Вернуться к обычному виду

Виль Головко: для меня цирк – это моя жизнь, моя любовь, моя мечта

Опубликовано: 10 Января 2013 Возврат к списку
Можно сказать, что вся жизнь Виля Васильевича связана с отечественным цирком. Впервые выйдя на арену цирка воздушным гимнастом, он, после окончания ГИТИСа стал заниматься цирковой режиссурой. Оглядываясь назад, артист вспоминает, что его родители хотя и были далеки от цирка, но имели большой творческий потенциал. Активные участники местной самодеятельности, они оба особенно любили танцы. Позднее, изучая свою генеалогию, он выяснит, что его дед по материнской линии был не просто скрипачом, а даже содержал небольшой оркестр, с которым участвовал на всех местных торжественных мероприятиях.

Отец Виля Васильевича был комиссаром полка. И, как любому кадровому военному ему приходилось довольно часто менять место службы и переезжать. Мать, окончившая сельскохозяйственный институт, оставила работу и посвятила себя воспитанию двух сыновей. После войны именно она привела Виля в Киевское суворовское военное училище, после которого он поступил в артиллерийское подготовительное училище. Тут Вилю немного «подфартило»: будущим артиллеристам здесь преподавали танцы, причем не кто-нибудь, а балетмейстеры ведущих театров города. И Виль танцевал.… Танцевал каждый день и мечтал о сцене. Но в 1952 году лейтенанту Головко пришлось стать командиром взвода на одной из военных баз на севере страны. И танцы пришлось сменить на серьезную военную и спортивную подготовку.

- Наверное, я так бы и тянул армейскую лямку, не случись крупномасштабного сокращения Вооруженных сил,  - говорит Виль Васильевич, - А так, после увольнения, в  1955 году я приехал поступать на режиссерский факультет ВГИКа на курс С. И. Юткевича. Конкурс был огромным, а набирали лишь 12 человек.

Виля «отсортировали» на третьем курсе – половина абитуриентов были дети высокопоставленных родителей, которые шли вне конкурса. Расстроенного абитуриента поддержал  Юткевич, который дал совет не терять год и поступить в цирковое училище.

- Я помню, как он мне тогда сказал: Что такое кино? Это монтаж аттракционов. А  что такое цирковая программа? Это то же самое, что и монтаж, только цирковых номеров, так что это искусство очень  близкое к кино,  - добавляет Головко. -  Так я стал студентом Государственного училища циркового и эстрадного искусства  и оказался на цирковой арене. Думал на год, а вышло на всю жизнь.

Чтобы заработать дополнительные средства к небольшой студенческой стипендии, Виль Головко с  будущим знаменитым представителем советской клоунады Леонидом Енгибаровым колесили с цирковыми номерами по областям и весям. Вспоминает, что порой,  проявляя изрядную предприимчивость, они давали в день по 12 – 13 представлений. Ставили пантомимы, репризы, новогодние представления, работали  в Доме учителя, в Домах культуры КГБ, МВД, Главтелеграфе…

Виль Головко попал в коллектив знаменитого иллюзиониста Эмиля Кио. Вот тут-то ему пришлось по-настоящему раскрыть свой творческий потенциал. Кио всегда требовал от своих артистов новых идей, и  несколько авторских иллюзионистских трюков тех лет Виль Васильевич помнит до сих пор.

Поступив на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне – Российская академия театрального искусства) Виль, в отличие от сокурсников, уже имел практический опыт режиссуры. И, через два года учебы совместно с тогдашним директором Тульского цирка Дмитрием Калмыковым создал коллектив «Русские самоцветы».

- Мы старались, чтобы наша программа,  задуманная как дипломная работа студента ГИТИСа, стала демонстрацией многогранности культуры страны и была лишена всякого «сувенирного» оттенка, этакой русской «сарафанности», - говорит Головко. - С нами работали такие прекрасные артисты как А. Бондарев, Ю. Ермолаев, В. Довейко, ансамбль «Березка». В итоге спектакль имел огромный успех и шел без малого17 лет.

Выезжая в Болгарию  для постановки спектакля, посвященного 75-летию болгарского цирка, Головко впервые почувствовал ту свободу, которая была ему нужна для творчества, без этого постоянного «ока ветеранов-традиционалистов цирка» за спиной, частенько душивших инициативу молодежи. За свое первое серьезное самостоятельно поставленное представление он был удостоен награды – медали Союза артистов Болгарии. И в 1972 году, окончив ГИТИС по специальности «режиссер-постановщик», Виль Головко окончательно оставляет актерское дело: быть и артистом, и режиссером не получалось.

Вскоре, в партнерстве с известным казахским поэтом О. Сулейменовым он ставит на базе Алма-Атинского государственного цирка программу «Земля чудес». Взяв за основу сборник стихов партнера «Там есть всё», он не стал писать отдельного сценария и создал наполненную ярким национальным колоритом и весьма новаторскую, по тем временам, программу. Начальственные круги к  произведению отнеслись настороженно: на премьере не было ни одного официального представителя казахского руководства. Все изменилось после восторженного отзыва увидевшего программу Л. И. Брежнева. В итоге все ее участники стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов цирка, а программа, на протяжении пяти лет признавалась лучшим цирковым представлением в СССР!

Особое место в творчестве Головко занимают постановки спортивных праздников на стадионе «Лужники» в рамках Олимпийских игр – 80 и к «Играм доброй воли» в Москве в 1984 г. Виль Васильевич был главным режиссером программы закрытия московской Олимпиады с участием более тысячи артистов. По просьбе Московского городского комитета КПСС он создал программу «Песни московских улиц» и ставил новогодние спектакли  на главной спортивной арене страны – в Лужниках. Именно он  стоял у истоков создания первого фестиваля «Принцесса российского цирка» в Саратове и Международного детского фестиваля «Золотой Олимп» в Сочи.

Всесоюзное признание получила его совместная с Аллой Пугачевой режиссерская работа по созданию театрализованной программы «Пришла и говорю», премьера которой состоялась в 1984 году в спорткомплексе «Олимпийский».    В том же году он поставил гала-представление «С любовью к женщине. Впоследствии, именно на основе этих двух программ,  был смонтирован известный телефильм «Пришла и говорю».

… Но вскоре Головко уходит из Союзгосцирка и создает свою студию «Синтез» при Москонцерте. А затем, подписав контракт, уезжает в Америку. Он организовывал цирковые торжества и ставил программы также в Турции, Японии, Южной Корее…

По признанию коллег, классик цирковой и эстрадной режиссуры, Виль Головко, несмотря на солидный возраст, продолжает напряженно и успешно трудиться. За последние годы работы главным режиссером Росгосцирка Виль Головко проделал колоссальную работу и внес большой вклад в развитие отечественного циркового искусства. Он помогает коллегам, выявляет новые таланты и мечтает осуществить свою давнюю мечту: создать кругосветный цирковой фестиваль русского искусства, который охватывал бы  50 стран.  –  Взять корабль в Мурманске, превратить его в отель, пригласить артистов, поднять на борт животных, всю необходимую аппаратуру, костюмы, свет и отправиться покорять страны и континенты…  

– Для меня цирк – это моя жизнь, моя любовь, моя мечта. Эстраду показывают везде и всюду: по всем телевизионным программам буквально нон-стоп. А вот увидеть настоящий цирк, практически невозможно. Но ведь для нас,  артистов, режиссеров очень важно, чтобы нас показывали, по достоинству оценивали наш труд, наши номера. Сегодня большую надежду я возлагаю на Эдгарда Запашного, который популяризирует цирк, делает его более зрелищным. 

Своим ученикам я советую иметь побольше терпения. Работать крупнее, ярче, не бояться быть новатором, проявлять инициативу.  А то  иной раз я прихожу, смотрю номер и вздыхаю: мальчик,  мы все это видели тысячу раз. А вот где ты сам в этом номере?  Мало, мало изобретений, интересных задумок. Я бы никогда не позволил себе повторять то, что уже было до меня. Надо идти дальше,  расти, развиваться.  Нельзя опускаться ниже своих способностей и возможностей!

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА.

Рейтинг@Mail.ru