Вернуться к обычному виду

Укротитель Металла

ПРЕССА

14 июля 2011 г., "Тверская, 13"

Укротитель Металла

Народный артист СССР Степан Исаакян-Серебряков    Наверное, верно утверждение, что талантливые люди талантливы во всем. Так и в нашем случае. Народный артист СССР Степан Исаакян-Серебряков покорил мир своей дрессурой, выступая с экзотическими животными. До этого он объездил всю страну, выступая в вертикальных гонках на мотоцикле. Написал книгу. Для этого, согласитесь, тоже надо иметь талант. А потом неожиданно было сделано еще одно открытие: он превосходный чеканщик. Побывав у него в гостях, мы увидели удивительные работы на металле. Оказывается, известные всему миру музеи предлагали выкупить у него некоторые произведения, но он устоял от предложений… «Превратить медь в чистое золото искусства мечтает каждый мастер», - говорит Степан ИСААКЯН.

- Выходит, кроме дрессуры у вас есть еще одна страсть…

- Полжизни я отдал цирку, - признается Исаакян. - Приятно,что мой аттракцион экзотических животных - бегемотов, шим-панзе, крокодилов, питонов и удавов, антилоп и зебр, попугаев и цапель - до сих пор помнят зрители. Могу уверенно сказать, что любовь и терпение, строгость и настойчивость, необходимые дрессировщику, столь же необходимы и чеканщику. Абсолютно разные профессии родственны друг другу…

- А как все начиналось?

- Весьма неожиданно. Так часто бывает в жизни. Однажды я увидел мастера за работой и обомлел. На тонком медном листе передо мной был портрет Майи Плисецкой. Она тогда выступала в Тбилиси, и мастер решил сделать ей подарок. Звали чеканщика Евгений Гагуа, по основной профессии тренер по легкой атлетике. Он показал, как надо заниматься чеканкой. Много мне дала встреча с Акопом Пилипосяном, который приехал в Ереван из Болгарии. Акоп владел секретами старинных мастеров, о нем говорили: корифей. Он показал мне лист, в два раза превышающий металл кузова легкового автомобиля. «Неужели на этом листе можно выбить мелкие узоры?» спросил я. «Ты будешь делать так, как делали в старину». Месяц он посвящал меня в тонкости ремесла, показывал, объяснял, давал пробовать. Так я создал часы, за которые впоследствии мне предлагали музейщики крупную сумму. Видите, эти часы и сегодня украшают мою квартиру.

- А сколько времени ушло на создание этих часов?

- Три месяца. И с первого дня часы идут точно.

- Степан Исакович, недавно вышел альбом, в котором вы с любовью рассказываете о своих чеканных работах, представляя их. Почему чеканка так захватила вас?

- Наверное, потому, что она пробудила во мне смысл жизни. Человек должен что-то создавать, чем-то заниматься. Чеканка манит и завораживает, как интересный мир художника Пиросмани, который всегда с нами. С детства я любил рисовать, лепить из глины и пластилина. Однажды с другом я побывал в этнографическом музее - в залах и запасниках там были удивительные работы. Мы вышли на солнечный свет немного обалдевшими.

- Вы помните свои первые работы?

- Они были навеяны сказками - «Конек-горбунок», «Царь с царицею простился…»

- А трудно заниматься чеканкой?

- Если тянет, то нет. Главное, овладеть техникой рисунка. Выглядит это так. Сначала эскиз - рисунок карандашом. Если композиция несложная, рисуешь прямо на листе, но лучше прямо на бумаге. Для четкости переносишь рисунок с изнанки пластины по линии контура резцом и только после этого приступаешь к работе - с изнаночной стороны пластины че-канами разной формы и молоточкам разного размера. У меня были целые наборы отличных инструментов. По моим эскизам в разных городах страны слесари-инструментальщики изготовили для меня более трехсот чеканов. Я выстукивал моделировку рельефа. Потом с лицевой стороны проработал фон. В конце обжигал и травил рельеф. Более всего мне нравилась медь, она податлива и пластичнее, чем латунь, но почему-то все мои чеканки выполнены из латуни.

- А как появлялась конкретная тема?

- У каждой чеканки свое начало. Вот перед вами «Барс». Мощь и изящество, свирепость и грация. Этого дикого зверя я впервые увидел на экране. Как-то меня пригласили на киностудию посмотреть фильм «Пленники Барсового ущелья». Вот вам и чеканка. Чеканка «Конек-горбунок». В Киевском зоопарке мне попался на глаза пони. Точно такую же лошадку я видел в цирке. Ее рост и грива вызвали в памяти сказу о Коньке-горбунке. Сказка чудесная, и как любая сказка, она дает простор для фантазии художника. Работа «Зурначи». Зурна - древняя дудка, выточенная из абрикоса, ореха или тутового дерева. На Кавказе этот инструмент сопровождает человека и в радости, и в горе. Дети и взрослые дружно высыпали на улицу, лишь услышав звуки зурны.

Виктор Джанибекян

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru