Вернуться к обычному виду

«Мы - та визитная карточка, которая представляет российский цирк во всем мире», - Гия Эрадзе о «Королевском цирке»

Опубликовано: 25 Декабря 2014  |  Источник: «Эхо Москвы» в Перми Возврат к списку
«Мы - та визитная карточка, которая представляет российский цирк во всем мире», - Гия Эрадзе о «Королевском цирке»

Поразив пермскую публику цирковым шоу «Пять континентов», продюсер и артист Королевского цирка Гия Эрадзе отложил отъезд из Перми и вместе со своей труппой подготовил новогоднюю программу. О ней, а также о гастролях цирка в Перми говорили с заслуженным артистом Грузии Гией Эрадзе. Ведущий – Нина Соловей.

- Гия, во-первых, я спешу вас поздравить с фееричными гастролями, которые случились в нашем городе. Хотя мы видим большое количество цирковых программ, но с вашего представления зрители выходили из цирка и снова покупали билеты, я также встречала тех, кто говорил, что пошел уже не в первый раз. Зрители не отпускали артистов. И я тогда первый раз увидела, чтобы в цирк люди шли с цветами артистам. По-моему, это успех. Вы ожидали его?

- Такая тенденция, что к цирку относятся не как к балету и театру, есть. Цирк – это такое же искусство, достоянием страны всегда считался русский цирк и русский балет, первые гастроли за рубеж были русского балета и цирка. Тенденция в том, что начали создаваться новые проекты. И я один из первых, кто начал в России делать такие огромные спектакли.

Сегодня показывать просто классический цирк никому не интересно. И то, что наш успех абсолютно в любом городе такой же, как и в Перми, где-то лучше, где-то хуже, но зритель удивлен и ходит несколько раз на спектакль только потому, что он приходит и видит - его никто не обманул. Очень много псевдоназваний в больших громких цирках, которые рекламируют себя, потом показывают две собачки, одну обезьянку. Тут он видит ноу-хау, где колоссальное количество артистов, животных, костюмов, декораций, у нас только 15 машин, это практически состав поезда, декораций, животных и костюмов, которые приехали в пермский цирк... У вас зал, по-моему, 2100 мест, мы дали 24 шоу. Почти 50 тысяч человек нас посетило.

- А планировали ведь меньше?

- Планировали меньше. Мы добавляли спектакли, был колоссальный ажиотаж. Люди думали, что сегодня же придут и купят билеты на спектакль, а билетов не было за неделю.

Мы оставались в Перми потому, открою вам, что я окончил пермский институт культуры. Я учился в этом институте, сейчас буду получать диплом, но это просто резюме. У нас есть новогоднее шоу. Обычно я смотрю по ситуации - либо показываю новое шоу в этом же городе, либо переезжаю в другой.Мне понравилось в Перми, очень теплый и хороший зритель, было теплое и хорошее отношение. В конце на финальный спектакль вообще билетов не было, просто уходили по 1000-1500 человек, которые остались без билета. Мы решили показать Перми, гостям, людям с области новогоднее шоу.

- Вернемся к тому, что вы сказали – интерес к шоу проявляют во всех городах. Действительно, люди выходят и говорят: «Ой, такого мы не видели». Хотя не видели чего? Не просто шикарных костюмов, а «штучного товара». Не просто номер, а номер, встроенный в общую канву. По сути-то это нормально, так должны работать все!

- Дело даже не в костюмах, а в стилистике и качестве. Над этим проектом работали абсолютно профессиональные люди, каждый своего рода. Работала гигантская команда. Композитор моего спектакля Денис Карнизов, который пишет всю музыку к балету «Тодес». Постановщики спектакля – балетмейстер Елена Фелезова и Таня Широкова, люди, которые ставят миллион проектов со звездами. Елена Фелезова отработала с Сашей Песковым, Машей Распутиной, вообще, все старые концерты в Кремле делала Лена. Сегодня она работает с «Королевским балетом», который вы видели, абсолютно профессионально танцующий, не просто носители костюмов. Артисты, кадры, которые подбирались, обладатели золотых и серебряных наград международных и всемирных фестивалей. Мой коллектив – обладатель золотой награды V всемирного фестиваля «Цирковое искусство», в этом проекте работают бронзовая, серебряная и золотая принцессы российского цирка, фестиваль проходит раз в 2 года, и все мои девочки взяли бронзу, серебро и золото, они все в Перми. В этом спектакле работает аттракцион, который получил недавно на VII международном фестивале в Ижевске золотую награду, то есть здесь собраны сливки российской государственной цирковой компании, потому что мы, артисты этой компании, относимся к мМнистерству культуры. Наверное, мы та визитная карточка, которая представляет российский цирк по городам России и мира.

- А как работать после вас другим компаниям?

- Я думаю, что они тоже должны стремиться делать что-то новое, вкладывать деньги. Я могу сказать смело как продюсер, что если не вложить деньги, то никогда не будет страз и перьев, которые мы привезли и показали. Спектакль, который вы увидите – это новогодняя зимняя сказка королевского цирка, безумно красивая зимняя история. Я не буду открывать все секреты, но это будет также колоссальное количество новых костюмов, очень много новых номеров, целый драматургический сюжет, Дед Мороз на золотом коне... В цирке, на мой вкус, он по-другому не может появиться.

- Не на том белоснежном пегасе?

- Пегас тоже будет, но в другой роли. Будет и черный пегас, потому что будет определенная история про добро и зло. Естественно, добро победит. Я не буду открывать много тайн, но в нашей стилистике, что видела Пермь, будет абсолютно новое шоу, которое начнется 27 декабря и продлится до 11 января. Мы будем здесь только 14 дней, не можем остаться больше. Но все эти 14 дней мы поставили по 2 шоу в день, отдохнем только 31-го. Опять-таки, чтобы не было проблем с билетами у публики, тем более на Новый год все хотят сходить на лучшую елку. Я надеюсь, что наша елка будет лучшая в Перми, потому что знаю, какой спектакль будет новогодний, который мы сейчас привезли. Пока мы в студии беседуем, 120 артистов репетируют.

- А это будет премьера?

- Премьера нового новогоднего шоу, который я сделал специально в этом году для елок.

- Что вы скажете людям, которые говорят: «Да, шоу Гия Эрадзе, "5 континентов" - это было прекрасно. А сейчас они просто приведут Деда Мороза со Снегурочкой»?

- Неправда-неправда. Никогда в жизни за все мои годы я публику не обманывал. Привести и просто вставить Деда Мороза и Снегурочку в королевское шоу – это будет неинтересно и неправильно. Есть афиша, можно посмотреть старую и новую. Это будет абсолютно новое шоу, новые номера. Я не хочу открывать, что будет нового, но его будет очень много. Это абсолютно новые декорации, костюмы, номера, Снегурочка, Дед Мороз, даже елка, которая будет подниматься на 20 метров под купол.

- Вам итак пришлось увеличить количество спектаклей, а впереди серьезный марафон, по 2 спектакля в день. Это же все артисты и животные, где они берут силы?

- Поверьте, для нас это не особенно сложный марафон. Мы же артисты-профессионалы, в Москве мы работаем по 3 шоу в день. Мой другой проект сейчас работает в цирке Никулина на Цветном бульваре, с 18 числа они начали свои гастроли, закончат 11 января, по 3 шоу каждый день. Включая 31 и 1 числа. Если это профессиональные артисты, то, сами понимаете, на елках основная работа по количеству спектаклей, мы к этому привыкшие. Я в цирке работаю 25-й год, считаю себя профессионалом своего дела и занимаюсь тем, чем умею.

- А когда вы отдыхаете-то?

- Выходной у нас в цирке понедельник. Переезды, упаковочно-распаковочные дни – это просто образ жизни. В цирке не все остаются, это очень сложно, но если пришел, то это затягивает тебя навсегда. Либо ты не сможешь вытерпеть тот темп, который проходит в цирке. Те артисты, которые работают у меня, делают это годами. Со мной не так просто работать, я очень требовательный к моим артистам, люблю, чтобы все было пунктуально, четко.

- Судя по шоу, вы перфекционист.

- Мне надо, чтобы, начиная от ногтей и заканчивая последним штрихом, у балета было все безупречно… Если где-то помятый костюм, не подведена стрелка, это уже не ко мне, потому что это халатное отношение к работе. Есть очень много шоу, где можно найти себе работу и работать, но не у Гии Эрадзе. Каждый должен держать свою марку и свой стиль. У нас есть определенный формат людей, которые могут попасть ко мне в шоу.

- Я слышала, что у вас серьезный кастинг, даже танцоров.

- Я люблю красивых, эффектных профессионалов. Из таких людей получается «Королевское шоу», поэтому на такие шоу нет билетов.

- По ICQ сообщение: «Пермяки давно не видели такой великолепной цирковой программы, отсюда и оглушительный успех. Выступали ли вы в больших залах, таких, как как цирковой манеж, во Дворцах спорта, имеете ли интерактивные программы?»

- Мы работали в Японии в зале на 10 тысяч, работали во многих дворцах спорта. Но, подчеркну, мы артисты российской государственной цирковой компании, у нас в России 44 стационарных цирка вроде пермского, и у нас гастрольный график расписан на год-два вперед. Мы работаем именно по циркам, есть разнарядка с Москвы, и по ней мы знаем, куда поедем.

- Слава богу, что манежи везде одинаковые. Это та проблема, с которой сталкиваются театры.

- В цирках такой проблемы нет, цирк испокон веков был рассчитан под галопат лошади 13 метров. Везде стандартный манеж, плюс-минус барьер ниже-больше. Но за столько лет работы мы знаем наизусть, потому что столько лет работали, знаем все закулисные части, уже спокойно примостились к этим циркам и работаем везде.

- Вы упомянули про афиши, на которых изображено одно, а люди потом видят другое.

- Да, после них очень тяжело нам приезжать или любой хорошей программе, потому что люди уже обмануты. Чем больше таких псевдоцирков, тем больше мы будем терять зрителей в цирке. Сейчас пришло новое руководство в Росгосцирк, которое принимает новые меры. Я вхожу в худсовет, я член коллегии, куда входят представители министерства культуры, Иосиф Кобзон, Эдгар Запашный, очень много публичных артистов, вся дирекция Росгосцирка. Мы формируем и отсматриваем программы, которые ездят по городам России. К сожалению, без болезни ничего не почистить. Мы пытаемся убрать ненужные номера, которые не должны быть показаны на публику либо которые нужно посадить и переделать капитально. Вы знаете, зритель уже устал ходить в цирк и смотреть на одну обезьянку, двух собачек и грязные колготки. Или людей, которых мой продюсер называется «неувольнимые мстители» - они не увольняются и мстят своим искусством. Или людей, которым давно пора уступить манеж молодым, а они этого не делают.  Руководство усиленно за это взялось, и это правильно.

- Вопрос по ICQ: «Клоун, который выступал в перерыве ваших выступлений – это ваш актер или пермский?» У пермского цирка нет своей труппы, цирк – это здание.

- Ни у одного цирка нет своей труппы, кроме Большого московского цирка на Цветном бульваре. Все остальные артисты – те, кто приезжает и находится в штате Росгосцирка. Это наш клоун, который специально подобрал репертуар под наш спектакль, Заслуженный артист России Игорь Вящников.

- Это не тот случай, когда выходил клоун и делал пародии на звезд шансона или на Валерия Леонтьева. Слава богу, это был замечательный клоун. Очень часто клоуны могут испортить весь эффект от цирка.

- Вообще клоуны – большая проблема в России, потому что хороших клоунов не осталось. Или они уже задействованы в разных функционирующих программах хорошего качества. Раньше, вы помните, были Попов, Куклачев, Никулин и так далее. Сейчас можете мне назвать известного клоуна России? Нет, наверное. Кадровая проблема клоунов существует. Я взял хорошего клоуна, которого подвел под спектакль. Это уже задача режиссера, чтобы это сделать. Вообще, коверный клоун по закону цирка – человек, который заполняет репризой промежутки между номерами. Но раньше были профессиональные клоуны, и ходили на клоунов, на имена, а не на людей, которые заполняют паузы.

- Нам пишут: «Складывается ощущение, что ваше шоу – это только шикарные костюмы, танцоры с клоуном. А как же ваши животные?»

- В нашем шоу 39 видов животных – львы, тигры, черные лошади, африканские рогатые вороны, группа экзотических животных, которая заканчивает первое отделение, зебры, антилопы, носухи, дикобразы, шимпанзе, гиббоны, попугаи ара, очень много животных, помимо артистов и профессионального балета. Эквилибристы, акробаты, все вместе – это синтез цирка, эстрады, мюзикла, сделанный на театральной основе. Это просто красивое феерическое шоу.

- Животные выдерживают?

- Они такие же профессионалы, как и наши артисты. Есть ветераны цирка, которые годами на манежах, видели много городов и стран. Спокойно выдерживают.

- Они не производят впечатления замученных.

- Да, они идут работать не силой, их не загоняют туда палкой. По животному видно, в каком оно состоянии, как оно ухожено, как работает, по поведению видят те, кто ходит на наше шоу, что мы не требуем с наших животных сумасшедших трюков и не издеваемся над ними. Главное, чтобы это было красиво и зрелищно.

- Сергей задает вопрос: «Ваши лошади выкрашены в белую блестящую краску. Не вредит ли это их здоровью?»

- Нет, это специальный гель, который наносится на тело лошади. Можно сказать, что это даже полезно для шерсти. Потом, сейчас есть много современных распылителей для гривы и хвоста, сверху просто наносится сыпь перламутровых блесток, которые смываются, артисты на тело это мажут, нет никаких проблем.

- Наверняка вам часто приходится встречаться со скептицизмом по поводу животных, что, мол, мучают бедных…

- Да, я даже не хочу эту тему затрагивать. Я считаю, что это миф, придуманный кем-то. Может быть, были и есть люди, которые издеваются над животными, но никогда нельзя всех грести под одну гребенку, что все артисты и дрессировщики такие. Я могу отвечать за себя. Раньше мы спокойно после спектакля делали экскурсию за кулисы, любой зритель мог посмотреть обитание животных за кулисами. Но сейчас появился запрет запуска за кулисы любых посторонних лиц, мы перестали это делать. А так у нас животные холеные, это видно на спектакле.

- Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, это Игорь говорит. Ну, самый главный цирк у нас – армия, даже у Никулина в воспоминаниях написано, что самое смешное – это плоский казарменный юмор. Но разговор не об этом. Был фильм «Поддубный», там была показана цирковая борьба. В отличие от спортивной, она более естественная, живая и натуральная. Главное, что любой зритель может сразиться с цирковым борцом. А как вы считаете, можно ли возродить этот жанр?

- Спасибо за вопрос, но, к сожалению, это не мой жанр. Я точно не буду возрождать борьбу в цирке, у каждого художника есть своя стилистика. Я занимаюсь дрессурой, созданием новых зрелищных стильных красивых шоу и номеров.

- А силачи? Это ведь тоже зрелище.

- Но это не моя профессия. Я обожаю Дикуля, помню его по детству, это было красиво и хорошо. Наверное, и сейчас остались такие номера. Но по стилистике не нужно мне это, у нас другое направление.

- Кстати, несколько программ назад на пермской арене выступал силач. И тогда все отметили: «Ой, они еще существуют». Это как нечто из сказок.

- У нас их, к сожалению, нет.

- «Почему вы не называете имен ваших артистов?» Думаю, их просто много.

- Во-первых, есть цирк дю Солей. Вы знаете имена артистов этого цирка? Хотя там безумно профессиональные артисты. Есть цирк братьев Запашных, в котором работает много профессиональных артистов. Вы знаете их имена? И есть цирк Гии Эрадзе, в котором есть много артистов. Есть программка и буклет, в котором расписаны фамилии артистов, почитайте, пожалуйста, и узнаете, кто есть кто.

- У вас есть обратная связь со зрителями? Или вы делаете выводы только из того, как вас принимают?

- Обычно есть ключевые моменты в шоу, где всегда аплодируют. В зависимости от городов, публика разная, всем не угодить, насильно мил не будешь. Невозможно, чтобы всем понравилось или не понравилось. В какие-то моменты уже по городам понимаешь, что кому нравится.

- Вы говорите, что у вас уже слаженная труппа, люди столько лет работают в вашем шоу. Но они иногда имеют свойство заболеть, сняться с программы.

- Есть дублеры. Но мы всегда пишем в программе, что при какой-то определенной ситуации администрация оставляет за собой право заменить номер на другой. Есть определенные солисты, которых физически не заменить, когда человек прыгает тройным сальто, например, или есть сольные номера, которым нет аналогов. Есть запасные, потому что все-таки это жизнь. Вообще у нас в коллективе 15 детей, двое беременных у меня в труппе. Ребята-то молодые, годы идут, постоянные гастроли…

- Они с вами ездят?

- Конечно. А когда налаживать личную жизнь? То Москва, то большие города, то за границу уезжаем. Жизнь идет своим чередом. Почему в цирке очень много династий? Потому что цирковые люди – целая семья. Я горжусь, что в новогоднее шоу ввел пятерых детей в спектакль, и это наши же дети будут участвовать, которые родились в нашем коллективе. Мы их называем «опилочными детьми», раньше был опилочный манеж.

Итак, с 27 числа Королевский цирк Гии Эрадзе приглашает вас на новогоднее шоу с участием колоссальных новых номеров, которые мы специально создали. Кстати, пермский манеж будет новым, это будет ноу-хау на манеже. Я долго делал этот номер, почти больше года, потому что очень много оригинальных аппаратов, которые цирк никогда не использовал, с фонтанами, подсветками и так далее. Приезжала главный режиссер московского цирка Никулина. Она, когда посмотрела этот номер, а для меня была важна оценка именно ее, сказала: «Видишь, я заплакала». Там очень красивая музыка, написанная Денисом Горнизовым, история любви с цирковым жанром, эквилибром, воздушными гимнастами, потрясающим реквизитом, новым аппаратом.

Дальше по окончании гастролей мы едем в московский цирк и будем целый год там находиться на гастролях Цветном бульваре.


Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru