с першами», в котором Мария была верхней и венчала рекордную композицию тройного баланса.

    - Мария из известной цирковой семьи: отец - народный артист России Алексей Сарач, мать - Татьяна Сарач, не менее популярная артистка. Окончила школу с золотой медалью, учится в Московском лингвистическом университете.
Вспоминается, как во время Международного московского фестиваля циркового искусства на Поклонной горе она переводила беседу корреспондентам «Тверской, 13» с известным немецким дрессировщиком тигров, который заметил: «Маша не только хорошо выступает на манеже, но и хорошо знает немецкий язык! У нее большое будущее».
Как в воду глядел. Теперь артистка - лауреат престижной премии.
- Мария, а понравилась тебе Япония? Многие артисты мечтают побывать в этой стране.
- Как таковую я ее и не видела. У нас было по три выступления в день, выходной - в день переезда. Мы выступали в пяти городах -Токио, Иокогама, Макухари, Фукая, Нагоя. Признаться, было нелегко. Скажу, что японский зритель весьма своеобразный, отличается от нашего - эмоционально сдержан, продолжительных оваций не слышишь, но вместе с тем как они искренне удивляются: охают и ахают всем залом, как дети затаивают дыхание на тот или иной трюк, словно переживают за тебя и проносят каждое твое движение через свои сердца…
- А чем ты покоряла японского зрителя?
- Моим номером - пластическим этюдом, который называется «Игра со шляпой». Но в Японии, в отличие от обычного выступления, я работала не на манеже, а перед манежем, рядом со зрителями, а это, признаюсь, нелегко. Мне было немного непривычно, потому что контакт со зрителями был другой, чем в центре манежа, когда есть определенная дистанция от публики.
- Обычные номера, чтобы читателю было понятно, это когда он существует долгие годы. Выступал с ним один артист, спустя годы выступает уже другой. У тебя номер свой. Насколько мне известно, ты выступаешь и в группе эквилибристов с першами, которой руководит твой отец - Алексей Сарач.
- О представлении, с которым выступает наша группа. Этот номер уникальный, новые элементы привнесены моим отцом, который больше 40 лет работает в жанре эквилибристики. Все трюки, которыми номер наполняется, авторские, до отца их никто не выполнял. Кстати, мои родители выступали в Японии шесть лет назад, но на этот раз они привезли номер, наполненный, я бы сказала, другим содержанием: новый состав партнеров, новая музыка, новые костюмы. Представляете, номер довольно-таки громоздкий - перши, железо, но папа постарался, чтобы номер смотрелся легко, красиво, динамично. Публика принимала наш номер живо, и как раз в самых захватывающих моментах падения першей, их переворачивания, в неожиданных переходах чувствовалось, как замирал и потом облегченно выдыхал зал…
- Мама тоже известная цирковая артистка…
- Мама тоже давно работает в цирке, они с папой встретились здесь и с тех пор вместе, во всем друг друга поддерживают. Долгое время мама исполняла свой коронный трюк - «зуб-ник» - на двойном перше, сейчас это делаю я, мама передала мне секреты своего мастерства.
- Мария, а сколько лет ты выступаешь на манеже?
- Немного, всего шесть лет. Но первый раз я вышла на манеж в тринадцать, в день шестидесятилетия папы, - это был подарок. Стараюсь постоянно находиться в поиске, а еще хотелось бы - в борьбе с самой собой, что значит для меня преодолеть собственные внутренние барьеры, я бы назвала это смыслом моего творчества - реализовать свои возможности. Не хочется останавливаться, зритель всегда должен ощущать новизну, ключевым в этом плане для меня служит высказывание великого мима и клоуна «с осенью в сердце» Леонида Енгибарова о том, что к зрителю нельзя прийти с пустыми глазами…
- Выходит, как все цирковые дети, с малых лет ты знала, что такое манеж.
- Может быть, у меня было не как у всех. Родители меня не заставляли и не принуждали выбирать профессию артиста цирка, я выбрала ее сама. Как это произошло, трудно сказать, просто в какой-то момент поняла, что, находясь в этой атмосфере с детства, я никогда от нее не уйду, ведь цирк - это мой дом, где я выросла, где постоянно репетировала.
- А как братья, они тоже стали цирковыми артистами?
- Петр, старший брат, тоже стал артистом. Раньше он работал в папином коллективе, в першах, потом сделал собственный номер - ручной эквилибр с интересной постановкой «Нотр Дам». А младший, Сергей, ему семнадцать, и он единственный в семье, который в цирк не пошел и не хочет быть артистом. Учится в МАТИ на факультете аэрокосмических конструкций и технологий.
- Мария, а как ты узнала, что тебя удостоили премии города Москвы?
- Об этой награде я узнала в Японии, на гастролях. Но, к сожалению, на официальное награждение в мэрию не попала, не успела. Мне вручал знак лауреата генеральный директор Росгосцирка Александр Калмыков. Хотела бы отметить большую помощь, которую мне оказали известный артист Эмиль Кио и известный режиссер Александр Дмитриевич Калмыков, оценившие мое творчество. Скажу откровенно: когда меня впервые выдвинули на премию Москвы, то комиссия посчитала, что я еще слишком молода. Но, как видите, корифеи циркового искусства убедили членов комиссии, что главное в творческой деятельности не возраст, а достижение, и за это я им благодарна.
- В цирке говорят, что у тебя уже есть одна золотая медаль…
- Да, есть. Я с отличием окончила московскую школу № 237. Как цирковому ребенку пришлось поездить по стране и учиться в разных городах, в разных школах, но окончила все же свою, родную, 237-ю школу Северо-Восточного округа Москвы, куда возвращалась каждый раз после гастролей.
- Говорят, ты училась во многих школах.
- Да, 52 школы… И это не предел, такой у нас образ жизни, и в этом своя романтика.
- Намерена ли учиться дальше?
- Учусь в Московском лингвистическом университете (МГЛУ), надеюсь стать переводчиком немецкого языка.
- Ты же хорошо знаешь немецкий, говоришь как на своем родном.
- Как говорится, нет предела совершенству. Разговорный уровень - это одно дело, а литературный уровень более высокий. Этому следует учиться. К тому же мы изучаем все аспекты, связанные с Германией, -культуру, историю, обычаи.
- Мария, а довелось
выступать в Германии? Кстати, в каких странах ты уже побывала?
Мария Сарач- В Японии со своим сольным номером выступала впервые. В этом году довелось побывать и в Германии, и в ЮАР. Еще не работая, была во многих странах с родителями. Самый главный путешественник в нашей семье папа -он объездил практически весь мир.
- А тебе хочется посмотреть на мир?
- Наверное, это желание - узнать наш большой мир, побывать в его разных уголках - кроется внутри каждого… Другое дело, что удается это не всем. Конечно, артистам везет, мы постоянно в дороге - распаковка и упаковка, поезд или самолет, но это своеобразие, в котором на первом плане не отдых, а работа - добраться до следующего города, другой страны, но всегда к одному и тому же - к нашим 13 метрам, небольшому кругу, похожему на земной шар…
- Кстати, о работе. Трудно «играть со шляпой?»
- В цирке все не просто. Но главное - быть в форме. Приходится репетировать ежедневно, чтобы все движения были четки, отточены, как рисунок. Моя первая композиция была несколько иной: в ней было развитие действия, некое освобождение от оболочек, символизирующее эволюцию жизни, соответствующими были и музыкальное оформление, и настроение номера. Теперь все видоизменилось: номер стал более динамичным и, я бы сказала, игровым - это взгляд, устремленный в зал, не внутрь себя, хорошее настроение, которое хочется дарить людям, улыбка… Но жизнь не стоит на месте. Моя мечта - создать новый номер, полнее выразить себя, попробовать новое, возможно, поэкспериментировать и отказаться от привычного, над чем планирую работать не одна, а с профессиональным режиссером.
- Как восприняли артисты твою награду?
- Все поздравили, желая успеха. А генеральный директор Росгосцирка Александр Дмитриевич Калмыков сказал: «Ждем новых достижений!» Так что предстоит думать о новом и идти вперед.

Виктор ДЖАНИБЕКЯН

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru