Вернуться к обычному виду

В Монте-Карло пролился дождь из цирковых «Оскаров»

Опубликовано: 25 Января 2013 Возврат к списку
Нет нужды говорить, что цирковой фестиваль в Монте-Карло (проводимый с 1974 года под патронажем августейшей фамилии) всегда считался самым знаковым, зрелищным и, что называется, задающим моду. Взять там «Золотого клоуна» было круче, чем получить народного артиста; и в этот раз желанных статуэток удостоились пекинская акробатическая труппа, а также дуэт украинских гимнастов Николая Щербака и Сергея Попова. Россияне выиграли «серебро» и «бронзу». Не обошлось без травм.

Интересная особенность этого года, которая слегка удивила сторонних наблюдателей: мало того что «присудили» аж два «золота», так еще и раздали 6 серебряных наград и 6 бронзовых. С чем связана подобная щедрость, мы узнали у члена жюри 37-го фестиваля Александра Калмыкова, экс-главы Росгосцирка:

— Должен сказать, — комментирует г-н Калмыков из Монте-Карло, — принцесса Стефания (председатель жюри) жестко считает, что золотых призов должно быть не больше двух, иначе они девальвируются. Но! Этот фестиваль был одним из самых удачных за последние пять лет, и в принципе мы планировали, что золотых будет штуки четыре...

— То есть «золото» переехало в «серебро», а «серебро» — в «бронзу»?

— Конечно. Из 6 «серебра» — трем можно было давать «золото». Не получил первый приз (и это был большой скандал) воздушный полет из Кореи (делались феноменальные трюки — четверное сальто и два раза тройное). «Палка» из цирка Никулина (акробаты под руководством Гречушкина) тоже претендовали на лучшее, безусловно.

— «Палка», чтоб было понятно, — двое здоровенных мужчин держат гибкую перекладину, а девушка на ней делает сальто...

— Увы, эта самая девушка во время последнего представления травмировалась — ногу серьезно повредила. После трех тройных сальто пошла делать четверное, и во время приземления ей недодали высоты, и она об палку сломала пальцы. И на поклон, для получения «серебра», ее выносили на руках.

Или Кобликов с Украины — удивительный жонглер, бросающий 10 мячей, тоже мог получить «Золотого клоуна» при ином раскладе. Поэтому такое число вторых и третий премий оправдано: они все позолоченные. Но даже среди золотых есть свой рейтинг, поэтому на первое место попали лучшие из лучших: китайцы просто отвернули нам голову двумя уникальными номерами, космический класс! И ребята с Украины (выступали в Москве на фестивале) серьезно выросли в мастерстве: и принц, и весь 3-тысячный цирк вставали во время их номера...

— Причем никакого реквизита!

— И никакого пафоса. Выходят двое «американских рабочих» в кепочках (номер называется «Нью-Йорк») в свой обеденный перерыв, друг друга побросали, поносили, поиграли — и также свернули всем голову и ушли; потрясающий номер!

...Щербака и Попова мы отлично помним, ребята пришли в цирк из спорта, прежде взяв там всевозможные награды. Сергею мы и звоним в Монте-Карло, увы, пришлось разбудить:

— Вы рассчитывали на первое место?

— Если честно, не ожидали. И теперь мы счастливы. Наш номер объяснить трудно. Было такое, что на иных фестивалях за нами ставили экран, демонстрирующий стройки нью-йоркских небоскребов, но здесь ничего такого. Мы показываем то, что умеем, и людям это нравится. Куча тренировок... по два часа в день. Мы с детства занимались спортивной акробатикой, чемпионы Украины и мировых первенств. А потом кончили со спортом, добившись там всего, и ушли в цирк — привычный путь продолжения карьеры.

...Очень необычный номер, взявший «бронзу», показало трио эквилибристов п/р Романа Маркина, а режиссером его выступила Екатерина Морозова:

— Откуда всплыли эти темы Феллини — довольно сложное перекрещение эквилибра и клоунады?

— Я отталкивалась от индивидуальности исполнителей. Только взглянув на них, сразу возникла идея белого и рыжего клоуна. Но это просто ассоциация: по специальности-то они — не клоуны. Этакая ностальгия, захотелось создать атмосферу старого цирка, будто клоуны шагнули на манеж с открытки XIX века... Классические маски: клоун белый (Роман Маркин), рыжий (его партнер Сергей) и комическая балерина (Елена Маркина). Номер готовили год. У Ромы сразу все пошло хорошо, а с остальными пришлось много в актерском плане работать. Ведь Елена была фотографом, и ей пришлось освоить классический балет, затем комедийные навыки.

— Сколь долго номер просуществует?

— Покуда будет востребован. Их же приглашают на фестивали... наверное, лет 5—7. И я рада, что они попали в Монте-Карло, их вживую увидел в Питере арт-директор смотра Урс Пилс и пригласил: ему понравился баланс театра и цирка без театрального перебора... У меня несколько номеров в работе — воздушный кордеволан на музыку Альфреда Шнитке, другой — в стилистике дягилевских сезонов в Париже. Ну да, эти номера трудно вписываются в традиционные программы, мало кто их может оценить, у нас их так и называют — «фестивальные номера»...

Рейтинг@Mail.ru