Вернуться к обычному виду

Андрей Дементьев-Корнилов: Цирк всегда был вне политики

Опубликовано: 11 Октября 2014  |  Источник: "МИР24" интернет-портал" Возврат к списку
Андрей Дементьев-Корнилов: Цирк всегда был вне политики
Москва, 10 октября. «Герда! Хобот! Претти! Нога!», - дает команды своим слонихам дрессировщик Андрей Дементьев-Корнилов. И вот Претти встает на шар четырьмя ногами и катит его по манежу, а Герда встает на передние лапы и крутит обруч на хоботе и на задней ноге. После репетиции - как всегда обед. В среднем, на то, чтобы покормить слонов, уходит минут 40.

Обед, так же, как завтрак и ужин, состоит из трех частей – первого, второго и третьего. Слоны очень добрые и любвеобильные животные. Поэтому после обеда – заслуженный поцелуй. Слониха протягивает хобот и целует в щеку своего дрессировщика. У Андрея со слонами очень доверительные отношения. Он даже говорит, что с животными работать гораздо легче, чем с людьми. Если им что-то не нравится, они сразу это покажут, и не будут лукавить.

О том, как с десятилетиями менялся жанр дрессуры, что едят слоны и как политическая ситуация отразилась на цирковом искусстве в преддверии гала-концерта, посвященного 95-летию Росгосцирка , рассказал в эксклюзивном интервью «МИР 24» представитель одной из старейших цирковых династий в мире, дрессировщик слонов Андрей Дементьев-Корнилов.

- Андрей, в этом году Российской государственной цирковой компании исполнилось 95 лет. 11 октября пройдет гала-концерт, постановщиком которого стала Ваша мама – Таисия Анатольевна Корнилова. Что Вы приготовили для зрителей? Приоткройте немного завесу тайны.

Да, действительно, это представление посвящено 95-летию Росгосцирка. Это важное событие для всех – и для детей, и для взрослых. Это праздник для всех, кто неравнодушен к цирковому искусству, для тех, кто считает за честь отмечать эту дату. Хочется сказать, что тех, кто стоял у истоков цирка и создавал его, с каждым днем становится все меньше. Поэтому наше представление будет посвящено именно им – ветеранам цирка. Мы хотим выразить признательность и глубокое уважение старшему поколению. Этот замысел и пройдет красной нитью через все наше представление.

В шоу будут представлены зарисовки джигитов Мерденовых под руководством Юрия Мерденова, наш аттракцион со слонами, красочное шоу Гийи Эрадзе, известное во всем мире. В общем, для гала-концерта были отобраны лучшие номера. Костюмы, реквизиты, зарисовки – все будет оформлено в стиле ретро. А я буду работать в непривычном для себя образе. На мне будет строгий классический костюм, цилиндр и ботфорты – все то, в чем выступал мой прадед.

- Кстати, о прадеде и о Вашей династии. Сколько ей уже лет? И с кого она началась?

Нашей династии около 130 лет. Началась она с Ивана Лазаревича Филатова, который являлся владельцем зооцирков и зверинцев по России. В то время это была достаточно известная практика - показы экзотических животных населению. Для всех было большой экзотикой – увидеть слона.
И вот как раз мой прадед познакомился с моей прабабушкой в цирке. Он показывал животных в зверинце, а прабабушка стояла на входе и продавала билеты. Сначала прадедушка работал как ассистент, а потом как дрессировщик. У него в аттракционе было 11 слонов.

- Как эволюционировал жанр дрессуры? Если взять, скажем, те времена, когда работал Ваш прадед и сегодняшний день. Что изменилось? И когда было легче работать – тогда или сейчас?

Да, этот жанр, действительно, существенно менялся. Прогресс идет не только в технике и технологиях, но и в нашем деле – дрессуре. После того, как на телевидении появились каналы о животном мире, людям стала доступна информация об их жизнедеятельности. И это, во многом, изменило отношение и подход людей к животным.

Что касается эволюции. Раньше, в конце XIX-начале ХХ века дрессура состояла в том, чтобы вывезти клетку с хищным животным, зайти в нее, закрыться и выстрелить в воздух из револьвера. Животное пятилось в угол клетки и тем самым демонстрировалось величие человека над животным. Дрессура сегодня – это демонстрация позитивных взаимоотношений между человеком и животными.

- Что касается взаимоотношений. Как Вы находите общий язык со своими слонами?

Это, наверное, многолетняя практика. Во-первых, они разумные животные. Они все понимают. А, во-вторых, это ежедневные репетиции. Благодаря им развивается мышечная память, и все движения происходят на автомате.

- Если говорить о Вашем первом выступлении. Насколько я знаю, именно здесь, в Московском Цирке Никулина на Цветном Бульваре, состоялось Ваше первое в жизни выступление на большой арене. Расскажите, как это было?

Когда мне было 12 лет, Юрий Владимирович Никулин подошел к моему отцу и сказал: «Кажется, мальчик уже перезревает. Пора начинать работать». После этого меня решили вывести на манеж. Тогда я начал работать с моим старшим двоюродным братом Александром Червоткиным, который выходил на арену в образе коверного. Это классический прием всех аттракционов с животными и иллюзий. Коверный – это человек, который вносит некий дисбаланс, комикует, наводит контакт артистов со зрителями. И вот однажды я сидел в зале, ко мне подошел клоун Александр Червоткин и вытащил меня на сцену. А я якобы сопротивлялся. Потом я упал через барьер, а в этот момент меня подхватил слон и начал делать трюк – крутиться на одной ноге вокруг своей оси. Это был мой первый выход на манеж. А уже потом из меня сделали маленькую копию моего отца, и я делал несколько трюков на африканской слонихе.

- Ваша мама Таисия Анатольевна – тоже дрессировщик. Как женщина может держать в повиновении коллектив слонов?

Во-первых, у слонов существует матриархат. Поэтому они достаточно быстро и успешно находят между собой общий язык. Мама начала работать со слонами еще раньше, чем я – с шести лет. Поэтому она тоже очень многое знает об этих животных и очень часто мне что-то подсказывает. Поэтому главными моими тренерами на сегодняшний день являются мама и бабушка.

- У вас сейчас в коллективе 4 слонихи. Почему Вы работаете только с самками?

У моего прадеда были два самца. И однажды во время периода муста (полового созревания) один из слонов набросился на него и чуть не убил. На самом деле, в период муста у слонов из желез выходит жидкость, и они становятся агрессивными, поэтому в каждом мужчине они видят соперника. После этой истории было решено сдать самца в зоопарк, а самок оставить. Поэтому сегодня мы набираем к себе только самок.

- Расскажите о Ваших слонихах. Как их зовут, сколько им лет, откуда они?

Самой старшей слонихе 56 лет. Ее зовут Ранга. Она была привезена из Индии. Две другие слонихи - Претти и Герда - были привезены из Таиланда. Им сегодня по 23 года. А маленькая слониха Марго была привезена 3 года назад из Китая. И уже, кстати, добилась больших успехов.
С ней приключилась интересная история. Когда она пришла в слоновью семью, то сразу же подошла к слонихе Претти. Она сразу же улеглась у ее ног и заснула. И пока она спала, старшие слонихи засыпали ее сеном и никого к ней не подпускали.

- А сколько в среднем живут слоны?

Слоны живут в среднем около 60-70 лет.

- А что они едят? Из чего состоит их рацион?

Завтрак у них начинается с момента репетиции. На этом построена наша дрессура и наша методика. Она заключается в том, что все самые их любимые лакомства мы им даем на репетиции после того, как они сделают тот или иной трюк. Они едят яблоки, бананы, сахар, хлеб. После репетиции их поят водой, а потом кормят кашей. Каша состоит из четырех компонентов – риса, пшенки, гречки и геркулеса. Потом мы им даем сено. Кстати, сено они едят в течение всего дня. А вечером, на ужин они едят овощи. В летнее время мы можем побаловать их арбузами и дынями. Едят они примерно 18 часов в день. Это связано с тем, что у них нет желчного пузыря, поэтому они постоянно должны питаться. Они не кушают только тогда, когда спят.

- А как Вы перевозите слонов?

Существует специальный транспорт, который, к сожалению, не поставлен на широкое производство. Это самодельные полуприцепы, которые оборудованы специальным подогревом и специальными приспособлениями для того, чтобы животных можно было в дороге кормить и поить. Что касается дальних перевозок, то обычно мы стараемся делать маршрут не более полутора тысяч километров.

- А на самолетах перевозите?

Да, самолеты мы тоже используем для перевозки. Правда, это очень дорогое удовольствие. Обычно мы используем большие самолеты, которые перевозят большие грузы и военную технику.

- Я слышала, что когда слонов перевозят на самолете, им дают водку или вино, чтобы они успокоились и уснули. Это правда?

Да, это присутствует в практике. Мы им даем вино или водку, разбавленную водой.

- Говорят, что слоны, в отличие от других животных, очень злопамятные. Это так?

Да, действительно, у них очень хорошая память. Поэтому нужно быть с ними осторожными. И нужно относиться к животным как к самому себе. И если у вас сложились честные доверительные отношения с ними, то можете быть спокойны.

- А Ваши слонихи отличаются по характеру?

Конечно. Они все разные. Например, Ранга очень спокойная, мудрая, может быть, в силу своего возраста. В то же время она всегда может настоять на своем. Марго – это шалтай-болтай. Бегает, прыгает, задирается со всеми слонами, но в то же время она очень добрая. А вот Герда, например, очень ранимая слониха. Я бы даже сказал, что она самая утонченная, несмотря на то, что она самая большая.

- А как это проявляется?

Она всегда находится в стороне. Если к нам приходят люди и начинают кормить слонов, все сразу лезут вперед, а она как-то скромничает. А если и пытается пролезть вперед, то Ранга или Претти ее отодвигают. Поэтому она так стоит в стороне.
Претти - это типичная красотка. Она любит всех целовать. У нее очень красивые глаза. Она избалована чрезмерным вниманием. Претти знает, что она красивая, и пользуется этим. Поэтому ей многое сходит с рук.

- Правда ли, что бывают более способные животные и менее способные? Можно ли вообще говорить об артистическом таланте у животных, если в их природе не было заложено никаких выступлений?

Да, это так. Все зависит от индивидуальных способностей и физиологии. Мы смотрим, на что они способны, еще в детстве. А потом начинаем активно работать над их талантами. У кого-то хорошо получается держать баланс, кто-то умеет делать тот или иной трюк, кто-то более гибкий.

- А с кем легче работать – с животными или с людьми?

С животными.

- Почему?

Во-первых, животные более искренние. Если им что-то не нравится – они это показывают. Если нравится – они тоже это показывают. А люди все-таки могут в лицо тебе улыбаться, а думать что-то совершенно иное. Поэтому с людьми сложнее.

- А вот что касается взаимоотношений с людьми. Насколько цирковой мир жесток? Всегда ли это здоровая конкуренция?

Цирк – это то место, где люди доказывают, на что они способны. Ни больше, ни меньше. А для того, чтобы что-то доказать, нужно много работать и оттачивать свое мастерство. Поэтому на интриги, как правило, времени просто не остается.

- А какой в Вашем аттракционе самый сложный трюк?

Да. Только она это делает. Есть еще один сложный трюк – это когда Претти ходит на шарике. Это тоже делает только она.

- Давайте теперь поговорим о ситуации с цирком в целом. Не раз говорилось о том, что сегодня цирку не уделяют должного внимания. Кроме того, сегодня мало известных цирковых фамилий на слуху. На ваш взгляд, с чем это связано?

Мне кажется, это связано с экономическими проблемами, которые существуют на сегодняшний день в цирке. Из-за них очень многие цирки пришли в сильное запущение. Поэтому для того, чтобы соперничать с такими основными конкурентами, как Сirque du soleil и китайский цирк, нужно создавать благоприятные условия для артистов. Кроме того, необходимо больше внимания уделять тренерскому корпусу. Проблема в том, что на сегодняшний день многие наши мастера уехали в Китай, чтобы тренировать китайских артистов.

Когда только создавался российский цирк, мы были лучшими артистами. Тогда шла активная работа над актерским мастерством, над образностью, над костюмами. Привлекались лучшие художники, сатирики, писатели, поэты, которые писали репертуар на злобу дня. Когда Луначарский издал указ о том, что кино и цирк будут являться основными видами искусства, которые будут доносить в массы пропаганду тех качеств, которыми должен обладать каждый советский человек, тогда цирку уделялось огромное внимание. Появилось очень много мастеров и талантливых артистов. Тогда был огромный вклад со стороны государства. Сегодня этого нет. А когда этого нет, люди начинают искать лучшей жизни на стороне.

- Отразилась ли каким-то образом на цирке обострившаяся политическая ситуация?

Цирковое искусство политика пока еще не коснулась. Но уже пошли разговоры о том, что всех иностранцев нужно как-то по–особому регистрировать. Я даже слышал о том, что некоторых артистов попросили уехать к себе на родину.

- Это пока только на уровне разговоров?

Да, пока только на уровне разговоров. Надо сказать, что цирк всегда был тем местом, где работали артисты разных национальностей. Очень много людей было из республик бывшего Советского Союза. И цирк всегда был вне политики.

- В последнее время очень часто проводятся различные акции в поддержку защиты животных, пишутся статьи об издевательствах над животными, о жестоком обращении с животными, в том числе, в цирке. Что вы думаете об этом?

Я очень серьезно отношусь к этому вопросу. Когда люди говорят о жестоком обращении с животными, то, в основном, они судят по каким-то единичным случаям. Бывает, что и люди жестоко обращаются друг с другом, бывает, что родители убивают собственных детей. Но это же не значит, что теперь всем женщинам нужно запрещать рожать и воспитывать детей. Поэтому я считаю, что нельзя судить всю нацию по отдельным ее представителям.

- Вадим Галоев – гендиректор Росгосцирка заявил, что цирк – самое честное искусство. Вы согласны с этим?

Да, согласен. Если человек жонглирует семью мячами, то он жонглирует семь мячей. Если у него не получается – то все видят, что у него не получается.

- Каким Вы видите цирк лет через 10? Что бы вы хотели, чтобы изменилось в цирке?

Я бы хотел, чтобы были созданы те условия, которые необходимы для циркового прогресса. Нужно привлекать больше мастеров, поддерживать детей, цирковые самодеятельности. Ведь в каких-то маленьких городах или даже селах есть такие самородки, которых нужно поддерживать и развивать. И только тогда, когда будет самый важный ресурс – артист – можно будет создавать настоящее шоу.

Беседовала Татьяна Поддубская

Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru