Вернуться к обычному виду

Весь вечер на манеже

Опубликовано: 10 Ноября 2014  |  Источник: Редакция газеты «Вечерняя Москва» Возврат к списку
Весь вечер на манеже

Большой праздник под куполом.
Российский государственный цирк отмечает 95-летие.

Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки в России стали государственными, был подписан 26 августа 1919 года. Росгосцирк широко отмечает юбилей. И будет праздновать весь сезон: на площадках страны идут юбилейные представления. Цирк на Цветном презентовал программу «Вот это — цирк».

Вся задействованная молодежь уже лауреаты международных конкурсов. Копилка наград Большого цирка на Вернадского в сентябре пополнилась: во французском Домоне на XV Международном цирковом фестивале департамента Валь-д’Уаз победила воздушная гимнастка Вероника Тесленко.

95 лет — дата громкая, и российскому цирку есть чем гордиться. Например, династиями. Начиная с Дуровых и Филатовых-Корниловых. Или тем, что на Вернадского открылся самый большой стационарный цирк в мире. И тем, что на манеж на Цветном бульваре выходили самые талантливые клоуны планеты.

Сегодня эстафету подхватил гуттаперчевый, танцующий и играющий на ударных Владимир Дерябкин-младший, сын дрессировщика Владимира Дерябкина. Цирковое училище в столице десятилетиями держит престиж и планку качества, кует отличные кадры. Из этих стен вышли и асы речевого жанра: Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Илья Олейников, певица Елена Камбурова.

«Цирк не любить — все равно что детей не любить!» — пел в своей самой «цирковой» песне Юрий Никулин.

Странно было бы, если бы кто-то наш цирк не любил. Как в СССР шутили: «Советский цирк циркее всех цирков». И российский тоже. Одна зрительница после нового представления в Цирке Никулина на Цветном сказала: «Цирк можно сравнить только с детством». Цирк — это такая планета.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вадим Гаглоев, гендиректор Росгосцирка:

- У российского цирка свое уникальное лицо — то, что делаем мы, не делает ни Дю Солей, ни китайский цирк. Мы должны идти своим путем. Думаю, что будущее за симбиозом между традиционным цирком и свежими веяниями. Нам нужны молодые режиссеры, мы открываем двери для любого эксперимента. Вообще хотим сделать на базе нашего центра циркового искусства творческую лабораторию. Новый российский цирк невозможен без новых технологий, они творят чудеса. Но при этом мы сохраним театральную основу для постановки цирковых представлений.

НА СЛУХУ. ДИНАСТИИ

Иллюзионисты

Кио. Основателем знаменитой династии стал Эмиль Теодорович Кио (1894–1965). Он первым показал фокусы, принципы которых в своих номерах до сих пор используют артисты этого жанра из разных стран. В 1960 году Эмиля Кио признали лучшим фокусником мира, а в 1961-м он получил золотую медаль Международной артистической ложи в Дании. Династию продолжили два сына Кио — Эмиль и Игорь.

Сегодня Эмиль Эмильевич возглавляет Союз цирковых деятелей России. Любопытно, что в свое время его учеба в МИСИ пригодилась ему при конструировании так называемой волшебной веревки, позволяющей гимнасту исполнять трюки на вертикально стоящем незакрепленном канате.

Игоря Кио (1944–2006) называли загадкой XX века, он единственный иллюзионист, ставший в 1970 году обладателем Международной премии «Оскар». Возможно, когда-нибудь мы увидим на манеже и его внуков — Игоря и Никиту.

Дрессировщики

Запашные. Династия дрессировщиков Запашных, одна из старейших и самых известных (ей более 125 лет), началась в 1882 году с клоуна Карла Томсона. Его дочь Лидия, наездница и гимнастка, вышла замуж за бывшего грузчика Михаила Запашного, которого вывел на манеж сам Иван Поддубный. В семье Лидии и Михаила родились пятеро детей, двое из которых — Вальтер и Мстислав — стали всемирно известными дрессировщиками.

Династию продолжили дети братьев Запашных: у Вальтера — дочь Марица, единственная в мире укротительница пантер. Вместе с ней сегодня выступает и ее сын Дан. Стали знаменитыми дрессировщиками хищников и сыновья Вальтера Запашного — Эдгар и Аскольд, которые в клетку с тигром вошли еще детьми, «держась за папины ноги». Династию Мстислава Михайловича продолжил его сын Мстислав.

Наездники-джигиты

Кантемировы. Основатель — Алибек Кантемиров (1882–1975), дебютировавший в 1907 году в Батумском цирке с номером «Соло-джигит», стал основоположником отечественной школы джигитовки и конных трюков в кино. В 1924 году впервые в советском и мировом цирке представил публике групповой конный аттракцион джигитовки.

Труппа «Джигиты Али-Бек» одной из первых получила возможность гастролировать в лучших европейских цирках. Артисты в качестве дрессировщиков, каскадеров и актеров принимали участие в съемках более 50 фильмов, заложив основу профессии конного каскадера. В 1940–1970 годы славу мастеров конного цирка упрочили представители второго поколения: Ирбек Кантемиров возглавил труппу в 1968 году, а Мухтарбек создал свой конно-акробатический театр «Каскадер», известный постановками на исторические сюжеты. В 1994 году лидером труппы стал внук основателя Маирбек.

НАШЕМУ ЦИРКУ – 95 ЛЕТ!

Сказочные персонажи, яркие костюмы, световые и звуковые инсталляции последнего поколения — все это представлено в спектакле «Зак-Ли-Натель» Цирка на проспекте Вернадского. В роли Джинна — Василий Бойчин.

Программа Цирка Юрия Никулина «Вот это — цирк!» даже искушенного зрителя удивляет экстремальными номерами акробатов, канатоходцев и парящих под куполом воздушных гимнастов. Номер «Гимнастка в кольце» Марии Ефремкиной.

«В золотом саду» — один из номеров новой программы «Вот это — цирк!» Публика с восторгом наблюдает, как четко работают экзотические попугаи под руководством дрессировщика Александра Оноприенко.

ЗВОНКИЕ ИМЕНА

Михаил Румянцев (1901–1983)
Клоун
Карандаш провел на арене 55 лет. Самый известный номер «Соберите Венеру».

Олег Попов (род. в 1930)
Клоун
В 1951 году дебютировал как коверный. Самый знаменитый клоун времен позднего СССР. После номера «Солнце в авоське» его называют «Солнечный клоун». Живет в Германии.

Леонид Енгибаров (1935–1972)
Клоун-мим
В 1960-м впервые гастролировал в Цирке на Цветном: успех был оглушительный. Занял I место на Международном конкурсе в Праге.

Маргарита Назарова (1926–2005)
Дрессировщица тигров
Славу на весь Советский Союз Назаровой принесла главная роль в фильме «Полосатый рейс».

Маргарита Назарова (1926–2005)
Дрессировщица тигров
Славу на весь Советский Союз Назаровой принесла главная роль в фильме «Полосатый рейс».

Ирина Бугримова (1910–2001)
Дрессировщица львов
Дворянка по рождению, занималась мотоспортом и дебютировала в 1931 году в номере «Полет на санях из-под купола цирка». Прославилась на весь мир с номером-спектаклем, где роли исполняли львы.

НОВЫЕ ИМЕНА

Вячеслав Спирин (30 лет) и Станислав Котельников (32 года)
Силовая пара
Их номер «Тени» завоевал Гран-при на XIII Международном фестивале циркового искусства (2014).

Василий Тимченко (28 лет)
Дрессировщик морских львов
В 2014 году получил золото на XVI Международном фестивале циркового искусства в Латине (Италия).

Энрико Аннаев (23 года)
Жонглер
Победитель Европейского молодежного циркового фестиваля в Висбадене (2014).

Игорь Стынка (46 лет)
Акробат
Руководитель номера «Русская палка», его участники стали победителями XI Международного фестиваля акробатического искусства, только что прошедшего в Ухане (Китай).

Аркадий Шатиров (48 лет)
Акробат, дрессировщик диких зверей
Руководитель номера «Русская палка», участники которого стали триумфаторами — золотыми призерами — Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол-2014».

АЗБУКА МАНЕЖА

  • Антиподист
    Артист, жонглирующий ногами.
  • Берейтор
    Помощник дрессировщика лошадей, объездчик молодых коней, мастер по обучению верховой езде.
  • Вольтижер
    Выполняет гимнастические и акробатические трюки на лошади, мчащейся по кругу.
  • Гротеск-наездница
    От французского «причудливый», «комичный» — наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.
  • Клишник
    Артист, демонстрирующий предельную гибкость тела при сгибании вперед.
  • Коверный
    Амплуа клоуна, выступающего во время смены ковра в паузах между номерами.
  • Ловитор
    Гимнаст или акробат, который ловит партнера в момент исполнения гимнастического трюка.
  • Престидижитатор
    Фокусник, манипулирующий мелкими предметами: картами, шариками, монетами, платками, лентами.
  • Рыжий клоун
    Наивный и нелепый клоун-растяпа в русском цирке называется Рыжий, а в западноевропейском — Август.
  • Униформист
    В обязанности входят обслуживание цирковой арены во время представления и на репетициях, подготовка манежа к началу программы, ассистирование артистам и даже участие в клоунских антре.
  • Чревовещатель
    Артист, говорящий не открывая рта и не шевеля губами.
  • Шпрехшталмейстер
    В переводе с немецкого — «начальник конюшни». Участвует в репризах клоунов, руководит униформистами, следит за выполнением правил техники безопасности. В российском цирке должность называется «инспектор манежа».
  • Эквилибрист
    Артист, сохраняющий равновесие при исполнении трюков на неустойчивых предметах.

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева в Москве получило свой статус в 1961 году, когда во Всесоюзной школе циркового искусства открылось отделение эстрады для подготовки артистов речевых и оригинальных жанров. Школа до 1934 года была техникумом, который, в свою очередь, родился из трехлетних курсов.

Стать студентом ГУЦЭИ престижно, а что поступить туда трудно — знает не одно поколение абитуриентов. Будущие артисты изучают историю мировой культуры и искусства, в ряду дисциплин также хореография, актерское мастерство, пантомима и грим.

ПЕРВЫЙ - ДОМАШНИЙ, ВТОРОЙ – БОЛЬШОЙ

В Москве два прославленных цирка: старейший на Цветном бульваре и Большой на проспекте Вернадского.

Цирк на Цветном бульваре появился в 1880 году. В 1989 году зажил новой жизнью после четырехлетней реконструкции. С 96 года носит имя Юрия Владимировича Никулина.

Цирк на Вернадского открылся в 1971-м и стал самым большим в мире.


Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru