Вернуться к обычному виду

«Смеющийся паяц» Владимир Довейко

ПРЕССА

17 августа 2012 г., Моё поколение

«Смеющийся паяц» Владимир Довейко


«Смеющийся паяц, подлежит уничтожению» - именное такое предписаниеобнаружили советские историки после войны в списках врагов Геринга.Оказалось, что экипаж бомбардировщика потомственного цирковогоартиста Владимира Довейко в налете на немецкий город Бреслау в тяжеломвоздушном бою сбил немецкого аса, племянника Геринга. На фюзеляжесамолета Довейко был нарисован смеющийся клоун и надпись: «За советскоеискусство!» Летая над Берлином, Бреслау, Франкфуртом, Фюрстенвальдеи другими вражескими объектами, Довейко наводил ужас на фашистскихсолдат, которые прозвали его «смеющимся паяцем».

В годы Великой Отечественной войны Владимир Довейко покинул цирковой манеж, чтобы из мастера-акробата переквалифицироваться в настоящего мастера воздушной акробатики. Он учился в трех военно-летных школах и получил специальность летчика (командирский состав) в школе тяжелых бомбардировщиков дальнего действия. За успешные боевые действия он был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За победу над Германией» и «За взятие Берлина», а также был отме-чен личной благодарностью Верховного главнокомандующего.

- Мой отец добровольцем пошел на фронт, невзирая на свою артистическую бронь и протесты родственников, - рассказывает народный артист России, сын Довейко, Владимир Владимирович. Он стал настоящим асом-бомбардировщиком, участвовал в первом дневном налете на Берлин - причем ему доверили вести эскадрилью. Вообще он был немножко сумасшедший летчик, в хорошем смысле этого слова. Я помню его рассказ про то, как его тогда отправили бомбить вокзал в Бреслау. Стояла низкая облачность, и всем приказали повернуть обратно. А отец не послушался, разбомбил вокзал - самолет получил 22 пробоины, чуть не перевернулся, но они вернулись на базу! А на обратном пути его стрелок-радист еще умудрился сбить немецкий самолет. И, как оказалось, с родственником Геринга.

Владимир Довейко начал выступать в цирке уже в 9 лет. Путь на манеж ему был предрешен: пожалуй, не было такого жанра, в котором его семейство цирковых артистов не имело бы достойных представителей. Его дедушка и бабушка выступали под псевдонимом Кнок, отец Владимир Казимирович был эквилибристом, исполнителем номера «Танцы на проволоке», мать Лидия Яроцкая-Кронец – тоже потомственная цирковая артистка, жонглер. Так, труппа Кнок -Кронец - Довейко – Понукалины вполне могла бы сама давать полное цирковое представление. Володя Довейко родился в

1922 году, уже после революции, и у его матери мелькала «кощуственная и по-настоящему революционная» для потомственного артиста мысль - дать сыну другую профессию: «Мой мальчик будет учиться, выберет себе профессию... Только не цирк...» А вот дед мечтал сделать из своего внука дрессировщика.

Маленькому Володе никогда не хотелось выбирать другую профессию, но и быть дрессировщиком тоже не хотелось, он мечтал... летать. Ему нравились прыжки, и втайне от всех он  решил стать акробатом-прыгуном. И часто убегал в цирк - самостоятельно репетировать. Однажды ему повезло. Его первым наставником и учителем стал замечательный, разносторонний мастер цирка, его дядя – Касим Понукалин. «Ты должен уметь делать все в цирке, а подрастешь - сам выберешь, чем заняться», -говорил учитель, сразу оценивший необычайные способности племянника и его безграничное желание работать. И у Володи Довейко началась настоящая учеба, и не только в прыжках,  а в разных жанрах цирка. Он стал квалифицированным жонглером, гимнастом, наездником - настоящим артистом в широком значении этого слова. Неотъемлемой частью его коронных прыжков были пируэты. Уже в 13 лет он конкурировал со многими взрослыми артистами, прыгая полный круг арабским сальто в темп и делая комбинацию из трех пируэтов последовательно, заканчивая третий передним  сальто.

...Демобилизовавшись после войны без единого ранения (!), Довейко немедленно вернулся в родной цирк. Он не терял своей формы и в армии, часто тренируясь прямо на траве аэродромов, в паузах между полетами. В цирке он создал небольшую группу из четырех высококлассных прыгунов, в том числе и самого Довейко, которая произвела настоящий фурор во всем мире. В Будапеште, на показе лучших европейских номеров в «интернациональной программе», Владимир Довейко и его группа получили лавровый венок за лучший номер. А в 1958 году Владимиру Довейко постановлением правительства было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в 1969 году - народного артиста РСФСР, в 1989 году – народного артиста СССР. Создатель и руководитель уникального номера «Акробаты-прыгуны с подкидными досками», впоследствии акробатический ансамбль «Романтики», а затем «Русь - краса дерзновенная», он выполнял сложнейшие прыжки до последних дней. И был отмечен высшей наградой главного международного циркового фестиваля в Монте-Карло - «Золотым Клоуном».

- Акробатическая труппа Довейко была лучшей в мире: «Тайфун» их назвали в Японии, «Фантастические акробаты» в ФРГ, «Космические прыгуны» в США, - рассказывает Владимир  Довейко-младший. - Вообще советский цирк был грандиозный. Будем надеяться, что Российский цирк, опираясь на его опыт, достигнет таких же высот, но со своим лицом. Ибо потенциал есть, он остался, и наши акробаты до сих пор берут «золото» на самых престижных цирковых фестивалях мира.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА

Вернуться в раздел "ПРЕССА"


Рейтинг@Mail.ru