Вернуться к обычному виду

Завтра на манеже

ПРЕССА

16 апреля 2011г, "Тверская, 13"

Завтра на манеже

Александр Калмыков    Беседа с генеральным директором компании «Росгосцирк», народным артистом России, известным режиссёром Александром Калмыковым о перспективах отечественного циркового искусства

- Александр Дмитриевич, признаюсь, хочется расспросить вас о главном: скоро ли будет у нашего цирка новая «доктрина», а то в последнее время об этом только и говорят.

- Меняются времена, меняются экономические отношения. Так получилось, что страна изменилась, а в цирке все осталось по-старому. Вот и требуются перемены. Несомненно, скоро будет создана и новая концепция нашего дела. Тогда о ней мы и поговорим. Могу сказать только, что она должна стать экономически выгодной для государства и артистов и, конечно, работать на процветание циркового искусства, а не в ущерб ему. Наше достояние - это прежде всего продолжатели известных династий: Таисия Корнилова, братья Запашные, Николай Сквирский и другие. Важно, что сегодня они сами являются прокатчиками. За ними будущее. Подчеркиваю, эти звезды - главные артисты в программе, но они одновременно занимаются постановкой программы, рекламой, гастролями. Представить всю эту схему очень просто. Я называю ее «многослойный бутерброд»: государственный цирк, программа, реклама, прокат. Вкусно - когда всё вместе. Почему именно так? Потому что государство не может оплачивать труд все выше и выше только за счёт казны. А дополнительные - внебюджетные - средства необходимо заработать самим. Надо учесть, что здесь есть сложный момент - реализация билетов, которая характеризует жизнеспособность механизма. Ведь все мы уже давно живём в условиях рыночных отношений. Скажу о главном. Государственный цирк - это краеугольный камень системы. Его надо сохранять. На этот счёт нет иного мнения. Да, легко все разрушить, но строить-то нелегко. Два года вместе с ведущими нашими специалистами я работал над тем, как усовершенствовать хозяйственный механизм цирка в новых условиях. Легко написать на бумаге, гораздо труднее все это претворить в жизнь. Теперь о важнейшей проблеме. Нам надо сохранить цирк, а кому-то выгодно его разрушить, уничтожить под благовидными предлогами. Есть силы, преследующие свои меркантильные интересы. Их интересует только имущество, земля, здания, и они бы рады любым способом отлучить саму цирковую структуру от имущественного комплекса, а значит, от жизни. Мне их стратегия понятна. Сначала обещают, что помогут, потом пройдет время, станут вносить изменения, ущемляющие цирк. Им нужны салоны красоты, торговые центры, что-то еще рентабельное. Их цель - достижение прибыли любыми средствами. Но если подобное произойдет, то мы лишим детей, да и не только их, радости общения с цирковым искусством. Все, что было создано в течение жизни многих поколений, будет стёрто.

- Но о цирке говорят, что это искусство, которое воспитывает…

- Да, вдохновляет и воспитывает. Когда целая семья собирается в цирк, представляете, какое это событие! Я всегда говорю, что в России цирк - это народный праздник, который мы все так любим. Отсюда десять миллионов зрителей, ежегодно посещающих наш цирк. Здания цирков, построенные в 60 - 70-е годы, уже давно состарились. Про-граммы не всегда хорошо «одеты», потому что не всегда хватает на это средств. А люди все же в цирк ходят. Самый показательный пример, который я всегда привожу. Приезжают в регион страны звезды эстрады, дали два концерта - и все. А наша программа идет целый месяц! Почему? Ответ прост. Она востребована зрителями всех возрастов - дедушками, бабушками, детьми, молодежью.

- Какова все же, по-вашему, форма будущего российского цирка?

- Думаю, она понятна: на манежах идут различные программы - как государ-ственного, так и частного цирка. При этом удельный вес государственного адми-нистрирования должен уменьшаться. Поясню, почему. Как-то разговаривал с представителем немецкого цирка Буш, который говорил: «Саша! А если директору государственного цирка во Владивостоке надо дать два дополнительных представления, он должен будет звонить в Москву?» Я отвечаю: «Да, должен». Он смеется: «Вы сумасшедшие!» Это о том, что у директора должна быть свобода. Вот мы и подошли с вами к важному вопросу предпринимательства. И у нас в государ-ственной структуре должны быть какие-то ограничения и какие-то свободы. Тогда и приходит ситуация, когда уменьшается аппарат управления до самых необхо-димых параметров, не остается ничего лишнего. Бесспорно, сохраняется логистика, сегодня это так называемый отдел формирования. Кто-то должен умело управлять процессом, чтобы коллективы не съезжались в одном месте, не повторялись программы. Необходимо, чтобы кто-то занимался содержанием зданий, их ремонтом и реконструкцией. Чтобы умело решались вопросы рекламы, не местного звучания, а всей системы в целом. Вот, собственно, и есть то будущее, о котором мы говорим. Есть концепция, которую разработали в Министерстве культуры. Называется она так: «Реформи-рование циркового дела в России». Это намного шире, чем реформирование Росгосцирка, что вполне справедливо. Учитываются интересы цирков любой формы собственности. Пока у нас есть один частный цирк - цирк Юрия Никулина, построенный на государственные деньги и сданный в аренду на 49 лет. И такая форма, как видите, успешно существует. По новой концепции, Министерство культуры имеет право финансировать и частный цирк. По большому счёту в концепции распределяются все составляющие - как финансирование создания продукта (так буднично называются цирковые номера), так и его проката. Раньше мы даже не задумывались, как пойдет новый номер. Теперь уже будут вложены финансы и в дело проката. В новой концепции большое внимание уделяется социальной защите наших артистов. Учтено, что они рано уходят на пенсию, некоторые с инвалидностью. Рассчитана концепция до 2020 года, и я полагаю, что мы сумеем ее реализо-вать, поскольку базовые элементы у нас уже работают.

- Александр Дмитриевич, вы уже больше года возглавляете цирковую компанию? Вам повезло: вы возглавили её в период перемен. Что удалось сделать, а что нет?

- Буду краток, по существу. Чему я уделял первоочередное внимание? На простом языке это звучит так: ремонты в двух направлениях. Первый - это ремонт зданий, извечная проблема всех руководителей. Длинный, мучительный, дорого-стоящий. А второй, еще более трудный, - ремонт самого вида искусства. Один умудренный жизнью артист говорил о них так, сравнивая сложности: «Старый ма-газинчик и ботинки от фабрики «Скороход». Мне представлялось важным сначала отремонтировать этот магазинчик, создать новый, а потом выставить в нем модную, красивую обувь от известных фирм. Заняться делом серьезно, чтобы наши ботинки стали как итальянские и французские. Для себя я ставлю две задачи: максимум и минимум. Минимум - отремон-тировать здания. Сумма большая, но завтра, если не ремонтировать, она станет еще больше. В этом плане меня радует, что государство начинает нас слышать.

- А вторая задача?

- Для того чтобы ее решить, потребуется десять-пятнадцать лет. К сожалению, у меня не хватит времени. Нужны опытные, творческие люди. Я специально подбираю заместителей намного моложе себя, чтобы они смогли со временем осуществить эту задачу. Чтобы реформировать цирк по-настоящему, нужна целая жизнь. Если бы мы начали лет двадцать назад, то сегодня уже решили бы главное - создали новый современный цирк.

- Все больше приходится слышать о цирке «Дю Солей» - вот, мол, каков он!

- А вы знаете, что спектакли к нему пришли из России? Там все наше, больше половины артистов - наши. А в годы перестройки у нас просто не было денег, чтобы осуществить свои замыслы. Да, кое-что удавалось, но, к сожалению, не все. Сегодня мы намерены переломить ситуацию. Создаем два новых значимых спектакля. Один из них - «Руслан и Людмила». У нас уже был спектакль под этим названием, но это разные вещи. Создается спектакль, имеющий новое звучание, - мюзикл, его ставит народный артист России Виталий Воробьев. Все будет выг-лядеть как компьютерная игра. Скажу смело, спектакль должен быть необык-новенным. Но, как всегда, не хватает средств. Денег, правда, нам прибавили, но не на творческую часть.

- А второй спектакль?

- Талантливый режиссёр Екатерина Морозова как-то увидела выставку творче-ства великого Леонардо да Винчи и под впечатлением от его работ и мыслей ре-шила создать новый цирковой спектакль. А вы наверняка знаете, что да Винчи был изобретателем - еще в ХV веке! - вертолёта, самолёта, подводной лодки, дельтаплана и другой техники, поразившей человечество. Морозова решила оформить идею в необычном ключе - перед нами предстанут идеи прошлого в будущем веке. Поразительно красиво! Готовятся у нас и два необычных аттракциона. Это аттракционы будущего, на их базе можно создать интересные спектакли.

- Александр Дмитриевич, откроете нам их тайну?

- Это аттракционы в жанре воздушной акробатики. Поверьте мне, опытному режиссеру, это стоящие вещи, я бы сказал, значимые. Аттракцион «Индустриан» создает Виль Головко-младший. Виль Головко по-ясняет мне свои поиски: «Устал от однообразных полетов: мужчины в белом трико, из номера в номер переходит одна и та же картина». По его замыслу под куполом будут просто чудеса. Такие головокружительные полеты… А Владимир Довейко покажет не менее удивительный аттракцион - «Мил-лениум» - четыре качели под куполом цирка. Это и так смотрится феноменально, когда на высоте создается такой рисунок, а тут еще у них отточенные трюки.

- А что нового готовится в номерах?

- Хочу пригласить для сотрудничества молодых театральных режиссеров, которые тяготеют к творчеству, соприкасающемуся с цирковым искусством. В номер Александра Захарова мы пригласили спортсменов из Кении. Меня спрашивают, почему именно их? Отвечаю: во-первых, они не гонятся за деньгами, а работают; во-вторых, работают профессионально. Отбирая спортсменов, мы провели несколько кастингов - претендентов было немало.

- Не удивляйтесь моему вопросу, почему именно из Кении?

- В этой стране развиты определенные традиции физкультуры (кстати, многие чемпионы мира по бегу на длинные дистанции - кенийцы). Скажете, необычно? Но цирк тем и интересен.

- А как же привлечь к проблемам цирка чиновников?

- Стараюсь наладить контакты и с ними. Посетил семнадцать губернаторов, чтобы заинтересовать их в совместном сотрудничестве. Заинтересовал. Гу-бернаторы высказали свою точку зрения, и теперь Министерство культуры обе-щает выделить в течение пяти лет на мероприятия в регионах дополнительные средства. Кстати, поддержал наши предложения и министр регионов Виктор Басаргин. С теми же вопросами мы пришли к заместителю премьер-министра правительства России Жукову…

- Согласитесь, что вы много сделали за один год…

- Я целый год поднимал «спящих» на благие дела. Стучался в двери, ходил по кабинетам, беседовал с людьми. Призывал реконструировать цирковое дело, вернуться к славным его традициям. Рад, что меня услышали. Но есть еще одна проблема, которая у нас не решалась, - невысокая зарплата артистов. Это уже отдельная тема разговора, но скажу, что проблема решается. Сегодня у нас минимальная зарплата 15 тысяч рублей, в ближайший год станет выше, и тогда нам не стыдно будет приглашать на работу молодые таланты, чтобы они посвятили свою жизнь манежу.

- Во сколько же повысится зарплата артистам цирка?

- В два - два с половиной раза.

- Откуда вы станете черпать новые суммы?

- От сборов от успешных номеров. Раньше прокатчики и постановщики тратили деньги в первую очередь на все, кроме повышения зарплаты артистам. Теперь все иначе. Есть успех - платите исполнителям. Конечно, новшество понравилось не всем прокатчикам, но жизнь показала, что если артист заинтересован в работе, с ним можно достигнуть новых успехов, в том числе и коммерческих.

- Так что у нашего цирка, как я понимаю, большие перспективы.

- Нисколько не сомневаюсь. У нашего цирка славные традиции, которые мы обязаны умножать. Этим мы и занимаемся.

Виктор Джанибекян

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru