Вернуться к обычному виду

«Для клоуна главное — доброта!»

Опубликовано: 14 Ноября 2014  |  Источник: www.mknews.de Возврат к списку
«Для клоуна главное — доброта!»

На рождественских праздниках в знаменитом цирке Landauer Weihnachtscircus состоится сенсационное событие: впервые на арене легендарный «солнечный клоун» Олег Попов и любимец зрителей рыжий озорной Антошка дадут совместное представление для детей и взрослых. 4 января в 19 часов состоится «МК»-Гала и половина выручки от сбора билетов на это представление пойдет на лечение Оленьки Хопта — мужественной тяжелобольной «девочки-бабочки» из России, которую поддерживает редакция «МК-Соотечественника».

Наша газета уже не раз писала о судьбе 9-летней Оли Хопта из России. Девочка от рождения больна редким генетическим заболеванием — буллезным эпидермолизом. Таких детей во всем мире называют «ребенок-бабочка», из-за нежной, чувствительной и ранимой кожи. Лечение Оленьки проходит в Германии, в городе Фрайбурге, и мы безмерно благодарны всем, кто принял посильное участие в благотворительной помощи этому ребенку. В декабре ей предстоит очередная операция. К сожалению, не последняя.

4 января 2015 года в 19 в часов в Рождественском цирке Ландау состоится «МК»-Гала. Билеты на это представление наши читатели смогут приобрести уже сейчас по сниженной цене! Взрослые любители цирка могут насладиться великолепной цирковой программой и увидеть знаменитых на весь мир клоунов Олега Попова и Антошку в цирке, купив «детские» билеты. На входе надо будет лишь сказать: «МК». Половина вырученных средств от продажи билетов на это представление пойдет на счет Оли для ее лечения. Пусть в Рождество случится чудо, и еще один маленький и беззащитный человек сможет улыбаться благодаря и вашей помощи. Спешите делать добро!

В преддверие выступлений легендарный «солнечный» клоун Олег Попов и актриса Екатерина Можаева, известная всем малышам как озорной и лукавый Антошка, ответили на вопросы «МК-Соотечественника».

— Как возникла идея сотрудничества с издательством «МК-Германия»?

Антошка: Еще когда я работала в Союзе, мы много ездили с гастролями и, в принципе, нас хорошо знали и принимали во всех уголках страны. Мы снимались на телевидении в программе «Будильник», «Спокойной ночи, малыши!», был снят фильм «Антон и Антошка»… И то поколение нас хорошо знает, помнит и любит. Мне до сих пор приходят письма, что, вот, мол, «я видела вас, будучи ребенком и до сих пор не могу забыть». Олега Попова само собой… Это было время «Московского комсомольца». Сейчас-то мы можем спокойно говорить о политике и о чем угодно, а в те времена «МК» был для всех свежей струей. У меня было много друзей-журналистов, которые работали в газете, и она не только перепечатывала материалы из «Правды», потому что времена были такие, что уж говорить… шаг вправо, шаг влево… расстрел! Но именно «Московский комсомолец», несмотря на строгую цензуру и множество запретов, умудрялся высказывать свою точку зрения. Я восхищаюсь этими людьми. Мне, как клоуну, было намного легче — прикрыться пантомимой, к примеру. Мы говорили то, что хотели, как допустим в политической репризе «Марионетка»… но мы говорили, что это история для детей. Я родом из Сибири и у нас не принято говорить комплименты, но к этой газете у меня огромное уважение. За столько лет суметь сохранить не только название — это о многом говорит. Жизнь состоит из случайностей, мы могли бы не встретиться, но раз это произошло, значит, судьба. Все сошлось в одну точку.

Что касается нашей общей программы: мы с Олегом встречались в Союзе, но работать вместе никак не получалось. Никогда сильные клоуны в одной программе не работают. Но здесь, в Германии, мы создали спектакль. Олег Попов постоянно растет, самосовершенствуется морально. Он любит свою работу, по-настоящему великий клоун и энтузиаст. И когда возникла идея сделать рождественский спектакль, медиа-сотрудничество с вашей газетой пришлось как нельзя кстати.

— Половина суммы выручки от реализации билетов на Гала-вечере «МК» пойдет на благотворительные цели в пользу тяжело больного русского ребенка. Что вы думаете об этой идее?

— Благотворительность? Мне больше нравится слово «милосердие»… Я — клоун, доктор-клоун. Вы слышали об Адамсе Пэтче (американский доктор-клоун Пэтч Адамс, известный многим по фильму «Целитель Адамс» - ред.)? Он мой большой друг. Каждый год уже 25 лет подряд он ездит в Россию и выступает в госпиталях, диспансерах, где лечат туберкулезных и онкобольных детей, в Сергиеве Посаде, где находятся слепоглухонемые дети. Я тоже этим занимаюсь — и с ним, и без него. Потому что клоун-доктор, это не просто слова. Это по-настоящему лечит! У меня есть тысячи историй исцеления и физически, и психически больных детей. Для них встреча с таким клоуном — светлое пятно в жизни. И не важно где находятся эти дети: на Кубе или в Африке, в Европе или в России. Мы всегда оказываем помощь, если представляется такая возможность. И опять же… Его величество случай! Оказать милосердие больной русской девочке, ребенку, который с рождения мужественно сражается за свою жизнь, что может быть лучше? Деньги, к сожалению, в нашей жизни имеют большое значение. С ними можно и оказать медицинскую помощь, и облегчить боль чисто физически. Естественно, я всей душой за этот проект и говорю «Да! Да! Да!», если в силах помочь.

— Олег, Антошка, вот вы оба имеете свои знаменитые репризы, ставшие «легендой» клоунады. В декабре вы примете участие в шоу «Фестиваль клоунов» в Рождественском цирке Ландау. Вы впервые вместе на манеже?

Олег Попов: Да, мы выступим впервые вместе на арене, и у меня есть для этого случая реприза, как раз для Антошки. В своей голове раскопал. Она пока не знает, я потом после интервью ей расскажу. Для женщины трудно что-то придумать... Но на рождественском шоу у нас будет общий номер. (Антошка радостно сжимает кулачки и жмурится от удовольствия). У тебя был свой автор? (Обращается к Антошке). Ведь авторов почти ни у кого нет. Цирк — это не театр, где для актеров пишут гениальные пьесы. Каждый сам себе придумывает и образ, и музыку подбирает, и костюм, и грим, и все остальное.

Антошка: Это для меня настоящий сюрприз. Я не знала, что Олег подготовил для нас общую репризу. Я просто в восторге, что мы будем работать вместе!

— Олег, недавно вы отпраздновали свой 84-день день рождения и 70-летний юбилей творческой деятельности, ведь свою карьеру как клоун вы начали в далеком 1954 году. Уверена, что в вашей памяти сохранилось выступление, которое оставило у вас самые яркие воспоминания?

— Да, есть одно такое… Это было самое первое мое выступление, когда директор цирка попросил заменить заболевшего клоуна. Я вышел на манеж — и все… больше я ничего не видел, и ничего не помню! (Заразительно смеется). Вот такое мое самое первое выступление. Но оно было... Потом потихонечку я прозрел и уже стал смотреть на публику, а публика начала смотреть на меня. Потом посмотрел на меня и директор, который написал письмо в «Союзгосцирк», что, вот, мол, Олег Попов первый раз выступил в Саратовском цирке, очень понравился публике, и мы рекомендуем ему продолжить эту работу. И после этого меня послали в Ригу работать клоуном.

— Михаил Швыдкой, в бытность министром культуры РФ, однажды упомянул вас как первое лицо русской культуры в Западной Европе. Прошло уже много лет. Как изменилось с тех пор отношение к цирку и как его теперь воспринимает новое поколение зрителей? Являетесь ли вы по-прежнему лицом российской культуры?

— А куда денешься-то?! Русский человек в любой ситуации, где бы он не находился, будет оставаться русским человеком. Так и артист. Мне очень приятно, что бывший министр культуры вспомнил обо мне... Я не выступаю в России уже более 30 лет, но многие зрители, которые в цирк приходили, глядя на мои выступления, вспоминают свое детство. И мне это очень приятно. Никуда русский дух не денется. Я ведь и музыку подбираю, в основном, русскую, ну и сам образ, от которого в свое время отталкивался, это образ Ивана-дурачка из сказок… Такой Шалтай-Болтай, но он всегда помогал людям, преодолевал всякие препятствия в жизни и оставался для всех героем, как и Чарли Чаплин.

— Антошка, вы принадлежите к последующему поколению российских клоунов. Олег Попов уже был мировой звездой, когда вы впервые вышли на арену цирка. Для вас уже проще было завоевывать европейскую арену?

Антошка: Я вспоминаю первую встречу с Олегом Поповым, он даже об этом не знает… В моем городе были гастроли московского цирка. Я с трудом попала на представление, у нас цирки всегда были переполнены публикой. Старалась быть как можно ближе к манежу, чтобы увидеть любимого клоуна. И тут вдруг он проходит мимо меня, вокруг тысячи людей, маленьких и взрослых, а он остановился напротив и посмотрел мне прямо в глаза! Этот момент я никогда не забуду… Потом, когда начала работать самостоятельно, никогда не копировала ни Олега Попова, ни других известных артистов, потому что каждый клоун должен создать свой уникальный, ни на кого не похожий образ. Он должен вести зрителей к любви, доброте и взаимопониманию, постоянно расти, придумывать и осваивать что-то новое. Настоящий Клоун с большой буквы — философ и поэт, это мое личное убеждение. Когда у меня были первые гастроли в Германии, мы созвонились с Олегом Поповым и вскоре встретились. Он для меня в клоунаде всегда был высшей ступенью мастерства. Только теперь, как клоун, я понимаю, насколько это тяжело и ответственно высоко нести свое имя, свой образ в других странах. Тяжелый, но такой благодарный труд…

— Олег, идентификация российских клоунов иная, чем в Западной Европе. Они беседуют со зрителем, изображают короткие истории, сценки. Многие европейские клоуны всего лишь веселят публику. Вы, работая долгое время в Германии, остались верны искусству русской клоунады?

Олег Попов: Когда я был маленький, мне мама давала деньги на мороженое. Я мороженое не покупал, а шел в кинотеатр, — у нас был неподалеку небольшой клуб, — и там смотрел фильмы Чарли Чаплина. Я тогда не мечтал стать клоуном, но я и по сей день люблю творчество Чаплина, ценю и уважаю его. Он для меня как икона, потому что если посмотреть все фильмы Чарли Чаплина, в них всегда заложена какая-то мысль… маленькая или большая, любовь, трагедия, не важно, но — мысль. И я старался всегда встроить в репризу какую-то мысль, быть может, совсем крохотную, незаметную, но не просто лишь бы насмешить публику. Мне очень понравилась одна давняя рецензия «Смех без унижения и пошлости». Русский человек — он в своей душе лиричен, именно поэтому у меня много лирических реприз.

— Вы до сих пор выступаете с огромным удовольствием на манеже и на эстраде. У вас есть какой-то особый секрет, чтобы сохранять такое состояние?

— Тайны у меня никакой нет. Но у меня всегда присутствует страстное желание, чтобы у каждого зрителя в сердце остался кусочек детства. Внутри. Чтобы человек не был черствым… Ведь клоун — это, как правило, добрый человек. Какую бы маску он на себя не надел — белый, красный, синий клоун, — все равно лично я вижу: добрый человек или нет. И публика это всегда чувствует, есть симпатия к нему или нет. Симпатия — это доброта. Для клоуна это главное. Доброта… Для меня каждый выход на манеж — это праздник. И я всегда остаюсь студентом, хоть и учился в академии… перед зрителем я всегда студент! И радуюсь, и, конечно, огорчаюсь, если что-то не получается. А энергию мне дает выбор моей профессии.

— Антошка, как вы себя ощущаете, работая на ринге вместе со всемирно известным коллегой?

— Я просто счастлива, что работаю с таким мастером. Такое случается не часто. Мы много лет живем в Германии, но лишь иногда встречаемся на короткое время, и это всегда доставляет большую радость и дает мне заряд положительной энергии. Я получаю любовь и наслаждение от встречи с таким талантливым человеком. Мы как малые дети радуемся возможности сделать что-то новое и необычное, придумать репризу, организовать совместный проект.

— Олег, вы как-то сказали журналистам: «Женщин-клоунесс отличает мягкий юмор». А каким типом юмора отличается, по вашему мнению, мужчина клоун?

— Главное, чтобы он не был грубым! Отличие мужчины и женщины в том, что они все делают по-разному. Женщина есть женщина. Никуда ей от этого не деться…

(Неожиданно в разговор вступает Антошка).

А.: Ну, вот мне самой стало интересно! Я же, например, не играю как мужчина?

О.П.: Ну, правильно… ты играешь такую шуструю девочку.

А.: (упрямо) И девочку я тоже не играю!

О.П.: Ну, не тетю же Мотю ты играешь…

А.: Нет, тетю Мотю я не играю. Я играю такого подростка…

О.П.: Ну, есть же такие девочки-шалуньи… вот ты такая, девчонка-шалунишка. И тебе всегда шестнадцать лет.

А.: О, спасибо!

(Оба смеются).

— Антошка, вы хотели бы, как Олег, 70 лет выступать клоунессой на манеже или эстраде?

— Я родилась клоунессой и, наверное, умру клоунессой. И хотя я дипломированный педагог, преподаю, веду мастер-классы, учу молодых клоунов, но оставить манеж по своей воле не смогу никогда. Поверьте, клоунада — это такая зараза, что пока я буду ползать, я не перестану этим заниматься. Работа клоуном приносит мне жизненную энергию. Было бы здоровье, до конца жизни работала бы и на арене, и на эстраде… Это мое самое большое желание.

— Олег, что бы вы хотели изменить в своей замечательной жизни в качестве клоуна, если бы представилась возможность повторить все сначала? Хотели бы вы в тот или иной момент скорректировать, улучшить свою жизненную линию?

— Я с удовольствием хотел бы прожить еще одну жизнь, но опыт, который я приобрел сегодня — унести с собой. Тогда вообще был бы шик!

— Какая ваша любимая реприза на манеже? Возможно, лирическая реприза «Луч» или та, что вместе с вашей женой Габи?

— Честно говоря, они все мои любимые. Наверное, как и дети у своих родителей. Если одну больше любить, а другую меньше, значит, одну ты лучше будешь делать, а другую хуже. А если ты любишь все свои репризы, ты одинаково хорошо их исполняешь. С любовью!

— Олег, Антошка! Одна популярная немецкая газета несколько месяцев назад признала вас как двух самых известных клоунов в мире. Каковы ваши мысли, когда вы читаете подобные высказывания?

А.: Когда я выхожу на манеж и вижу лица, глаза, слышу аплодисменты и чувствую симпатию людей ко мне, их радость, меня это безумно вдохновляет… Я счастлива! Конечно, хорошо, когда в той или другой газете пишут о моей работе, но я не схожу с ума от радости. Я читаю и мне это приятно.

О. П.: Ну, слава Богу, что не ругают… и это главное!

— Олег, у вас нет тайной мечты? Будьте откровенны! Я слышал как-то ваше пожелание, что было бы замечательно, если бы в Европе открылся цирк имени Олега Попова?

— В Союзе… в России — есть цирк имени Олега Попов, в Саратове, где я начинал работать. И, например, на одной из станций метро в Москве есть мозаичное панно с моим изображением. У меня не было такой цели добиться признания, но раз уж это делают, я рад, что мою работу отметили, значит, меня ценят, любят, уважают.

— Вы однажды сказали, что ваша нога никогда не ступит на российскую землю. Для этого у вас есть конкретные причины — боль, обида… Но могли бы вы, например, выступить с гастролями на Украине? Или в других странах бывшего Советского Союза?

— Да, если бы меня пригласили на Украину, и я бы сказал «стоп!» войне, я бы с удовольствием все бросил и поехал. Но там война… У меня не было детства, потому что когда я был маленький — шла война. Я ее ненавижу! Это приносит столько горя… Дома ладно, дома можно отстроить заново, но жизни человеческие не вернуть. Столько людей гибнет… Я ее ненавижу!

— Антошка, вы могли бы себе представить, что выступаете вместе с Олегом на Украине или в одной из бывших стран Советского Союза?

— Олег прав. Хоть сейчас поехали бы и в Армению, и в Грузию, и на Украину… Но там идет грязная война. Конечно, люди не виноваты, что руководство привело страну в такое состояние. Не понимаю, как могло такое произойти. Мы славяне, сотни лет были вместе, как братья и сестры связаны между собой. Всегда Украина была рядом с Россией, а теперь воюем друг против друга. На мой взгляд, эта война ни к чему хорошему не приведет. Под лозунгом «свободы» скрываются грязные помыслы коррупционеров и политиков, а простые люди страдают… У меня есть приглашение на Украину, но, как и Олег, я считаю, что пока идет война — нам там делать нечего.

— Олег, цирк в Европе в течение нескольких лет находится в условиях кризиса, зритель уходит, многие цирки просто-напросто закрываются. Что бы вы могли изменить? Что нужно вернуть на манеж?

— Не только в цирке… в театре, в кино, в медицине, в любой отрасли сейчас наступил серьезный кризис. Мы живем по принципу кардиограммы. Взлет и падение, взлет и падение… сердце бьется, человек жив. А как только пошла прямая полоса — все! Человек умер. Пусть будет так, со взлетами и падениями, потому что каждый такой спад заставляет задуматься: почему он произошел? Как его исправить? И поэтому мудрым человеком я называю того, который всю жизнь ошибался и исправлял свои ошибки. Значит, он больше знает, как сделать правильно в следующий раз. В ошибках заложен успех будущего!

— Сейчас есть много модерновых цирков, в которых инвестировано много денег, масса компьютерных новшеств, а программы неинтересные. Зритель недоволен, уходит. Отчего так?

— Вот я и хочу сказать, что не дирекция плохая, а программа бездарная. Нужно больше обращать внимания на молодежь. В Париже часто проводятся фестивали молодых артистов цирка. У них есть много чему поучиться. Все зависит от того, какие артисты выступают. А вот от директора зависит, каких артистов он приглашает. Об этом нужно думать в первую очередь. Вот раньше, когда я поступал учиться, на одно место было человек пятнадцать, а сейчас — почти никого. О чем это говорит?

— Антошка, что вы могли бы посоветовали режиссерам цирка, чтобы он вновь стал успешным?

— Я такого же мнения… Новые, прекрасно оборудованные цирки, не решат всех проблем. Инвестиции в оборудование цирков, в спецэффекты — это хорошо. Но и программы должны быть на уровне. Хорошие артисты тоже стоят хороших денег. Я желаю, чтобы руководство европейских цирков инвестировало деньги в обучение молодых артистов, чтобы те могли получить хорошее образование, учиться у талантливых педагогов мирового уровня. Хочу, чтобы люди, имеющие к этому отношение, прежде всего, любили цирк во всем его многообразии, чтобы в нем могли бы выступать и жонглеры, и эквилибристы, и акробаты, и представители всех жанров циркового искусства.

— Олег, Антошка, у вас есть пожелание перед вашим совместным выступлением в рождественском цирке Ландау?

О. П.: Я думаю, что несмотря на все взлеты и падения, трудности и переживания, цирк будет жить, пока светит солнышко! Мое желание, чтобы в цирке было побольше детишек, чтобы они любили и зверей, и клоунов, и всех артистов цирка. А цирк рождал доброту в их сердцах.

А.: У меня желание… я давно жду этого момента! (Антошка хитро улыбается, достает из-за спины знаменитую клетчатую кепку Олега Попова и водружает ему на голову. Целует. Олег буквально на глазах преображается, достает из кармана «красный нос» и… вуаля! Перед нами легендарный «солнечный клоун»). …Мое желание теперь почти сбылось. Я буду работать с этим замечательным человеком на одном манеже. А еще я желаю, чтобы на наше рождественское представление в цирк Ландау пришло много-много людей, чтобы всем было весело и все были здоровы и счастливы в новом году!

— Большое вам спасибо.

Фестиваль клоунады

Два самых известных клоуна отечественного цирка встретятся в одном шоу на манеже цирка Ландау. Kроме того, в программе представлений целый фестиваль клоунады: дуэт Андре и Фриско, маленький Али, завоевавший сердца публики, и другие мастера смеха.

Помимо знаменитых клоунов также выступят гимнасты, воздушные акробаты и конечно, животные: лошади, собаки, верблюды и знаменитое пони цирка под руководством дрессировщицы Анн-Катрин Боссерт.

Представления в Рождественском цирке Ландау ─ с 19 декабря по 4 января. Билеты можно приобрести уже сейчас во всех кассах предварительной продажи и на сайте цирка www.landauer-weihnachtscircus.de.

4 января в 19 часов состоится «МК»-Гала. Половина выручки от сбора билетов на это представление будет переведена для лечения тяжелобольной девочки Оли из России. Для всех наших читателей независимо от возраста на представление 4 января в 19:00 действует сниженный тариф. На входе надо будет просто сказать «МК». Помогите Оле!


Рейтинг@Mail.ru