Вернуться к обычному виду

Властелин иллюзий

ПРЕССА

7 апреля 2012 г., "Тверская, 13"

Властелин иллюзий

В издательстве «Сфера» вышла интересная книга в серии «Семейный альбом» посвященная жизни и творчеству двух знаменитых цирковых династий - Кио и Ольховиковых. На титуле так и значится: «Эмиль Кио Иоланта». Это повествование о счастливой судьбе Эмиля Эмильевича Кио и Иоланты Николаевны Ольховиковой, ставшей Кио. Они хорошо известны миру.


   Беседую со знаменитостями в Союзе цирковых деятелей России, который возглавляет Эмиль Кио. Популярный иллюзионист со своими товарищами решает сегодня важные вопросы общественной организации.

Цирковую династию создал Эмиль Теодорович Кио, отец моего собеседника, который был лучшим иллюзионистом мира. Рассказывают, что однажды в Варшаве во время прогулки он увидел, что на здании кинотеатра не светилась одна буква. Так слово «кино» стало «кио». Он подумал: вот и псевдоним. В цирке всегда любили короткие псевдонимы - чтобы помнились.

Вернувшись в 1921 году в Москву, Эмиль Теодорович Кио выступал в столичных «Аквариуме» и «Эрмитаже», представая перед зрителями в восточном халате и чалме. То было начало его триумфа - гастроли по большой стране принесли ему славу и почет. А потом пришло и международное признание. Сын говорит об отце вполне конкретно:

Он был лучшим, с него брали пример. Отец отличался не только техническим совершенством, но и высоким артистизмом, превратив свой аттракцион в необыкновенное чудо. Первым пригласил к сотрудничеству режиссеров и композиторов, превратив фокусы в произведения искусства.

На одной из старых афиш писали: эстрадный театр Кио. Это действительно был уже настоящий театр чудесных превращений.

Пять лет Эмиль вместе с братом Игорем работал у отца - до конца 1965 года. После смерти отца пошел своим путем. Ему пришлось создавать свой аттракцион, а дело было хлопотное - аппаратура, реквизит, костюмы, набор ассистентов.

- Эмиль Эмильевич, за какое время вам удалось осуществить свою мечту?

- Успели за три месяца. Буквально жили в цирке, репетировали даже ночами. Верили, что у нас все получится. С новым аттракционом отправились на гастроли в Ялту. Потом выступали в Куйбышеве и Ленинграде. Аншлаг за аншлагом! Так начиналась моя цирковая карьера.

- Удалось поразить зрителей?

- Первоначально в основе программы были, естественно, классические номера. Потом я стал вводить собственные фокусы. Из отцовской программы у меня остался только номер «со сжиганием» женщины. Кстати, у отца были номера, которые до сих пор никто не повторил.

- Но было время, когда вы, наверное, о цирковом деле не помышляли, учились в институте…

- Вы имеете в виду МИСИ? Да, было такое. В 1960 году удалось спроектировать новую Театральную площадь в Рязани, о чем свидетельствует доска на здании театра. Это был мой дипломный проект. Если бы не цирк, был бы архитектором…

Наверное, Эмиль Эмильевич стал бы отличным архитектором, но как все же хорошо, что он пришел в цирк и стал звездой первой величины. Собственно, здесь и свела его судьба с Иолантой Ольховиковой - артисткой в шестом поколении. 27 апреля 1982 года в Ташкентском дворце бракосочетаний, в узком кругу родных и друзей, состоялась регистрация брака Иоланты и Эмиля. Этот факт я лично узнал из книги.

Цирковая родословная Иоланты Ольховиковой началась в позапрошлом веке. Ее прадед Иван Безкаравайный был великолепным наездником, владел многими жанрами. Его жена Розалия Баланотти - превосходной наездницей. Работала она и со львами. Успешны были и ее родители. Так что девочке не пришлось задумываться, кем быть. Конечно, работать на манеже.

- Кстати, у Ивана Безкаравайного начинал свою цирковую биографию силач Иван Поддубный, - говорит Иоланта Николаевна.

Следующее поколение возглавил дедушка под псевдонимом Океанос, который с бабушкой имел свою труппу. Потом гремели имена родителей. Дядя, Николай Ольховиков, был превосходным жонглером на лошади, учился в консерватории, пел партии в «Евгении Онегине» и «Царской невесте». Из оперы вернулся в цирк. Мама была артисткой с шести лет, работала на проволоке, акробатом, с собаками.

Однажды Иоланта вышла на манеж с дрессированными попугаями и удивила зрителей. Так пришло признание к молодой артистке. Спустя годы Эмиль Кио придумал необыкновенный трюк. Представьте себе такую картину: попугаи с лентами… поднимают площадку вместе с дрессировщицей. Вы скажете: не может быть, чтобы птицы подняли в воздух элегантную женщину! Но так было, и это видели зрители. И поразительный трюк, как и все другие, создал иллюзионист.

Так Иоланта одно время работала в цирке: в первом отделении с попугаями, во втором - в аттракционе Кио.

- Иоланта Николаевна, вы же работали с Эмилем Теодоровичем.

- Не долго. В 1964 году я пришла в его коллектив, а на следующий год его не стало. Но и это короткое время стало для меня хорошей школой. Эмиль Теодорович был гениальным человеком, но в работе - жесткий и ответственный. Как говорится, ни одной промашки. Наверное, так и должно быть в такой ответственной работе. На манеже все гладко и красиво, а для того чтобы иллюзия удалась, приходится потратить много энергии и сил. 

Вопрос, который напрашивается, обращен к Эмилю Эмильевичу.

-  Почему сегодня в цирке редки иллюзионные номера?

- Два артиста, по-моему, еще выступают, но аттракционов действительно уже нет. На них ведь приходятся большие затраты. К примеру, в нашем аттракционе выступали тридцать человек, были и животные - от голубей до львов. А зрители, конечно, иллюзию любят. Она захватывающая и интригующая. Вот в Японии…

Эмиль и Иоланта Кио давно покорили эту страну, вернее, очаровали. Их гастроли в Японии всегда проходили при аншлагах. Говорят, один местный импресарио по этому поводу высказался буквально так: «Сколько дней в году, столько может быть представлений ваших кудесников».

Все известное и неизвестное об Эмиле и Иоланте Кио - в новой книге.

Вот и письмо Всемирной ассоциации иллюзионистов из Нью-Йорка, присланное в Москву в июле прошлого года: «Уважаемый Эмиль Эмильевич! Прилагаем файл-письмо с постановлением о присвоении вам самой высокой награды ассоциации - звания лучшего иллюзиониста мира…»

Был лучшим иллюзионистом мира Эмиль Теодорович Кио, теперь таковым признан его сын - Эмиль Эмильевич Кио. 

Комментарий генерального директора Росгосцирка, народного артиста России Александра Калмыкова:

«Семейный альбом», посвященный цирковой династии Кио, явление в культурной жизни нашего общества весьма важное. Во-первых, это рассказ о знаменитой династии, которая всемирно известна, во-вторых, это рассказ о гениальных иллюзионистах, чье мастерство признано в цирковом сообществе и, я бы сказал, является эталоном в искусстве.

Громко, конечно, сказано, но верно.

Мне выпала высокая честь знать этих артистов. Мой отец дружил с Эмилем Теодоровичем, я дружу с Эмилем Эмильевичем. Об этих людях можно говорить только высокопарно - они блистательны во всем: на арене, в общении, в дружбе.

Наш цирк имеет крепкие традиции. В двадцатые годы прошлого века цирки страны были полны зарубежными мастерами, среди которых было немало мировых артистов. Вместе с нашими звездами они привлекали не только публику, но и последователей, которые продолжили традиции русского цирка. Какие имена стояли у истоков первых программ новой эпохи! Это Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн, Алексей Дикий. В цирке пробовали свои силы мастера кино Григорий Козинцев и Сергей Юткевич, творил скульптор Сергей Коненков. Цирк любил писатель Михаил Булгаков.

Пришел в цирк и Эмиль Теодорович, избравший псевдоним Кио. Так начиналась эта династия. Потом ее продолжили Игорь и Эмиль. В прекрасно иллюстрированном альбоме об этом хорошо рассказано. Читателям лишь надо открыть первую страницу…

Мне всегда кажется, что лучшим мерилом деятельности артиста являются сборы. Да, конечно, важны и признание, цветы, аплодисменты, с этим я согласен. Но вот на одного артиста публика «идет», а на другого почему-то нет. Неслучайно в былые времена, когда «горел» план в каком-нибудь цирке, туда срочно посылали самых лучших и популярных. Первыми здесь были лучшие мастера.

А знаете, кто всегда давал настоящие сборы? Да, вы не ошиблись в предположении - иллюзионисты Кио! Их мастерство надо было увидеть однажды, чтобы полюбить на всю жизнь. Вот такой пример приведу. Как только в Японии появлялась афиша, что будут выступать Эмиль и Иоланта Кио, билеты мигом раскупались. Причем зрители смотрели чудесные превращения москвичей по несколько раз. Так-то!

Конечно, хочется поблагодарить издателя за этот семейный альбом - историю двух людей, в судьбе которых, как подчеркнуто в предисловии, переплелись две великие цирковые династии. 

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru