Вернуться к обычному виду

«Дрессированная девочка на шаре»

Опубликовано: 16 Октября 2013  |  Источник: Журнал Eclectic Возврат к списку
«Дрессированная девочка на шаре»

«Хочешь, я загадаю тебе загадку? Итак: нос, как хвост, под ним – рога, каждая – столбом – нога, сам огромный, словно дом! Кто это?» Конечно…

В это время мы с моей шестилетней дочерью мчались в Цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре, она – поглазеть на репетицию выступления слонов, а я – пообщаться с потомственным дрессировщиком этих животных, Андреем Дементьевым-Корниловым. Побывать в святая святых – за кулисами цирка – нас заставили впечатления от представления, просмотренного накануне: хотелось удостовериться – это был обман зрения, или действительно здоровенные уроженцы Индии способны выполнять трюки, более подходящие юрким зверькам средней полосы России? В шоу Дементьева-Корнилова слоны могут пролезать друг под другом, жонглировать хулахупами, стоять всеми четырьмя ногами на шаре…. Непосвященным непонятно – как и почему эти мощные гиганты слушаются таких уязвимых и вполне беззащитных перед ними людей? С одной стороны восхищение вызвали номера дрессировщика и его подопечных, с другой – появилось смутное недоверие к происходящему – а вдруг хоботастых артистов силой заставляют развлекать цирковую публику? Наш разговор с Андреем Дементьевым-Корниловым начался с убедительного требования развенчать миф о том, что к животным, занесенным в Красную книгу, за пределами манежа могут относится жестоко…

Андрей, скажите откровенно, как живется и работается слонам в неестественных для них условиях?

У нормальных людей есть правило – доказывать что-то надо поступками, а не словами. У нас пятница-суббота-воскресенье – рабочие дни, а с понедельника по четверг – выходные. Каждое лето на 4 дня мы обязательно вывозим наших животных на природу, в Астрахань или куда – нибудь в Краснодарский край, где они могут бегать, плавать, пить воду из окрестного водоема, обсыпать себя песком, есть листву с деревьев, чесаться о них, ломать ветки. Этот процесс их развивает и успокаивает…. Я благодарен своим родителям за то, что они привили мне любовь к слонам, научили опекать их. Надо сказать, изначально наши слонихи были выращены в неволе. И это история не про то, как маленького слоненка отбивают от стада, хватают с вертолета и заточают в клетку. Эти азиатские животные изначально живут рядом с человеком, находятся в близком контакте с ним, и уже на подсознательном уровне готовы к дрессуре.

То есть, если ваших подопечных привезти на историческую родину и выпустить на волю, то еще неизвестно, как они себя поведут, и что с ними станется?

Да, конечно. Мы даже проверяли: отпускали животных, целый день они гуляли, а потом обязательно возвращались назад, к нам в лагерь, потому что они знают: здесь им всегда почистят морковку, картошку, капусту, предложат ужин. Им у нас хорошо, сытно. На завтрак – каша, на репетиции – сладкая подкормка – бананы, яблоки, в промежутках – сено. И слоны понимают, что если хорошо выполнят задание, обязательно получат вкусное вознаграждение.

Вы сказали, что работаете с азиатскими слонами, но есть же еще африканские, почему их не дрессируете?

У нас была африканская слониха по имени Флора. Нрав у нее был строптивый. И оно понятно, африканцы нормально работают где-то до 13 лет, после этого возраста у них наступает период полового созреваниея- ломается характер, они начинают вести себя агрессивно. Единственным, кого слушалась Флора, был мой отец. Но после его смерти слониха не видела ни в ком авторитета, начала тягаться амбициями. Однажды она улучила момент, когда у манежа была только детская публика, и накинулась на маму (Народную артистку России

Таисию Корнилову – Ред.) Видимо, Флора поняла, что кругом дети – они никак не смогут противостоять…. Потом напала на старшего дрессировщика Петра Сердюченко, который работает больше 30 лет в нашем аттракционе, и мы вынуждены были отдать ее в зоопарк, потому что не могли рисковать ни собой, ни людьми, которые приходят в цирк. К сожалению, бывает и такое. Работа с животными – это опасно. И вот у нас остались азиатские девочки…

У девочек более покладистый характер?

Да, а с самцами работать опасно. Они могут бить слоних, даже людей. У дрессировщиков ведь прямой контакт с животными – мы подходим к ним, чистим, одеваем, выводим на представление, работаем и обратно ведем. У нас – не как в зоопарке, где слоны стоят в заграждении, и в случае необходимости их могут переводить в другой вольер и закрывать там.

Поделитесь, какими секретными знаниями должен обладать дрессировщик?

Первое, может, это и выглядит пафосно, необходима любовь животным. Слонов надо любить и относиться к ним по-настоящему, а не как к исходящему реквизиту – сегодня есть, завтра нет. Второй принцип, которому меня обучили, если ты хочешь добиться чего-то от другого, добейся этого в себе, то есть должен в первую очередь работать над собой и только потом можешь что-то требовать от других. Третье – это терпение. Сегодня у животного может быть хорошее настроение, а завтра, как и послезавтра, не исключено плохое. Тебе надо перетерпеть эти дни, не нервничать и не нервировать животное, а просто дождаться благоприятного момента.

Как часто вам приходится репетировать номера со слонами?

Отдых – пару дней в неделю, а все остальное время уходит на репетиции. Это как китайская гимнастика – повторяем без конца, до автоматизма доводим каждое движение. Случается, что опаздываем и приезжаем в какой-то город прямо к выступлению, но ничего – слоны выходят на арену и все делают без ошибок. Работаем так, чтобы даже через месяц-два простоя животные могли бы вспомнить трюк и выполнить его безукоризненно.

А есть у слонов индивидуальные актерские данные, или можно любого дружелюбного животного обучить определенным сценическим навыкам, сделать артистом цирка?

Мне не приходилось наблюдать, например, чтобы кто-то из слонов стеснялся выйти на манеж. Ведь перед тем как выпустить слоненка к публике, он проходит очень длительный процесс привыкания. Сначала мы малышку приглашаем в слоновник, она знакомится с людьми, которые ее гладят и кормят. Потом буквально на два-три шажка выводим из оттуда, чтобы она почувствовала новую для себя атмосферу, со светом, музыкой и аплодисментами, и когда захотела – ушла бы к себе домой. Так, постепенно, привыкая к социуму, слон добирается до манежа. И все же бывают примеры настоящего артистизма – взять нашу маленькую Марго! Находясь за кулисами, она постоянно рвется к зрителям и стремится выбежать на манеж даже тогда, когда не ее выход. Порой забывает делать трюки, а только стоит, смотрит на всех и ждет, чтобы ей радовались, улыбались и хлопали.

Да, Марго нас удивила! Не слоненок, а обезьянка, кажется, ей подвластны любые цирковые номера. Впрочем, коронный трюк – стойку на шаре выполняет пока другая слониха. Но объясните, как животное с весом в несколько центнеров умудряется держать равновесие на столь неудобном предмете?

Представьте покадровую съемку. В ней можно уловить движение, если прокручивать пленку быстро. То же самое и здесь. Шар сначала фиксируется, слон обнюхивает его, привыкает. Потом ставит одну ногу на предмет, после вторую, третью, четвертую. Потом с шара убирается фиксация, но мы делаем ограничение в его передвижении вперед.

Постоянно останавливаемся, подкармливаем слона. И так по чуть-чуть закрепляем это умение. Просто нужны время и терпение. Конкретно этот трюк репетировался 4 года.

Вы – потомственный дрессировщик, представитель династии. Чем вы отличаетесь от своих коллег, как сказывается на работе ваш статус?

Думаю, не очень важно, пришел ты на манеж после циркового училища или «родился в опилках», провел здесь все свое детство. Ты – то, что показываешь на арене. Можно только снимать шляпу перед каждым артистом, который развивает наше искусство, приукрашает его. Но, конечно, существует какая-то ответственность перед фамилией, которую мы несем. Это же честь, гордость наших предков, которые заслужили уважение и славу за многие годы работы. И будет неправильным бросить тень на свою фамилию, пустить ее в разнос.

Вы застали своего деда на манеже, работали с отцом, сейчас вместе придумываете совместные программы с бабушкой и мамой. Как со временем меняются цирковые представления со слонами?

В дрессуре поменялся темп. Животные на манеже стали более подвижные, идут в ногу со временем, а не как раньше – степенно вышагивали. Поток информации – исследования, фильмы, программы – нам на руку. С каждым годом мы про слонов больше узнаем, а значит понимает их лучше. Например, есть у меня мечта, перешедшая мне в наследство от папы и мамы, – сделать базу для животных, где они могли бы жить и размножаться. Это также было бы кстати и для слонов преклонного возраста, отслуживших многие годы в цирке. Думаю, люди с удовольствием приезжали бы на такую базу, расположенную, скажем, в Краснодарском крае, и наблюдали бы за тем, как эти великаны ведут себя в природе. Но пока, к сожалению, это все разговоры. Мысль материальна – может быть, когда-то она дойдет до тех, кто способен нам помочь в этом. Или я сам заработаю деньги, чтобы решить этот вопрос.

А если говорить о мечте, требующей не денег, а мастерства. Существует ли в вашей фантазии номер, который вы часто обдумываете, чтобы рано или поздно показать публике?

Я хочу, чтобы слон что-то рисовал. В Таиланде такое шоу уже показывают, а наш слон пока только кисточки съедает. И еще хочу сделать трюк на подкидной доске. Чтобы один слон отбивал этот предмет, а я задним сальто прыгал на другого животного. Этот номер исполняют в мировом цирке, я пока нет.

Мы видели вас на арене при полном параде – в гриме, костюме, с кучей каких-то сценических аксессуаров. И я, признаться удивились, что вы показали себя на манеже буквально во всех цирковых жанрах, разве что фокусов не демонстрировали. Теперь что, все в бывшем советском цирке так работают?

Нас так воспитывали – артист должен быть всесторонне развитым, обязан уметь делать многое. Но я не могу сказать, что действительно мне подвластно все. Например, жонглировать могу только тремя, может, четырьмя предметами. Еще раньше занимался клоунадой. Образ у меня был такой – чудаковатый путешественник с чемоданом, со шляпой, в очках. Мне продавали билет, который оказывался недействительным. Я приходил, искал свое место, не находил, устраивал скандал, вываливался на манеж. Меня выгоняли, но я выбегал снова, потому что влюбился в цирк. И по сюжету спектакля, в финале уже работал со слонами.

Сюжетная линия перекликается с жизнью. Самое главное в вашей профессии – умение создавать шоу вместе со слонами. Вы многое знаете об этих грандиозных существах. Скажите, чему люди могли бы у них поучиться?

Доброте. А ведь это, наверное, самое важное. Слоны – большие, добрые, едят только траву…. У них, без сомнения, есть, чему поучиться.

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Антон Володин, Светлана Мельникова


Рейтинг@Mail.ru