Вернуться к обычному виду

История российского цирка: Есенин читал стихи на белом коне, а Хрущев прогонял борцов с арены

Опубликовано: 26 Августа 2014  |  Источник: «ИД «Комсомольская правда» Возврат к списку
История российского цирка: Есенин читал стихи на белом коне, а Хрущев прогонял борцов с арены Сегодня все жонглеры, клоуны, воздушные гимнасты и дрессировщики страны празднуют 95-летие Росгосцирка

26 августа 1919 года согласно декрету Ленина всех, кто так или иначе занимался зрелищными представлениями, определили в одну организацию. Сейчас это гигантский конвейер развлечений, протянувшийся от Калининграда до Владивостока. В мире нет ему равных. А называется он Росгосцирк.

Из массы интереснейших фактов о русском цирке мы решили выбрать шесть самых удивительных. А помог в этом историк цирка, советник гендиректора Российской государственной цирковой компании Григорий Островский.

Как военным запретили волочиться за девицами

- Николай I создал первый государственный цирк и открыл первое профильное училище, однако вскоре решил, что делать этого не стоило. Дело в том, что основным зрителем того периода были военные офицеры. Купеческое сословие было занято делами, к тому же купцы в массе своей были религиозны, они считали неприличным смотреть на полуголых девиц, которые скакали на лошадях и ходили по проволоке. А офицеров, наоборот, это привлекало. Когда Николай I решил бороться за нравственность и издал указ, запрещающий офицерам приходить за кулисы и волочиться за артистками, интерес к цирку у них пропал. Вторая причина, по которой государство отказалось тогда от цирков, тоже была серьезной. Когда создавали цирковое училище, туда набрали девушек из балетных школ и, толком не обучив их, отрапортовали императору, что выпуск готов. В результате прямо на его глазах артистки срывали трюк, падали и калечились...

Как Есенин чуть не убился, выступая на коне

- Вскоре после революции начальником Госцирка назначили женщину, чей супруг был поэтом-любителем и поклонником творчества Сергея Есенина. По словам Анатолия Мариенгофа, Есенин ему сказал: «Толя, артистам цирка дают отсрочку от армии. Чтобы не убили на полях Гражданской войны, пойдем к Наташе (так звали главу Госцирка. - Ред.) и попросим - пусть введет нас в программу!» Та, конечно, посодействовала...

Есенин должен был выезжать на лошади и читать революционные стихи. Первый и второй раз поэт выехал нормально, а на третий день они с Мариенгофом на радостях напились, и Есенин свалился посреди манежа с белой лошади, не дочитав стихи. Ударился головой о манеж, пришел за кулисы и сказал: «Толя, пусть лучше убьют на фронтах Гражданской войны, чем в манеже!»

Как тигров доводили до жуткого стресса

- Настоящей дрессурой первыми в мире занялись немцы. В России же были так называемые укротители, которые имитировали работу с хищными животными, показывали, как трудно и опасно находиться рядом с тигром или львом. Выходил дядька - лысый, большой, с усами, отставной капитан какой-нибудь в военизированной форме, - который бесконечно хлопал бичом и бесконечно колол трезубцем этого тигра. Мог стрелять из пугача, то есть создавалась видимость, что это дрессура. Но на самом деле это было обычное запугивание, которое доводило животное до жуткого стрессового состояния. Чтобы развивать собственную школу дрессуры, Главцирк (прежнее название Росгосцирка. - Ред.) приобрел в Германии несколько цирковых аттракционов с хищниками. Настоящей дрессурой, основанной на знаниях повадок животных, первым начало заниматься семейство Гагенбеков в конце XIX века.

Как воевали джигиты

- Во время войны многие цирковые артисты ушли на фронт воевать. Джигиты Тугановы устраивали целые рейды по тылам противника и использовали при этом свои цирковые навыки. Например, уходя от погони, изображали убитых в седле или, чтобы их не застрелили, пролезали под животом лошади. И человеческие потери в цирковом кавалерийском отряде были значительно меньше, чем в обычных.

Как в России изобрели хулахуп

Росгосцирк гордится не только русской цирковой школой, но и изобретением собственных жанров, которые взял на вооружение весь мир.

- Один из них - выступление с хулахупом. Помните, раньше в кино перед сеансом документальный киножурнал показывали. И вот режиссер, придумавший этот номер, потом рассказывал, что увидел на экране, как африканская девушка закручивает ногой обруч из лианы, и его осенило!

КАК ПОЯВИЛСЯ «ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ»

- До начала 60-х годов в советском цирке было третье отделение, в котором соревновались борцы вольного стиля. И их убрали по двум причинам. Во-первых, там существовал неофициальный тотализатор. А во-вторых, борьба без драматургии была бы не так интересна, и поэтому цирковые поединки были не настоящими, а постановочными. Кстати, самим борцам было важно знать, кто же из них сильнейший на самом деле. И еще до революции они ездили на соревнования в Гамбург, где боролись без всяких сценариев. Так появилось выражение «по гамбургскому счету» - то есть без дураков, без всяких придумок, истинная чистая борьба.


Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru