Вернуться к обычному виду

Елена Польди: необходимо верить в «особенных» людей

Опубликовано: 28 Мая 2013  |  Источник: Портал "Я человек" Возврат к списку
Одной из особенностей финала фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», проходившего в концертном зале «Россия», стала премьера мюзикла «Пять золотых» по мотивам сказки про Буратино. О том, как готовился уникальный и сложный проект порталу «Я-Человек» рассказала Елена Польди – главный режиссер мюзикла, продолжательница знаменитой цирковой династии, доцент ГИТИСа, режиссер-постановщик Цирка Никулина на Цветном бульваре.

– Елена, вместо традиционного заключительного гала-концерта зрители увидят мюзикл «Пять золотых». Расскажите о нем подробнее.

– Это замечательная инициатива фестивального отдела Департамента образования города Москвы и альтернативы такому большому проекту я пока не видела. В мюзикле принимают участие 150 детей, 7 драматических актеров, 6 профессиональных танцовщиков и 10 цирковых артистов. Это сделано для того, чтобы в процессе подготовки дети имели возможность пообщаться с профессиональными артистами, постановочной группой и набраться определенного опыта – не только сценического, но и жизненного. Уже сейчас мы можем подвести какие-то итоги, и когда я вижу настроение детей, понимаю: им эта история очень понравилась. Сейчас я говорю даже не о моменте выступления, а о самой подготовке. Очень многие ребята подходят и спрашивают: «Лена, а ты приедешь к нам в следующем году? Мы ведь будем еще выступать?» Наверное, это говорит о многом.

– Было непросто работать с таким количеством «особенных» детей?

– Это первая попытка, и очень надеюсь, не последняя. С организационной и творческой точки зрения проект очень сложен. Он был реализован в крайне сжатые сроки, и для ста пятидесяти детей, обучающихся в различных школах, приходилось искать свободные окна, потому что мы не имеем право отменять уроки и домашнее задание. Выручали педагоги, которые вступали с нами в рабочий контакт и помогали в организации репетиций.

– Нам стало известно, что вы давно мечтали сочинить такой спектакль...

– Назовем это первым шагом к такой постановке (улыбается). На самом деле, лет двадцать тому назад я загорелась идеей сделать парациркус. Что представляет из себя данный проект? Это спектакль, созданный силами людей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени физических ограничений. В нем должны быть заняты люди, у которых эта история нашла бы отклик и которые были бы готовы поработать над проектом. История непростая, потому что на подготовку должно уйти не менее двух лет, включая организацию, репетиции и другие процессы.

Очень важно, на мой взгляд, что за таким проектом стоит возможность трудоустройства. Речь идет о том, чтобы люди с ограничениями по здоровью получили бы в процессе двухлетней подготовки непростую профессию артистов цирка. Кажется невозможным, но на самом деле, это возможно. Сейчас, поработав с «особенными» ребятами, я еще раз в этом убедилась, поэтому будем считать сегодняшний мюзикл первым шажком к исполнению моей мечты двадцатилетней давности.

– В мюзикле принимают участие не только «особенные» артисты, но и известные деятели культуры?

– Да. Например, в спектакле участвует Олег Лицкевич, исполнитель роли Карабаса Барабаса, он же ведущий солист театра Стаса Намина. Это потрясающий актер, певец и уникальный по открытости человек, который сумел войти в контакт с детьми не только в рабочем общении, но и в человеческом. Мне кажется, в нашей истории это очень важно.

– Какие впечатления и опыт вы приобрели в ходе работы над мюзиклом?

– Это не первый мой опыт работы с таким количеством людей, но раньше я работала с профессиональными артистами – как цирковыми, так и драматическими. В данном случае, в спектакле участвуют сто пятьдесят детей, которые не являются профессионалами. Мало того, дети у нас не простые, а «особенные». Скажу так: у них потрясающая работоспособность, удивительная витальность, и глядя на ребят, остается, в общем-то, только искренне удивляться. Кроме того, это придает силы. Вчера у нас был очень тяжелый рабочий день, а помощники говорят: «Елена, у тебя совсем нет усталости». Она, конечно же, есть, но когда общаешься с этими уникальными детьми, понимаешь: энергия и сила возрастают в десятки раз.

– Какими человеческими качествами необходимо обладать, чтобы успешно работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья?

– Необходимо верить в «особенных» людей, потому что без веры ничего не будет. Недавно в работе была очень сложная музыкальная тема, и я спрашиваю: «осилят ли ее дети?» На что педагог мне отвечает: «Елена, если вы будете в них верить, они это сделают». Она еще раз подтвердила мои убеждения: в первую очередь – это вера.

– Ваши спектакли часто называют новаторскими, где важно не только само действо, но и настроение и эмоции зрителя...

– Наверное, я недаром написала у себя на визитке «поставщик эмоций», ведь именно так я называю свой род деятельности. Что касается спектаклей, то в первую очередь я ставлю перед всеми артистами и исполнителями задачу по созданию атмосферы и настроения. Мне кажется, что если постановка не в состоянии этого сделать, она оставляет зрителей равнодушными. А тогда зачем она вообще нужна?

– Вы режиссер-постановщик цирка на Цветном бульваре. Скажите, будет ли представление включать элементы циркового искусства?

– Конечно, куда же мы без цирка! Зрители обязательно увидят как профессиональных цирковых артистов, так и выступления тех, кто только готовится ими стать.

– Ждут ли зрителей мюзикла интересные и необычные сюрпризы?

– Мне кажется, что одно появление такого спектакля – уже необычный и приятный сюрприз. И самое главное в том, что мы смогли собрать на одной сцене, в одном мюзикле, всех наших «особенных» детей.

– Как сложится судьба спектакля «Пять золотых» в будущем? Его увидят другие зрители?

– Хороший вопрос, я тоже об этом задумывалась. Но давайте не будем забегать вперед. В любом случае, получился замечательный мюзикл и не потому, что мы создатели, а потому, что смогли объединить «особенных» детей. Даже если зрители не увидят эту историю, появится другая, которая будет иметь продолжение и выйдет на широкую публику. Я надеюсь, она получит отклик, потому что это один важнейших социальных шагов. И это даже не вопрос искусства, а вопрос нашего духовного самообразования.

Рейтинг@Mail.ru